Утилизационный сбор на автомобили, введенный в России 1 сентября 2012 года, оказался эффективной мерой. Больше всего сбор ударил по импортерам грузовиков, о чем свидетельствует статистика Федеральной таможенной службы (ФТС), сообщает издание «КоммерсантЪ».
Сильнее всего сократился импорт грузовиков из Азии. К примеру, импорт грузовых автомобилей, включая легкий коммерческий транспорт, из Южной Кореи упал на 97% и составил в сентябре лишь 67 машин. На 89% до 92 автомобилей упал и импорт из Китая, причем снижение коснулось в первую очередь сегмента тяжелых грузовиков. Импорт из Таиланда упал в 3,5 раза до 308 штук, снижение коснулось в основном легкового коммерческого транспорта. Незначительный рост показал лишь импорт из Японии.
Снижение по всем типам грузовых автомобилей затронуло и импортеров из Германии (более чем в 3 раза, до 336 грузовиков), Италии (почти в 5 раз, 226 машин), Франции (почти втрое, 162 автомобиля), Испании (вдвое, 256 машин) и Швеции (в 4,5 раза, до 20 машин).
Поставки легковых автомобилей сократились не столь значительно. В первую очередь падение импорта затронуло производителей из Украины (ZAZ) и Узбекистана (Uz-Daewoo).
Эксперты отмечают, что во многом сокращение импорта связано с неразберихой, возникшей после введения утилизационного сбора. К тому же, многие производители успели воспользоваться десятью днями в конце августа, резко увеличив импорт, когда Россия уже присоединилась к ВТО, но еще не ввела утилизационный сбор. Не исключено, что в дальнейшем импорт автомобилей все же будет расти, хотя в краткосрочной перспективе утилизационный сбор оказался действенным.