Бессветофорное движение: панацея или проклятие?

В 2013 году Ленинский и Кутозовский проспекты в Москве могут перейти на бессветофорное движение. Возможные эффекты от введения подобной меры обсуждали эксперты круглого стола, прошедшего в Москве
Тимофей Исаев

В 2013 году в Москве будет реконструировано несколько крупных магистралей, среди которых Ленинский и Кутузовский проспекты. Согласно существующим планам, на этих трассах организуют бессветофорное движение. Какой эффект будет иметь такая мера? Этому был посвящен экспертный круглый стол, прошедший на этой неделе.

Обычно под бессветофорной схемой организации движения подразумевается замена традиционных перекрестков со светофорами на крупных магистралях на развязки и тоннели, что позволяет автомобилистам не тормозить и обеспечивает тем самым эффект, схожий с «зеленой волной». Как рассказал первый заместитель руководителя, начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков, в настоящее время на бессветофорное движение в городе существует две крайние точки зрения. По одной из них, бессветофорная схема может решить все существующие проблемы и избавить город от пробок. Согласно другому мнению, бессветофорное движение не дает никаких плюсов, пробки остаются, а потому никакого смысла реконструировать магистрали нет. «Истина, как всегда, лежит посередине», — считает Мухортиков. По его словам, всегда необходимо рассматривать каждый конкретный случай. К примеру, в центре Москвы развязки и светофоры не являются выходом из сложившейся ситуации, в то время как между Третьим транспортным кольцом и МКАД такое решение может быть оптимальным, поскольку увеличивает скорость движения и позволяет избежать «простоя» автомобилей.

При этом, по словам Мухортикова, бессветофорная схема организации движения автомобилей не лишена ряда мифов. К примеру, один из них заключается в том, что после ускорения потока пробка переместится ближе к центру города, например, к Садовому кольцу, где её уже нельзя будет убрать при помощи строительства новых развязок или тоннелей. Однако такое понимание в корне неверно, считает Мухортиков. По его словам, помимо движения в самый центр города, есть еще Третье транспортное кольцо и перпендикулярные улицы, на которые будет уходить значительная часть потока. К тому же, помимо движения в центр, есть еще и поток в область, который должен поехать лучше в случае реконструкции.

С ним согласились и другие участники круглого стола. По словам руководителя «Национального общественного центра безопасности движения» Сергея Канаева, введение бессветофорного режима может увеличить трафик на 15%. Правда, при этом эксперт оговорился, что ожидать исчезновения пробок после введения бессветофорного движения на Ленинском и Кутузовском проспекте всё же не стоит, однако дать некоторое время на принятие дальнейших шагов эта мера может.

Помимо этого, организация бессветофорного движения поможет повысить уровень безопасности пешеходов, поскольку предполагает строительство внеуличных переходов, прежде всего — подземных. Как отметил председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, проект решает две основные проблемы пешеходов: долгое ожидание на наземных светофорных переходах и наличие нерегулируемых наземных переходов. По его словам, ситуации, когда пешеходу приходится переходить по нерегулируемому переходу по несколько полос, просто опасны. «Это — натуральное убийство пешеходов», — добавил он.

Впрочем, говорить о том, что бессветофорная схема движения лишена недостатков, было бы неверно. К примеру, в мировой практике существует два контура дорожной сети. В первый входят местные улицы, а во второй магистральные дороги (хайвеи, фривеи). Функции этих двух контуров принципиально различаются. Проблема заключается в том, что предложенная властями схема реконструкции Ленинского и Кутузовского проспектов не превращает эти трассы в магистрали, поскольку позволяет попасть на них с локальных улиц.

Однако ситуация в Москве действительно по-своему уникальна. Дело в том, что последние транспортные коридоры в Генплане города были заложены еще в советское время. Потом было время массового строительства и точечных застроек, а время на создание новых дорог было безвозвратно утрачено. «В Москве невозможно применить мировую практику. Новых транспортных коридоров найти не получится», — отмечает в этой связи Мухортиков. Таким образом, реконструкция крупных транспортных артерий позволяет хотя бы по максимуму использовать те возможности, которые есть у города.

Конечно, решение проблемы пробок в столице не должно идти только за счет бессветофорных магистралей. Огромное значение имеет общественный транспорт, а также организация объездных маршрутов в Московской области. И все же грамотная реконструкция основных магистралей должна помочь городу вздохнуть чуточку свободнее. В конце-концов, в сложившейся ситуации хуже от подобных мер уже точно не будет.