Редактор Авто Mail.Ru оказался в составе экипажа Volkswagen Touareg V6 TDI и вместе с двумя немецкими путешественниками попытается установить мировой рекорд. Они хотят проехать от австралийского Мельбурна до Санкт-Петербурга за 16 суток. Сейчас автомобиль находится в центре Китая. И оказалось, что дороги Поднебесной весьма опасны!
К границе Лаоса с Китаем мы прибыли рано утром, поэтому нам пришлось подождать, пока она откроется, но больше задержек здесь не было — мы быстро прошли все формальности. Хотя у меня возник забавный момент — пограничник несколько раз пролистал страницы моего паспорта и в итоге спросил: «No visa?» Видимо, русские в этих краях попадаются настолько редко, что он не знал о безвизовом режиме между Лаосом и Россией. Или сомневался в этом. Получив ответ, он незамедлительно поставил штамп.
Порадовала оперативностью и китайская сторона. Что интересно — на стойке паспортного контроля у каждого пограничника стоит устройство, с помощью которого можно оценить его работу. На лицевой панели — идентификационный номер сотрудника и четыре кнопки со смайликами. Слишком долго обслуживают? Жмите красный, «злой» смайлик. Всем довольны? Тогда зелёный. Прямо как в кассах некоторых супермаркетов! Всё прошло гладко, хотя китайцев и ввела в ступор страна моего рождения, указанная в загранпаспорте — СССР.
На границе нам предоставили и гида — пожилого китайца с большим атласом автодорог, который вполне сносно изъяснялся на английском. Без него никак — это обязательное условие для того, чтобы иностранцы имели право передвигаться по территории Китая на своём автомобиле. Помимо того, нам выдали временные китайские водительские удостоверения и транзитные номера сроком действия до 31 августа. А перед этим мы прошли некое подобие техосмотра — за руль сел другой китаец, пару раз нажал на тормоз на беговых барабанах, протёр нам фонари и вынес вердикт: ехать можно!
В Китае сейчас идёт активное строительство дорог — скоростные автобаны прокладывают по всей территории страны. Но до первого платного шоссе нам нужно было преодолеть небольшой участок (около сотни километров) по обычной двухполосной дороге. Тут-то я и увидел, как китайцы управляют автомобилями. Нам и не снилось! В зеркала никто не смотрит, а в первом же тоннеле нам навстречу выехал... грузовик, который обгонял другого тихохода. Можете себе представить? Обгон в тоннеле с поворотом!
После этого не удивляло ничего. Ни езда посередине двух полос, ни бесцеремонный выход в левый ряд, несмотря на стремительно приближающиеся фары нашего «Туарега». Им всё равно — они смотрят только вперёд. К тому же, при ограничении 120 километров в час многие едут значительно медленнее и, конечно, делают это слева. Хотя хайвэи просто великолепны — ничуть не хуже немецких. А благодаря горному рельефу на юге Китая они изобилуют тоннелями и затяжными скоростными поворотами. Дух захватывает!
Причём строительство идёт такими темпами, что наша прошлогодняя карта оказалась уже устаревшей, а «навигатор» Garmin и вовсе не знал ни одного платного хайвэя по пути. Гид направил нас на шоссе G5, которое, по его словам, начиналось у города Куньмин, столицы 46-миллионной провинции Юньнань. Тут, кстати, мы встали в пробку — вот где началось веселье! Водители снуют туда-сюда без какого-либо видимого выигрыша и пытаются ехать между рядов — только бы не стоять. Как не провести параллели с Москвой? Впрочем, у нас этим переболели пару-тройку лет назад, сейчас большинство уже не занимается бесполезными манёврами.
Так бы мы и крутились по Куньмину, если бы не поймали такси и не попросили водителя вывести нас в правильном направлении. Спасибо, вывел! Выяснилось, что шоссе G5 ещё попросту не достроили до города — сначала надо было проехать сотню километров по другому хайвэю и добраться до G5 по новой дороге местного значения. Наш гид и здесь нашёл «поводыря» — какого-то военного на Nissan Teana с номером 001. Хорошо, что он вёл нас не до границы с Казахстаном — на это ушли бы годы! Дяденька не парился, смотрел телевизор и ехал 60-70 км/ч (при ограничении 120!).
К счастью, больше мы нигде не плутали и дальше останавливались исключительно ради дозаправок — дополнительный бак использовать не стали, но Райнер на каждой АЗС добавлял присадку. Видимо, в качестве местного топлива он тоже не слишком-то уверен. Солярка тут дешевле бензина — примерно 7-7,2 юаней против 7,3-7,4 за «93-й» и 7,8-8 юаней за «97-й». Один юань — это около 5 рублей. Выходит, литр дизтоплива стоит минимум 35 рублей. Недёшево!
На одной из заправок мы встретили местную экзотику — двурядные автовозы! Причём в два ряда могут стоять машины не только на верхнем ярусе, но и на обоих. Такая туша не умещается в полосе, поэтому обогнать почти нереально. Что касается автопарка, то в Китае встречается много люксовых машин: Porsche, Jaguar, Audi, BMW, Mercedes-Benz. Большинство — конечно, длиннобазные. Это касается не только флагманских моделей — специально для местного рынка выпускаются Audi A6 L, BMW 5-й серии L и теперь даже «трёшка» с увеличенным расстоянием между осями! Видимо китайцы же отличаются «большим» ростом, им без удлинённой базы никак. Интересно, выпустит ли Porsche специальную версию «Панамеры» следующего поколения?
Но любоваться пейзажами и дивиться необычным машинам китайских марок можно только днём — дороги в этой части страны не освещаются, да и ночью на трассах почти никого нет. Можно держать любой темп и включать хоть всю «люстру» — встречные потоки разделены высоким барьером, поэтому водители друг друга не слепят. Но уставший организм начинает сдавать — монотонный ритм движения по однообразному шоссе непременно заставляет «долго моргать». Здесь нет ни ям, как в Индонезии, ни кенгуру, как в Австралии — ничто не держит в тонусе. К тому же, в Австралии мы были ещё «свежими», а в Индонезии удавалось поспать на паромах.
Один раз я едва не притёрся к разделительному барьеру, проснулся в полуметре от него. Всплеск адреналина, 30 км до заправки и смена. В Китае, как и в Австралии, тоже встречаются предупреждающие знаки на трассе — не управляйте машиной, если вы устали. Но у нас выбора нет — за сутки мы преодолели 2 тысячи километров и, чтобы не потерять целых 14 часов, нам нужно успеть пересечь границу с Казахстаном до 19:00 субботы (она закрывается в тёмное время суток). Впереди — ещё 3 700 км через провинцию Ганьсу со столицей Ланьчжоу и ближайший к Казахстану крупный китайский город Урумчи.
Вадим Гагарин
Фото: Вадим Гагарин и Мариус Биела
Вы можете следить за текущим положением нашего Volkswagen Touareg на специальной карте на главной странице пробега из Мельбурна в Санкт-Петербург: www.touareg-russtralia.com