Cчитанные дни остаются до начала Гран-При Австралии и старта нового чемпионата. Как всегда бывает в начале сезона, многие специалисты, гонщики, журналисты, да и простые поклонники «Королевы автоспорта» были щедры на многочисленные прогнозы. Конечно, делать их в таком непредсказуемом виде спорта, как Формула 1 — занятие бессмысленное и неблагодарное, но всё же можно попытаться оценить перспективы команд и пилотов. Тем более, что технический регламент не претерпел серьезных изменений, следовательно, расстановка сил принципиально измениться не должна.
По мнению большинства специалистов, как и в прошлом году, основная борьба развернется между действующим чемпионом Себастьяном Феттелем и Фернандо Алонсо. Причем если в прошлом году преимущество отдавали Феттелю, называя его главным претендентом на чемпионский титул, то теперь заметный перевес в голосах имеет Алонсо. Объясняется это тем, что новейшая Ferrari F138 избавилась от врожденных болячек своей предшественницы, и на предсезонных тестах Алонсо выглядел очень хорошо, что он сам с удовольствием и отметил. Прошлый сезон высветил и ещё две другие сильные стороны Скудерии — фантастическую надежность машин и невероятное умение Фернандо буквально «выцарапывать» очки в самых безнадежных ситуациях. В 2012 году Алонсо банально не хватало скорости, особенно в квалификациях, но теперь, похоже, эта проблема устранена. Не стоит сбрасывать со счетов и Фелипе Массу, который доказал, что он является командным игроком и всегда прикроет тыл своего напарника. В общем, сейчас на Алонсо в Скудерии работает буквально вся команда, и он там не просто пилот No 1, а царь и бог, отодвинувший на второй план даже Стефано Доменикали.
Что может противопоставить Ferrari Себастьян Феттель и Red Bull? Как известно, Марк Уэббер отличается крайне независимым характером и уж, по крайней мере, в первой половине сезона, вряд ли будет из кожи вон лезть, чтобы помочь Феттелю. О равенстве своих пилотов говорит и Кристиан Хорнер, но это не более чем дежурная риторика. «Супероружием» Red Bull по-прежнему остается гений аэродинамики Эйдриан Ньюи, но на тестах Red Bull RB9 выглядел достаточно скромно, и хотя о реальной конкурентоспособности машины пока судить сложно, многие специалисты отметили, что «красные быки» уже не имеют такого подавляющего преимущества над соперниками. Не совсем понятно, как обстоит дело с мотивацией у Себастьяна Феттеля. Три подряд чемпионских титула вполне могли лишить его былого задора и стремления побеждать любой ценой, и хотя он сам уверяет, что мотивирован как и раньше, поверить в это сложно. Себастьян банально не видит перед собой новых вызовов, так как уже в достаточно молодом возрасте одержал столько побед и выиграл столько титулов, сколько многие пилоты не выигрывают и к концу своей карьеры. Конечно, он был бы не прочь побить вечный рекорд Михаэля Шумахера и стать восьмикратным чемпионом, но сделать это, скорее всего, никому и никогда не удастся.
Что касается других оппонентов Феттеля и Алонсо, то с уходом Льюиса Хэмилтона в Mercedes, опасаться в первую очередь им стоит даже не Дженсона Баттона и Марка Уэббера, которые неоднократно уже намекали на скорое завершение карьеры и вряд ли готовы гоняться с таким же азартом, как в молодые годы, а Серхио Переса и пилотов Lotus. Перес впервые в своей карьере оказался за рулем болида топ-команды, мотивация у него хлещет через край, к тому же, он, несомненно, талантливый пилот. Возможно, ему пока не хватает опыта, но его дефицит он с лихвой может компенсировать всем вышеназванным. Всё то же самое можно сказать и про Романа Грожана, которому ещё надо реабилитироваться за неоднозначный прошлогодний сезон и доказать, что он вполне адекватный пилот, а не «псих первого поворота», как его окрестил Марк Уэббер. Судя по тестам, Lotus E21 стал еще более конкурентоспособным, чем прошлогодняя машина, и можно не сомневаться, что Грожан и Райкконен сразу попытаются навязать борьбу лидерам. Тем более, опытнейшему «Айсмену», по его словам, «просто гоняться» неинтересно, а единственное, что его интересует, так это чемпионский титул и ничего больше. Lotus E21 наверняка позволит ему включиться в борьбу за него уже с первых гонок.
