Десять лет назад с конвейера совместного предприятия «Джи Эм-АвтоВАЗ» сошёл первый автомобиль Chevrolet Niva. Об итогах десятилетней работы завода и планах на будущее нам рассказали на праздновании юбилея в Тольятти.
Самарский аэропорт «Курумоч» встретил нас отличной погодой. Как будто в противовес дождливой Москве, здесь ярко светило солнце и дул тёплый ветер. Товар лицом был представлен в виде четырёх ШевиНив, одна из которых, с шильдиками Bertone edition, привлекала красивой чёрной матовой окраской с вкраплениями красного и внедорожными прибамбасами. Что и говорить, шноркель, экспедиционный багажник с «люстрой» фар, хай-джек и силовые пороги к лицу любому покорителю грязи. Даже захотелось на рыбалку махнуть.
Из достижений последнего десятилетия можно отметить более 1000 изменений, внесённых за время производства в конструкцию автомобиля. Только за два последних года эта работа позволила сократить число гарантийных дефектов на 70%. На официальном сайте производителя есть даже специальный раздел с фотографиями и описанием последних апгрейдов. В конце августа этого года на предприятии стартовало производство ограниченной партии автомобилей Chevrolet Niva LE. Это «грязевая» версия внедорожника с увеличенным дорожным просветом, оборудованная шноркелем, дополнительной защитой двигателя и редуктора переднего моста и «обутая» в шины Continental ContiCrossContact AT. В ценовом диапазоне её поместили посередине: с рекомендованной розничной ценой в 499 300 рублей LE находится между самой дешёвой L за 444 000 руб. и самой дорогой GLC за 541 000 руб.
Что касается самого завода, он также прошёл нелёгкий путь развития, чтобы соответствовать высоким требованиям GMIO (General Motors International Operations) — подразделения GM по международным операциям, объединяющего более 60 заводов в 30 странах, где действуют стандартные принципы и системы GM. В результате, в 2011 году завод стал лучшим автосборочным предприятием среди заводов GMIO по соответствию требованиям организации производства. Дважды GMIO присуждал GM-AVTOVAZ награду за 5 миллионов часов, проработанных без потери рабочих дней!
Ещё одним достижением стало получение знака Energy Star от Агентства по охране окружающей среды США, вручающего награды за вклад в сокращение мирового потребления энергии, в категории «производственные предприятия». Эта премия досталась тольяттинскому производству за снижение потребления энергии на 27,2%. Не знаем, вздохнула ли облегчённо по этому поводу матушка-Земля, но, так или иначе, забота об экологии налицо.
На пресс-конференции генеральный директор предприятия Джеффри Гловер не стал затягивать поздравительные сентенции в адрес коллег и перешёл к новостям. Конечно, главные из них касаются второго поколения ШевиНивы: к настоящему времени работы по созданию экстерьера новой генерации завершены. На вопрос об авторстве дизайна был дан уклончивый ответ: «Нам понравилось работать с итальянцами». Хотя, не так уж он и уклончив, учитывая давнюю дружбу производителя с ателье Bertone.
Дизайн обещает стать более брутальным. И неспроста — новую ШевиНиву не собираются лишать внедорожных качеств в угоду городским жителям. Конечно, сегмент кроссоверов очень велик и привлекателен, но ШевиНива останется верна своим внедорожным идеалам. Ждать улучшения проходимости не стоит, зато и нынешних способностей новое поколение не потеряет!
Руководство компании признаёт, что устанавливающийся сегодня двигатель объёмом 1,7 литра и мощностью 80 л.с. не удовлетворяет всех потребностей покупателей. А потому следующее поколение ШевиНивы получит и новый агрегат помощнее. Но не взамен нынешнему, а в порядке расширения линейки модификаций. Стоит порадоваться и любителям комфортной езды: инженеры уже вовсю приспосабливают к автомобилю вариатор. Конкретную модель пока не утвердили, но круг приемлемых вариантов сужается. При этом цены на новое поколение нам обещают удержать в нынешнем диапазоне, ощущая давление наступающего на пятки Renault Duster.
Запуск новой модели намечен на 2015 год. К этому времени производитель планирует расширить мощности завода до 120 тысяч машин в год, а это прирост более чем в 20% по сравнению с нынешними показателями. В целях реализации этого проекта на территории особой экономической зоны «Тольятти» на площади 20 гектар будут возведены новые корпуса: кузовного и прессового производств, а также инженерной лаборатории. Это означает, что кузова для новой ШевиНивы будут создаваться уже на собственном производстве GM-AVTOVAZ, а не на АвтоВАЗе, как это делается сейчас!
Пресс-конференция завершилась интересным событием: департамент продаж отыскал человека, владеющего самой первой ШевиНивой. Удостовериться в уникальности автомобиля можно было, заглянув под капот, где красовалась табличка с VIN номером автомобиля. Действительно, первый! Кстати, для десятилетнего возраста этот экземпляр выглядел вполне неплохо. Но широкая улыбка на лице его владельца была связана не только с тем, что в рабочей лошадке нет сквозных дыр коррозии. При всей честной братии старый автомобиль поменяли на новый, на котором счастливый владелец вместе с сыном и уехал домой!
P.S. Джеффри Гловер покинул территорию завода тоже на ШевиНиве. И это приятно — руководители автомобильных компаний должны ездить на своих же машинах. И знать все их недостатки.
Максим Кудымов
Фотографии: автора и компании АвтоВАЗ