На все четыре лапы. Тестируем полноприводные «Ягуары» XF и XJ

Сохранили ли свой характер большие «кошки» с появлением под кузовом полноприводной трансмиссии? Утвердительный ответ на этот вопрос дал тест-драйв в горах провинции Квебек
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

«Ночью слегка подморозило, так что будьте осторожны, берегитесь „чёрного льда“ на дорогах», — напутствовал меня англичанин из команды Jaguar перед выездом. Не лишнее предупреждение — под длинным капотом готовы к бою 340 компрессорных «лошадей», а на 20-дюймовые колёсные диски тонким слоем натянуты скоростные нешипованные зимние шины Pirelli Sottozero. Но я только радуюсь — эта дикая «кошка» под названием Jaguar XJ способна отталкиваться от поверхности всеми четырьмя «лапами». Конечно, в истории компании уже был X-Type, но на больших «Ягуарах» полный привод появился впервые.

Это известие сколь радостное, столь и настораживающее. Полный привод «Ягуарам» был нужен, как воздух, — сейчас в мире почти не осталось машин премиум-сегмента, которые не могут похвастать четырьмя ведущими. Это и немецкая тройка, и японские модели, сдались даже в Maserati — будущий Quattroporte тоже получит полноприводную модификацию. Но не убьёт ли такая трансмиссия особенный характер больших «кошек»? Судя по уверениям людей из Jaguar, именно эту задачу инженеры решали в первую очередь — любой ценой добиться сохранения повадок, к которым привыкли поклонники марки.

Любопытно, что специалисты Jaguar не стали лишний раз отвлекать коллег из Land Rover, хотя у тех накоплен богатейший опыт разработки полноприводных трансмиссий, а обратились к австрийской конторе Magna Steyr. Это не удивляет, если копнуть чуть глубже. В качестве точки отсчёта англичане выбрали систему BMW xDrive, а её баварцам поставляет как раз Magna Steyr. Жёсткого распределения крутящего момента по осям нет — соотношение меняется динамически в зависимости от условий. Например, при старте на асфальте или в спортивном режиме КПП на заднюю ось приходит 95% тяги, а при дальнейшем движении на постоянной скорости Jaguar и вовсе становится чисто заднеприводным.

Но если активировать зимний режим кнопкой у «шайбы» КПП, то при старте с места раздаточная коробка с многодисковым сцеплением передаст на переднюю ось уже 30%. В случае пробуксовки того или иного колеса система будет гибко играть крутящим моментом, но ни при каких обстоятельствах не даст на передок больше половины тяги — так настроен электронный модуль управления (TCCM). Да-да, помним — всё, чтобы сохранить заднеприводные повадки. Jaguar не без гордости отмечает, что испытатели потратили полтора года на тесты для идеальной отладки и настройки системы. Что ж, проверим, не впустую ли прошло это время — впереди лесные дорожки, ведущие наш караван на тестовый полигон Mecaglisse, расположенный в канадской провинции Квебек к северу от Монреаля.


Но сначала узнаем, как Jaguar XJ стартует на льду. Не трогая никаких кнопок, поворачиваю «шайбу» АКПП в Drive и жму правую педаль до упора. Похрустывая тормозами и помаргивая значком системы стабилизации, XJ спокойно уезжает. Но разбудить зверя очень просто — переводим коробку в спортивный режим, жмём кнопку с финишным флагом. Активируется алгоритм Dynamic, приборный щиток наливается красным... А теперь полностью отключаем DSC длительным нажатием. Мама мия! Бешено шлифуя всеми четырьмя колёсами и разбрасывая ледяную крошку, Jaguar срывается с места и удаляется, поигрывая «кормой» под рык компрессорного V6.

Это, кстати, ещё одна новинка — полноприводным версиям полагается исключительно трёхлитровый V6 с механическим нагнетателем, который развивает 340 «лошадей» и 450 Н∙м крутящего момента. И пусть 6,4 секунды до «сотни» — не самый выдающийся показатель в классе, но за рулём XJ об этом и не вспоминаешь. Большой Jaguar набирает ход напористо, плавно, восьмиступенчатый «автомат» ZF мягко перебирает передачи, из россыпи динамиков великолепной аудиосистемы Meridian льётся музыка, а уютный интерьер создаёт умиротворяющую атмосферу на борту. Но при разгоне «в пол» водитель слышит едва различимый посвист компрессора, который словно шепчет на ухо: «Давай, нажми ещё раз!»

И впрямь провоцирует — я снова еду в режиме Dynamic, «ошейник» DSC ослаблен кратковременным нажатием, поэтому Jaguar позволяет немного похулиганить. Очень понятное поведение! Реакции всегда однозначные — под газом XJ уходит в занос, а система стабилизации срабатывает только при коррекции рулём. С каждым поворотом обретаешь уверенность и в итоге с машиной буквально срастаешься, чувствуя её всем телом и кончиками пальцев. Ехать по скользкому покрытию — сплошное удовольствие, благодаря чуткому рулю, мощному мотору и большой колёсной базе. Главное, чтобы упоение силовыми скольжениями в итоге не переросло в самоуверенность — деревья близко, а шинам больше подходит зимний асфальт, нежели лёд, пусть и посыпанный гранитной крошкой.