Как это ни странно, но по-прежнему «тёмной лошадкой» продолжает выглядеть Mercedes. Конечно, появление в команде Льюиса Хэмилтона однозначно усилило легендарную немецкую конюшню, но если к нему и Росбергу вопросов нет, то они есть к Mercedes W04. Шеф команды Росс Браун традиционно излучает оптимизм и уверяет всех, что Mercedes готов к борьбе, но если вспомнить предыдущие малоудачные сезоны, то начинались они с точно таких же оптимистичных заявлений. Опять-таки, если верить Брауну, теперь все конструктивные недочеты исправлены, и, судя по тестам, Mercedes действительно в этом сезоне может «выстрелить». А... может и не выстрелить, и если это произойдет, то над головой Росса Брауна уже будут не свинцовые тучи, а разразится самая настоящая гроза.
А вот его коллеге — боссу команды Sauber Монише Кальтенборн — подобное вряд ли грозит. Во-первых, у неё это первый самостоятельный сезон в качестве руководителя конюшни, а во-вторых, Петер Заубер оставил ей хорошее наследство — опытных конструкторов, талантливого Нико Хюлькенберга и спонсорскую помощь мексиканского медиамагната Карлоса Слима, недавно опять названного самым богатым человеком планеты. Протеже Слима — молодой мексиканский гонщик Эстебан Гутьеррес вполне может повторить достижения своего соотечественника Серхио Переса, а то и превзойти его. Уже сейчас его называют очень перспективным пилотом, и не исключено, что через пару лет им так же заинтересуются топ-команды. В общем, Монише Кальтенборн достаточно будет провести этот сезон не хуже прошлогоднего, и этот результат будет признан вполне приемлемым.
И если Sauber, что с Петером Заубером, что без него, всегда считался крепким середняком, то про Force India такого теперь не скажешь. Босс команды Виджей Малья вывел индийскую конюшню «в люди» с самого дна Формулы 1, и несколько раз его пилоты едва не одержали победу, но теперь положение Force India иначе как катастрофическим не назовешь. Причем относится это не к самой команде и её инфраструктуре, с этим как раз всё в порядке, а к финансам Мальи и его спонсоров. Которые, мягко говоря, оставляют желать лучшего. По большому счету, Виджею Малье сейчас вообще не до Формулы 1 и всего того, что с ней связано. Поэтому не исключено, что на определенном этапе его финансовые проблемы могут ударить и по Force India, причем удар этот может оказаться нокаутирующим.
На протяжении последних лет в начале каждого сезона болельщики Williams если и не ждут от команды результатов 90-х годов прошлого века, то хотя бы надеются на воскрешение некогда легендарной конюшни. В прошлом году Пастор Мальдонадо подарил им надежду, но по итогам чемпионата команда Фрэнка Уильямса заняла только 8 место. Для сезона-2013 был разработан весьма передовой болид Williams FW35,.. который сразу же привлек внимание технических комиссаров FIA, усмотревших в задней части машины запрещенный «выхлопной тоннель». Правда, у Williams FW35 есть ещё несколько любопытных новинок, которые должны помочь Пастору Мальдонадо и новичку Валттери Боттасу не затеряться в глубинах пелотона. Хотя сам Фрэнк Уильямc всячески нахваливает свой автомобиль и пилотов, но честно признает, что неплохим результатом для Williams в этом году будет отыграть пару мест в Кубке Конструкторов.
В Toro Rosso было решено сохранить обоих пилотов — Даниэля Риккиардо и Жана-Эрика Верня, но при этом разработать машину с чистого листа. Пока неизвестно, насколько удачной она получилась, но в том, что она будет страдать, как минимум, на первых порах, «детскими болезнями», сомневаться не приходится. Учитывая «куцые» предсезонные тесты, которые не позволяют полноценно обкатать машину, шаг весьма рискованный для Toro Rosso, тем более учитывая и так невысокий потенциал этой команды.
Что касается двух команд так называемого «призыва Макса Мосли» — Caterham и Marussia, то их перспективы так же туманны, как и три года назад. Конечно, с тех пор они сделали большой шаг вперед — Marussia даже обзавелась системой KERS, но всё это вряд ли позволит обеим командам хоть на полшага приблизиться к середнякам. А учитывая тот факт, что и Caterham, и Marussia усадили за руль типичных рента-драйверов, из которых, кроме Шарля Пика, никто больше не имеет опыта выступлений в Формуле 1, то будет странно, если обе команды заработают хотя бы одно очко на двоих. Как они будут совершенствовать машины по ходу сезона, не имея опытных гонщиков, — непонятно. Если в прошлом году, имея в своих рядах Ковалайнена, Глока и Петрова, они не смогли приблизиться к Toro Rosso, то в сезоне-2013 их отставание от середняков грозит ещё увеличиться. И не исключено, что четвертый сезон без очков может поставить крест на обоих проектах, достаточно вспомнить судьбу приказавшей долго жить HRT.
Впрочем, все вышесказанное — всего лишь предположения. А реальная расстановка сил, возможно, уже станет понятна 17 марта, когда стартует Гран-При Австралии.