Формула 1 — это не только гонки

Формула 1 — королевские гонки, вершина автоспорта. Что знают о ней зрители и болельщики? Судя по комментариям, испещрившим Интернет, — мировая известность, вспышки фотокамер, миллионы поклонников, большие деньги и супер-модели...
Светлана Парфенова

Формула 1 — королевские гонки, вершина автоспорта. Что знают о ней зрители и болельщики? Мировая известность, вспышки фотокамер, миллионы поклонников, большие деньги и супер-модели... проще говоря, dolce vita — сладкая жизнь? Так рассуждает большинство, сидя перед экраном телевизора. А вы когда-нибудь задумывались о том, что Формула 1 — это не только гонки? Это работа. Между тем, единственный российский пилот в Ф1 Виталий Петров за свою работу зарплату пока не получает. Почему?

Утро пилота Формулы 1 начинается обычно или на трассе или... в самолете. Если вы думаете, что между Гран-При пилот ничего не делает, ну максимум ходит в спортзал, то вы сильно ошибаетесь. Перелеты на гонки или на базу команды, посещение партнерских мероприятий по всему миру и, в конце-концов, редкие поездки домой. В среднем 10 рейсов в месяц. Это жизнь по строгому, заранее запланированному графику, расписанному поминутно. Зачем нужны все эти официальные поездки и встречи, и какова здесь роль самого пилота? Заглянем за кулисы «формульной» жизни.

На Гран-При пилот прилетает во вторник. Работа на трассе начинается в среду и длится, как вы понимаете, до воскресенья. Свободные от гонок будни обычно посвящены делам на базе команды. А уик-энды — партнерским мероприятиям. Пилот не только управляет болидом, очень много времени он проводит с инженерами, анализируя проведенный заезд круг за кругом, раз за разом, в поисках нужной информации и верных настроек. Общается с журналистами, улыбается в камеры и раздает автографы — и все это нужно делать, даже если он устал и никого не хочет видеть. Ведь это — его работа. Как и быть в форме. Несколько часов в день он проводит в спортзале. Соблюдает специальную диету и находится под постоянным наблюдением личного физиотерапевта.

Единственный российский пилот в Формуле 1 Виталий Петров работает практически без выходных. Во всяком случае, в общепринятом понимании. Суббота, воскресенье, майские праздники — для него это обычные трудовые будни. Так, после официальной тестовой сессии Формулы 1 в Муджелло, прошедшей в первых числах мая, последовало Гран-При Испании, сразу за ним — Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia в Москве и Гран-При Монако. Уже 1-го июня Виталий снова побывал в Москве — принял участие в церемонии вручения премии Муз-ТВ, затем улетел на гонку в Канаду, а потом на Гран-При Европы в Валенсию. В июле программа была еще более насыщенной: Гран-При Великобритании, авиакосмический салон в Фарнборо, участие в этапе Мировой серии Renault, который прошел на новом автодроме Moscow Raceway, и два Гран-При — Германии и Венгрии. В августе, когда в Формуле 1 был большой перерыв и, казалось бы, все ушли на каникулы, Виталий с рабочим визитом посетил Ростов-на-Дону и Улан-Удэ. А в конце месяца его уже ждал Гран-При Бельгии. В этом году, кроме двадцати Гран-При, в календаре российского пилота около 10 мероприятий.

Виталий Петров побывал в Забайкалье в рамках программы Холдинга «Вертолеты России» по популяризации автоспорта. Мы — вместе с ним.

Москва. 21:25. Аэропорт. Вылет. Продолжительность полета почти 6 часов. В Улан-Удэ оказались уже утром — в 08:10. Разница во времени с Москвой — 5 часов. Первый день был «забит» не полностью, так что появилась теоретическая возможность выспаться. А вот про акклиматизацию нужно просто не думать. Второй день — полноценный рабочий. Сначала на Улан-Удэнском авиационном заводе встреча с руководством и экскурсия по цехам. В это время Виталия и группу первых лиц завода окружил рой журналистов с фото- и телекамерами, которые, жужжа затворами, словно пчелы, неотрывно следовали за ними всю дорогу и фиксировали каждый шаг. После, выполнив под присмотром объективов монтаж датчика панели приборов вертолета, Виталий уже оказался за рулем электрокара. Следующая остановка — встреча с работниками завода. Между тем, на площади всех ждал самый настоящий болид Caterham. Сюда, в Забайкалье, он прибыл из Ростова-на-Дону, преодолев 6000 километров по дорогам России. А в Ростов-на-Дону приехал из Великобритании, где находится база команды Caterham F1 Team. В разобранном виде, конечно же. Рассказ про болид Формулы 1, фотосессия, раздача автографов, интервью журналистам — время нужно уделить всем, а желающих очень много.

Затем все действие переместилось к физкультурно-спортивному комплексу. И — снова по кругу. Болид разобрали, бережно перевезли, и опять собрали. Виталий еще не подъехал, а болельщики и журналисты уже столпились в ожидании. Общение с юными картингистами, ответы на вопросы, фотографии, автографы, экскурсия по комплексу и стрельба из национального лука, снова фотографии и автографы, ответы на вопросы, фото- и телекамеры. И так до самого вечера. Девять рабочих часов разделены на 17 пунктов и расписаны поминутно: 11:15-11:20 — пилотирование электрокара, 11:20-11:28 — обмен подарками, 11:28-12:00 — пресс-слот и весь день в таком духе! В том, что касается Формулы 1, все должно быть предельно четко. По завершении всех дел, Виталий уже снова отправляется в аэропорт — задерживаться непозволительно. Впереди ждут новые города и новые программы. А для того, чтобы все прошло по графику, работает целый коллектив, отслеживая все нюансы.