При этом Jaguar XJ — вовсе не острый, как лезвие бритвы, спорткар. Руль легковат, хотя назвать его «пустым» язык не повернётся. Внутри тихо, подвеска нарушает покой только на крупных неровностях, отклики на газ «успокаиваются», стоит выйти из режима Dynamic. Правда, выехав на хайвэй, я с удивлением обнаружил, что круиз-контроль здесь обычный, а не активный! Негоже для такого класса. Нет и доводчиков дверей, электропривода шторок на задних боковых окнах... Но в эти мысли я погрузиться не успел. Едва нас обогнал экипаж коллег на приличной скорости, как дальше начался американский боевик. С обочины рванул полицейский Chevrolet с красочной «люстрой» и ринулся в погоню. К счастью, ребята отделались предупреждением. А спешить, на самом деле, было некуда...

Погода спутала все карты. Если ещё за пару дней до нашего визита температура в горах опустилась ниже 20 градусов по Цельсию, то накануне уже... лил дождь. В итоге вместо снега и льда на тестовом полигоне остался лишь грунт и асфальт. Какая досада! Впрочем, организаторы смогли кое-где найти скользкие проплешины, быстренько соорудили небольшой слалом с помощью конусов и затолкали нас в седаны XF с аналогичным силовым агрегатом. Итак, у каждого по 3 прохождения. Сначала едем «по умолчанию». Затем весь тот же комплекс, но с полностью отключенной DSC. И в финале — в зимнем режиме.


Так вот почему мне так настойчиво рекомендовали использовать его на лесных дорогах! В зимнем режиме Jaguar становится более устойчивым и простым в управлении. Смягчаются отклики на педаль акселератора, стартует машина со второй передачи, а в случае необходимости «вытянет» передняя ось. После короткой программы на каше из снега, льда и асфальта нас загнали на какое-то подобие кроссовой трассы. Признаться, мучить Jaguar XF на грунтовой дорожке с перепадами высот, лужами и колеёй мне было жалко — чай не в раллийной машине сижу, да и время никто не засекал.

Организаторы были расстроены не меньше нашего — им явно не терпелось продемонстрировать все плоды работы инженеров Jaguar. Месить грязь на полигоне смысла не было, поэтому нас вновь посадили за руль XJ (XF был доступен только на тестовой трассе) и отправили на маршрут, состоящий из безлюдных, по большей части, просёлочных дорог. Тут — все прелести. И снег, и лёд, и местами асфальт. К тому же, инструктор в голове колонны (дабы мы не заблудились) задавал неплохой темп. Вдоволь наигравшись с разными режимами, я окончательно пришёл к выводу, что в таких условиях оптимальным будет действительно зимний алгоритм. Он в «Ягуарах» не бутафорский и числится не для галочки. К слову, так не только безопаснее, но и быстрее — меньше потерь из-за глубоких заносов и пробуксовки задней оси. Хотя, конечно, долю перчика «отбирает».

Нужен ли этот перчик, определять будет уже водитель. И здесь Jaguar остался самим собой — он такой, каким его хочет видеть человек, сидящий за рулём. Главное, что на лице по-прежнему улыбка. Независимо от нажатых кнопок и выбранного режима. Полный привод — это новые возможности, новый уровень удовольствия от вождения и, конечно, новые покупатели. Маркетологи Jaguar рассчитывают, что на версии AWD придётся 20% продаж XF и XJ. И вряд ли Jaguar кого-то разочарует — его ДНК с введением «полноприводного гена» стала только лучше. Кстати, спустя несколько дней на провинцию Квебек обрушилась снежная буря. Но «Ягуары» оттуда уже сбежали...

ТЕХНИКА

Трасса имени Жиля Вильнёва

Если выпадет шанс побывать в Монреале и будет свободный час-полтора, обязательно съездите на трассу имени Жиля Вильнёва, где с 1978 года проводится Гран-При Канады. Автодром носит имя легендарного канадского пилота, любимого болельщиками за яркий стиль пилотирования и отчаянную борьбу до конца. Увы, Жиль трагически погиб в 1982 году на трассе Зольдер в Бельгии, после чего трек в Монреале был назван его именем. Длина круга — 4 361 м, расположено сооружение на острове Нотр-Дам на реке Святого Лаврентия, а добраться сюда проще всего на метро. Из центра на станцию Jean-Drapeau можно добраться всего за 20-25 минут! Сердце начинает биться чаще, когда вспоминаешь все происходившие тут баталии.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Jaguar