Ралли Швеции своими глазами. Снежная феерия

Чем примечательно Ралли Швеции? За ответом на этот вопрос мы отправились туда по приглашению компании Michelin с бывшим штурманом Евгения Новикова – французом Дени Жиродэ
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Ралли Швеции стоит особняком в календаре мирового чемпионата – это единственная гонка, которая проходит только по снегу и льду, что добавляет головной боли всем командам, производителям шин и тем пилотам, не привыкшим работать в столь специфичных условиях. Свою интригу вносит и тот факт, что за всю историю этого этапа здесь всегда выигрывали гонщики из Скандинавии и Финляндии. Исключением стал лишь 2004-й год, когда победил Себастьен Лёб. Причём титулованный француз был настроен победить в Швеции во второй раз. Зачем Лёбу эта победа?


Девятикратный чемпион помнит, что в 2004-м он выиграл только благодаря сходу лидировавшего Маркко Мяртина, поэтому ему хотелось завершить карьеру «честной» победой. И начал Лёб действительно мощно, выиграв «зрительский» спецучасток на ипподроме в Карлштадте, а всего 0,5 секунды ему уступил... Евгений Новиков! За успехом россиянина мы наблюдали лично: в Швецию мы приехали по приглашению фирмы Michelin, а компанию нам составил бывший штурман Новикова – француз Дени Жиродэ, который сейчас восстанавливается после травмы спины, полученной в прошлом году на Ралли Финляндии. Было видно, что Дени рад результату Евгения не меньше нашего – переживает...


Дени знает эти места едва ли не лучше «аборигенов» – шутка ли, за плечами более 30 лет карьеры в чемпионате мира. Поэтому утром в пятницу мы отправились на спецучасток Varmullsasen, который примечателен тем, что пилоты финишируют на... горнолыжном спуске! Конечно, едут они не по лыжной трассе – организаторы сделали закрученный серпантин, поэтому зрители могут наблюдать за каждой машиной чуть ли не целую минуту. Тут мы не досчитались Микко Хирвонена – финн дважды (!) улетал в сугробы на предыдущем СУ и потерял более 20 минут! Непонятно, что нашло на Микко – начиная с 2007 года, он не опускался в Швеции ниже третьего места, а два раза оказывался на верхней ступеньке пьедестала почёта. Не повезло и Мадсу Остбергу – на «Фиесте» норвежца начал перегреваться двигатель.


Воспользовавшись неудачами Хирвонена и Остберга, в лидерах воцарились два Себастьена – Лёб и Ожье, которые вчистую переиграли Яри-Матти Латвалу! Финн всю гонку жаловался на непривычное поведение Volkswagen Polo R WRC и признал, что ему придётся изменить свой стиль пилотирования. Впрочем, к моменту, когда мы приехали на второе прохождение культового СУ Vargasen, Латвала всё же смог обойти Лёба, а решивший проблемы с двигателем Остберг вышел на четвёртое место. Пятёрку замкнул Евгений Новиков.


Знаменит Vargasen своим трамплином, который называется Colin’s Crest – организаторы назвали его в честь Колина МакРэя. Шотландец (светлая память!) покорил всех тем, что всегда «дубасил» здесь на полную катушку, и с 2008 года награда имени Колина присуждается тому пилоту, который прыгнет дальше всех на Colin’s Crest. Абсолютный рекорд (37 метров) принадлежит сразу двум гонщикам – американцу Кену Блоку (кто бы сомневался) и норвежцу Мариусу Асену. Зрителей здесь столько, что яблоку негде упасть! Никого не смущает и крепкий морозец – все экипированы по полному разряду, а большинство ещё и активно заправляется алкоголем.


Правда, становится не совсем понятно, зачем сюда приезжают те, кто никак себя не сдерживает, ибо к концу дня многие такие «болельщики» напиваются настолько, что сидят спиной к трассе возле костра или просто спят на снегу, не обращая внимания на пролетающие мимо машины! А вечером Дени Жиродэ заехал на Colin’s Crest прямо на нашем микроавтобусе – дорога уже была открыта. Конечно, прыгать мы не стали, но ощущения испытываешь фантастические – всё-таки, прикоснулся к одному из легендарных раллийных мест. А награда в этом году досталась бельгийцу Тьери Невилю с результатом 35 метров.

Дальше гонка шла своим чередом – Лёб, как ни пытался, но не мог достать Ожье и потихоньку отставал. Единственное изменение утром субботы в первой десятке – это обидный сход местного 22-летнего пилота Понтуса Тидеманда из-за отказа двигателя. А самую ожесточённую схватку вели за третье место Яри-Матти Латвала и Мадс Остберг – в итоге норвежец дожал-таки финна и обошёл его на СУ14! Новиков же вполне комфортно расположился на пятой позиции – до Латвалы ему было целых 2 минуты, и ровно столько же проигрывал россиянину Невиль.

