Что и куда может загрузить обычный водитель? Пакеты из супермаркета в багажник или карты в навигатор. Ещё — гаишника, вооружившись знаниями о должностных инструкциях ГИБДД. Но есть и ещё один вариант, особенно актуальный в зимнее время, — речь о передних колёсах. Что это, как и зачем это правильно делать, показал нам глава школы вождения Audi Quattro Евгений Васин.
Как уже писал Виталий Кабышев, готовность к зиме заключается не только в смене колёс и заливке «незамерзайки». Все знают, что физика движения машины зимой отличается от летней: всё происходит медленнее, а красивые скольжения порой невольно исполняют даже те, кто никогда не слышал слова дрифт. Ниже — несколько рецептов безопасной зимней езды, которые предлагает школа Audi quattro.
Загружай колёса
Любой манёвр зимой нужно делать тогда, когда сцепление передних управляемых колёс с дорогой максимальное. Для этого можно или выбрать более цепкую траекторию (если покрытие неоднородно), или просто прижать к дороге управляемые колёса. При разгоне автомобиль приседает на заднюю ось, а при торможении на переднюю — эту физику и нужно использовать. Перед поворотом руля отпустите газ и сразу же, пока автомобиль не успел перераспределить массу в центр, поверните «баранку». Если перед поворотом тормозите, то чем выше интенсивность замедления, тем больше будет загрузка передних колёс.
Типичные ошибки: слишком много времени проходит между загрузкой или началом манёвра; манёвр начинается одновременно с загрузкой.
Осторожно: если начать манёвр одновременно с загрузкой (особенно — торможением), то возможен резкий занос задней оси.
Действуй на опережение
Зимой автомобилю нужно больше времени, чтобы выполнить команду рулём, нежели летом. Поэтому если исповедовать летний стиль вождения, то машина повернёт позже, а значит, окажется не совсем там, куда её задумывал направить водитель. И чем выше скорость — тем справедливее правило. Для безопасной езды нужно действовать на опережение. Представим 45-градусный изгиб дороги: даже при незначительном превышении скорости летние привычки приведут к тому, что вы окажетесь на встречке или в кювете. Немного времени уйдёт на уводы более высокопрофильных зимних шин, ещё сколько-то — чтобы покрышки поймали поперечный «зацеп». Умножьте эти доли секунды на скорость движения, и получится та самая пара метров, которая отделяет свою полосу от встречной. Поэтому на скользких покрытиях руль поворачиваем чуть заранее, чтобы проезжать через вершину поворота (условно говоря, его «середину») с прямыми колёсами. Универсального рецепта по времени опережения нет — всё зависит от скорости и покрытия. Быстро оценить состояние дороги помогает короткое интенсивное торможение или отклонение руля на микроуглы — если «баранка» ощутимо «легчает», то под колёсами действительно скользко.
Типичные ошибки: неправильная оценка коэффициента сцепления с покрытием; позднее руление.
Осторожно: если понять эту технику слишком буквально и использовать слишком сильное опережение или слишком сильно опаздывать без учёта того, насколько скользко под колёсами, то можно опять-таки оказаться на встречке или на обочине.
Сглаживай траекторию
Чтобы проехать вершину поворота с прямыми колёсами, повернуть нужно чуть заранее. А сделать это в пределах своей полосы можно, только прижавшись заранее к её внешнему относительно направления поворота краю: то есть, если поворачиваем направо, то смещаемся левее к центру дороги и наоборот. Траектория движения должна напоминать прямую линию, поэтому входим в поворот снаружи, проходим через середину внутри, выходим снаружи.
Типичные ошибки: недостаточный запас пространства перед манёвром; слишком ранний или поздний вход в поворот.
Осторожно: если траектория движения будет слишком ломаной, особенно в череде поворотов, то возможно скольжение передней или задней осей.
Стабилизируй на выходе
После совершения манёвра, даже если он выполнен «по науке», автомобиль может потерять стабильность на выходе. Причина в том, что манёвр — это целая череда перераспределений массы: сначала она переносится на передние колёса (загрузка), потом на противоположный направлению поворота борт (манёвр), затем назад или в центр (стабилизация). Чтобы эти «шатания» массы не привели к потере сцепления с дорогой, на выходе из виража необходимо плавно добавить газ — ускорение скомпенсирует инерцию автомобиля, заставляющую его стремиться вбок.
Типичные ошибки: слишком резкое открытие газа.
Осторожно: слишком резкое открытие газа в конце манёвра может ещё больше дестабилизировать автомобиль и вызвать внезапный занос или снос.