Кроме официальных программ, несколько раз в год Петров посещает детские дома, где с удовольствием общается с малышами и подростками, и, конечно, привозит им подарки. «Общение с детьми для меня — это всегда позитив, ведь на протяжении долгого времени я проводил каждое лето в детском лагере», — признался Виталий.

Но, как ни крути, «Формула 1» — это не только спорт и не только благотворительность. Прежде всего — это бизнес, продающий технологии, товары и услуги, рекламирующий бренды. О том, какую роль в этом бизнесе выполняет пилот, логично было бы спросить его менеджера Оксану Косаченко. Что мы и сделали.

— Какова роль Виталия Петрова вне гоночной трассы? Что входит в его обязанности?

— Как и любой другой гонщик Формулы 1, Виталий, кроме самих Гран-При, имеет дополнительную нагрузку. Прежде всего, его задача — находиться в отличной физической форме, так что большую часть времени он проводит, тренируясь в спортзале.

Виталий между гонками посещает базу команды, работает с инженерами по подготовке машины к предстоящим этапам. В этом году, правда, он не так часто ездил на базу. И конечно любой гонщик Формулы 1 очень много времени проводит, принимая участие в спонсорских мероприятиях. В этом году официальным партнером команды Caterham F1 Team стал холдинг «Вертолеты России», один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, и Виталий посетил города, где находятся заводы холдинга. Он общался с сотрудниками предприятий, увидел, как устроена работа такого сложного холдинга. Ну и, конечно, не обошлось без приятных моментов — Виталий получил возможность узнать, каково это управлять российскими вертолетами.

— Получается, работа Виталия Петрова сейчас заключается в двух основных задачах. Это Гран-При: пилотировать болид, помогать команде сделать машину лучше. И партнерские мероприятия — рекламировать спонсоров?

— Только «рекламировать» здесь — не верное слово. Задача Виталия — помогать партнерам формировать позитивный имидж о компаниях, которые его поддерживают. Вот например, российские вертолеты продаются по всему миру. И у нашей техники неплохой имидж. Но за Россией закрепились определенные рынки влияния, куда она поставляет свою технику. За последние несколько лет, прошедшие после объединения всех вертолетостроительных компаний России в единый холдинг, его мощности значительно увеличились. Вместе с этим выросли и аппетиты компании. Различные пиар мероприятия, которые мы проводим в тех местах, где проводятся Гран-При, как раз и помогают «Вертолетам России» позитивно заявить о себе на рынке.

— Сколько рабочих дней в неделю у Виталия Петрова?

— Пять, как и у «обычных» людей.

— Сколько дней в году Виталий бывает дома?

Виталий всегда говорит, что скучает по дому, он любит бывать на родине в Выборге. В этом году у него это получается чаще. Но сейчас, когда начались более удаленные от России этапы, он сможет приехать домой только в ноябре.

— Настоящий болид Caterham в этом году увидели жители Москвы, Ростова-на-Дону и Улан-Удэ. Насколько трудно было организовать это «путешествие»?

— Перед нами стояла достаточно сложная задача, но наш партнер — холдинг «Вертолеты России» — проявил невероятный интерес к этой программе. И мы ему очень благодарны, он привез Формулу 1 в те регионы нашей страны, где она еще никогда не была. Ведь одно дело посмотреть телевизор или фотографии, и совсем другое — когда работники холдинга, жители различных городов получили возможность увидеть болид Ф1 воочию, на расстоянии вытянутой руки, потрогать его, сфотографироваться рядом. А счастливчики даже смогли заглянуть под капот автомобиля.

Была проделана действительно колоссальная работа, и мы получили отдачу — резонанс в кругах болельщиков, прессы, общественности. Это того стоило.

Уже два года мы сотрудничаем с компанией «Сибур». И лишь в этом сезоне сотрудники центрального офиса смогли увидеть машину прямо у входа в главное здание компании.

Очень повезло тем сотрудникам «Сибура» и «Вертолетов России», которые не просто полюбовались на чудо техники, но и увидели машину «в деле». В этом году Виталий был приглашен провести показательные заезды в рамках одного из международных событий, которое проходило в Подмосковье. Так вот, представьте себе, что в «Сибуре» было объявлено соревнование, и победители со всей России смогли приехать на настоящую гоночную трассу, счастливчиков Виталий даже прокатил по трассе!

— Всем известно, чтобы получить отдачу от дела, в него сначала нужно вложиться. Виталий Петров в Формуле 1 третий год, и все еще не получает зарплату. Насколько это нормально для такого бизнеса, как Ф1, и сколько это может продлиться?

— Это ненормальная ситуация для такого бизнеса, как Формула 1, если смотреть на это с точки зрения европейцев, которых с Ф1 связывают десятилетия. Виталий Петров — один из немногих пилотов в чемпионате, у которого нет поддержки серьезного партнера. У нас нет российского Vodafone, нет российского Сантандер. Возможно, нужно время. Безусловно, предстоящий в 2014 году Гран-При Сочи поможет в решении подобных вопросов. И речь не только о Петрове. Речь в целом идет о привлечении крупного бизнеса в автоспорт. Не может же вечно продолжаться ситуация, когда деньги на значимые спортивные события в стране выделяются исключительно по указанию сверху. Спорт — это здоровье нации. Автоспорт — еще и колоссальный инструмент, позволяющий привлекать наши инженерные разработки, дорабатывать наши технические начинания и воплощать их потом в автомобилестроении. Я верю, что обязательно настанет момент, когда всем нашим молодым ребятам, добивающимся успехов в Европе, не надо будет думать о том, найдутся ли у них деньги на продолжение карьеры. Им надо будет просто гордиться тем, что они защищают цвета российского флага. Этот момент не за горами.