Воскресным утром мы отправились в Норвегию (три спецучастка проходило по территории этого государства), по колено в снегу добрались до интересного поворота, где машины проносились на полном ходу и были полностью удовлетворены посещением Ралли Швеции. Заодно нас повеселила группа колоритных итальянцев, тщетно пытавшихся закрепить в сугробе зелёно-бело-красный триколор. Интересно, за кого они болели, если ушли с трассы до появления на ней своих соотечественников? Но позже нас ждало разочарование – всего за два СУ до финиша Евгений Новиков ошибся на торможении, вылетел с трассы и откатился на девятое место! Ну как же так? Его позиции ничего не угрожало, это был не Power Stage, где обладателям трёх лучших времён начисляют дополнительные очки. Досадно!


А Ралли Швеции завершилось триумфом Себастьена Ожье, который стал вторым «иноземцем», выигравшим здесь – он не допустил ни единой ошибки, машина работала идеально, и даже Себастьен Лёб признал, что пилотировал на пределе, но не смог догнать своего молодого соотечественника. Лучшим из скандинавов стал Мадс Остберг – лишь третье место на финише! Похоже, пророческой оказалась наклейка на одной из машин болельщиков, где напротив чемпионского титула 2013 года значится всё то же имя – Себастьен, но с буквой O в начале фамилии.

Результаты Ралли Швеции — 2013 (первые 10 экипажей):

Положение в чемпионате (личный зачёт, первые 10 пилотов)
Положение в чемпионате (командный зачёт)

Чёрное золото

На Ралли Швеции мы приехали по приглашению компании Michelin, поэтому грех было не воспользоваться возможностью пообщаться с директором спортивного подразделения – Паскалем Куаноном. Тем более, французы привезли на эту зимнюю гонку свою новую шину X-Ice North 2 WRC. С Паскалем нам удалось пообщаться десять минут в сервисном парке в Хагфорсе – у него весьма плотный график.

- Паскаль, расскажите, чем новая шина отличается от прошлогодней модели
- Несмотря на схожий рисунок протектора, шина была серьёзно модернизирована. В первую очередь, нам пришлось поработать над составом смеси и износостойкостью – FIA изменила правила, поэтому в сезоне 2013 года каждому пилоту доступно 28 шин против 35 ранее. Протектор стал чуть более «разреженным», чтобы он не забивался снегом. Кроме того, мы применили новые шипы – их высота над поверхностью уменьшена с 7 до 6,5 мм, что положительно влияет на их долговечность. Посмотрите – эта шина прошла два спецучастка (Паскаль демонстрирует нам использованную покрышку), а потеряла всего несколько шипов.

- В Швеции вы используете только один тип шин?
- Да. А для гравийных этапов у нас есть новая шина, которая будет доступна с двумя типами состава – жёстким и мягким. Мы привезём их на следующий этап в Мексику. Протектор остался неизменным, но из-за требований FIA по сокращению комплектов покрышек нам пришлось поработать над смесью, чтобы сделать их более износостойкими. Это настоящий вызов – число доступных шин стало меньше сразу на 20%, но вы не имеете права сделать новые покрышки «медленнее» старых!

- Какие у вас отношения с командами? Все ли они покупают у вас шины и одинакова ли цена для любого клиента?
- Однозначно, мы никому не предоставляем шины бесплатно – я считаю, что усилия наших инженеров и всех людей, задействованных в разработке и производстве гоночных шин, должны быть вознаграждены. Также я могу заверить, что все клиенты получают шины абсолютно одинаковой спецификации – а вот цена зависит от вклада той или команды в развитие наших технологий. К сожалению, я не могу раскрывать этих деталей. Так или иначе, сотрудничество взаимовыгодное – гоночные команды получают хорошие и абсолютно одинаковые шины, а мы имеем плюсы от продаж и положительный имидж.

- Должны ли команды возвращать вам изношенные шины?
- У нас есть два типа шин. Один тип мы называем «конфиденциальным» – такие шины всё время принадлежат компании Michelin и после соревнований мы забираем их обратно, чтобы они не достались нашим конкурентам. Это касается только каких-либо эксклюзивных разработок. Всеми остальными типами шин команды могут распоряжаться, как им угодно. Но, как я уже говорил, мы производим одинаковые шины для всех – у нас нет отдельных спецификаций для Citroen или Volkswagen. Любая другая команда может купить аналогичные покрышки.