Газ — на прямых колёсах
Добавлять газ на скользкой дороге следует только тогда, когда передние колёса смотрят прямо. При открытии дросселя с повёрнутым рулём автомобиль будет двигаться не туда, куда задумал водитель, — на скользком зимнем покрытии неправильная техника вождения приведёт к сносу или заносу под тягой, в зависимости от типа привода. Удивительно, но это справедливо, даже когда вы хотите повеселиться в заносах: например, кружить на полноприводном автомобиле в скольжении гораздо правильнее с прямыми колёсами, корректируя траекторию газом и микроподруливаниями.
Типичные ошибки: не стоит понимать «прямые колёса» очень строго — почти прямые тоже сгодятся; слишком резкое открытие газа.
Осторожно: помните, что прямые колёса — это лишь одно из условий стабильности автомобиля, и аккуратно дозируйте газ, чтобы не вызвать занос под тягой.
Больше скорость — меньше руля
Физика движения автомобиля такова, что с ростом скорости поворачивать ему помогает сила инерции. Поэтому чем дальше ускакала по циферблату стрелка спидометра, тем аккуратнее, плавнее и короче должны быть действия рулём. Даже для совершения резкого перестроения достаточно короткого и точного поворота руля — тогда у автомобиля будет меньше шансов потерять сцепление с дорогой, и он не потребует последующей корректировки в новой полосе.
Типичные ошибки: слишком резкое движение рулем или слишком большие углы поворота «баранки».
Осторожно: как и большинство зимних ошибок с рулением, неправильные действия приводят к потере стабильности в виде сноса или заноса машины.
Куда смотришь — туда и приедешь
Казалось бы, простейшее правило, но следуют ему далеко не все. Пример из автоспорта: большинство пилотов признаётся, что в вираже всегда смотрят на следующий поворот. Если смотреть «под ноги», то это может и поможет успешно справиться с текущим поворотом, но сильно затруднит вход в следующий: станет сложнее оценить расстояние, дорожное покрытие и другие важные факторы.
Типичные ошибки: смотреть себе под капот.
Осторожно: обращая слишком много внимания на текущий поворот, можно просто не попасть в следующий или войти в него неправильно.
Используй инерцию, скольжения — это нормально
Если автомобиль потерял стабильность и отправился в скольжение — с ним нужно уметь справиться. Превратить неуправляемый занос в управляемый можно с помощью руля и газа. В случае овладения техникой скольжений в критической ситуации автомобиль можно направить именно туда, куда нужно. Конечно, управляемые скольжения — это тема для отдельной статьи, но вкратце так: чтобы заправить уже скользящий автомобиль в поворот, нужно использовать инерцию. Если поскользнулась корма, то добавляем газу и чуть корректируем рулём, а если автомобиль «плужит» наружу, то следует отпустить газ и повернуть руль — инерция выставит автомобиль боком и позволит попасть в поворот.
Для отработки навыков была выставлена фигура, напоминающая гантелю: два широких полукруга и два створа ворот между ними. Задача — двигаться по кругу в постоянных микроскольжениях, используя инерцию и перераспределение массы автомобиля. Критерии успешного выполнения: непрерывный, но неглубокий занос на всей дистанции, короткие движения руля, плавная работа газом. Если ехать на «гантеле» неправильно, то она и правда накачает руки, как настоящая, потому как для поимки постоянно гуляющей кормы мощных Audi S4 наматываться на руль придётся о-го-го как. Проехать «гантелю» в постоянном скольжении целиком — задача реальная, но, в случае её правильного выполнения, зрители будут зевать на обочине: допускать нужно лишь микроскольжения. На 333-сильных «школьных» Audi S4/S5 возможна и более эффектная езда с глубокими заносами даже по асфальту, но вот с эффективностью, как заверили инструкторы школы, она не имеет совершенно ничего общего.
Всё, что описано выше, – необходимый минимум навыков хорошего водителя. Да, многие приёмы мы используем чисто интуитивно, но структурировать их, подружить с новыми техниками и постоянно практиковаться – жизненно необходимо! Можно заниматься самостоятельно в выходной день на безлюдной площадке, но лучше всего это делать на автодроме школы контраварийной подготовки под контролем опытных инструкторов. Так эффективнее и продуктивнее. После выполнения специально подготовленных упражнений всегда открывается масса вещей, о которых вы ранее даже не подозревали. Так что дерзайте! Нет предела совершенству.
Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Audi