- Для чего компания Michelin участвует в ралли и вообще в автоспорте?
- Есть три причины. Во-первых, это традиции и маркетинг. Вся история Michelin связана с автоспортом, и у многих клиентов Michelin ассоциируется с победами в Формуле-1, чемпионате мира по ралли и «24 часах Ле-Мана». Это доказательство наших возможностей. В 1891-м Michelin получила патент на производство съёмной пневматической шины для велосипедов и в том же году мы выиграли свою первую гонку – марафон Париж-Брест-Париж. Спорт у нас в крови! Второй момент – это испытание новых идей и технологий. Возьмём зимние ралли. Конечно, мы не используем такие же шипы на дорожных шинах, но мы экспериментируем с ними, чтобы лучше понимать, как они работают. В случае с гравийными покрышками мы тестируем различные материалы – в свете новых правил нам нужно делать их более износостойкими, но не терять в скорости. В результате все полученные знания аккумулируются в производстве дорожных шин. И третье – мы хотим быть уверенными, что предлагаем нашим частным клиентам лучшие гоночные шины, а для этого нам необходимо участвовать в гонках, чтобы развиваться дальше.

- Думаете ли вы о возвращении в Формулу-1?
- Интересный вопрос! Но на сегодняшний день нас, прежде всего, интересует конкуренция с другими производителями шин – даже в WRC у нас появился соперник в лице компании DMACK. А в Формуле-1, как вы знаете, уже несколько лет действует монополия. У нас есть все возможности для возвращения в качестве монопоставщика, но сейчас мы не видим в этом смысла – Michelin не будет производить шины, которые нужно менять каждые 10 кругов. Победитель марафона «24 часа Ле-Мана» проехал на одном комплекте наших покрышек 790 километров – это в 2,5 раза больше дистанции гонки Формулы-1. Но если требования к шинам будут пересмотрены, то почему нет?

Дени Жиродэ

С Дени нам вообще очень повезло – обычно в поездках с компанией Michelin сопровождает Николя Клинже, с которым Новиков проехал немецкий этап в прошлом году. Не подумайте, молодой, весёлый и кучерявый Николя – душа компании. Но Жиродэ рассказал нам столько интересных историй, что их хватило бы на небольшую книгу. Так, мы узнали, что Юха Канккунен (Дени выступал с ним на «Тойоте») на Ралли Новой Зеландии больше всего скучал по... финским сосискам, которые Жиродэ считает абсолютно невкусными? А на заре своей карьеры Жиродэ попал в серьёзную аварию на Канарах – их Renault 5 свалился со скалы, много раз перевернулся и загорелся. Лишь чудом экипаж не пострадал, причём в момент падения Дени не кричал от ужаса, а... признавался в любви к собственной супруге. Те фотографии он носит с собой – честно говоря, зрелище шокирующее.

Есть у него и фотографии горящего Peugeot 206 WRC – Жиродэ попал в аварию с Дидье Ориолем на Сафари Ралли 2001 года. На скорости свыше 180 км/ч машина взмыла в воздух, приземлилась на капот, перевернулась и после этого полностью сгорела! Дени признался, что команда Peugeot строго-настрого запретила использовать фотокарточки этого происшествия и даже выкупила их у всех, кто смог запечатлеть эту картину. Но нам он их показал – всё-таки, прошло уже 12 лет, а Peugeot давно ушла из WRC. И, видимо, чтобы ни у кого не было подозрений, почему Жиродэ перестал выступать с Новиковым, он носит с собой рентгеновский снимок позвоночника. Для человека, которому в этом году стукнет 57 лет, травма действительно серьёзная. Но Дени почти поправился, хотя врачи по-прежнему запрещают ему садиться в кресло раллийного автомобиля как минимум до середины года. Желаем скорейшего выздоровления и надеемся вновь увидеть его в деле!

Петтер Солберг


На дорожной секции мы встретили... Петтера Солберга! Норвежец, которому не нашлось места в пелотоне WRC, принял участие в историческом зачёте ралли за рулём заднеприводного Ford Escort Mk.2. Причём в штурманском кресле была его супруга – Пернилла Солберг. Разумеется, мы не могли проехать мимо и остановились, чтобы пообщаться с любимчиком раллийных болельщиков.


Солберг пребывал в отличном настроении, охотно фотографировался со всеми желающими и рассказал, что очень доволен гонкой – спустя несколько часов Петтер выиграл Ралли Швеции в категории исторических автомобилей, опередив даже грозные Audi Quattro. Стало известно, что Солберг продолжит карьеру в чемпионате Европы по ралли-кроссу, но нам всем очень хочется увидеть его в WRC хотя бы в следующем году. Может, у норвежского чемпиона получится договориться с компанией Hyundai, которая возвращается в 2014 году?

Вадим Гагарин
Фото автора, Андрея Клещёва (Авторевю) и ewrc.cz