«Серебряное привидение» без тормозов

14 ноября 1906 года в зале лондонского отеля «Олимпия» был представлен Rolls-Royce модели «40/50», он же Silver Ghost. Его по праву называют одним из лучших автомобилей мира – несмотря на то что 15 лет из 18 он производился без передних тормозов.
Летом 1906 года Генри Ройс закончил разработку нового автомобиля с шестицилиндровым двигателем, который должен был заменить предыдущие неудачные машины 30 CV и стать первым настоящим «Роллс-Ройсом». Его неудачный предшественник был построен в количестве всего лишь 37 экземпляров и снят с производства, поскольку силовой агрегат этой машины отличался очень сильной вибрацией опор крепления. Роллс заменил эти несовершенные опоры на более мощные, а два блока по три цилиндра получили общую головку. Степень сжатия была более чем скромной – 3,2:1, а максимальная мощность составляла 50 л. с. при 1,5 тыс. об./мин. В результате получился необыкновенно мягкий в работе и почти бесшумный двигатель, который по своим характеристикам во многом превосходил современные ему моторы других марок. Довершил дело разработанный Ройсом карбюратор с выдающимися по тем временам характеристиками. Во время испытаний машина вела себя очень надежно, продемонстрировав помимо прочего хорошую маневренность. Максимальная скорость нового «Роллс-Ройса» составляла 100 км/час. Успешная презентация автомобиля, получившего имя Silver Ghost (по слухам, оно произошло от серебристой окраски тринадцатого по счету автомобиля, который до сих пор находится в музее фирмы), убедила его создателей в возможности серийного производства «Привидений». Рабочий объем двигателя к 1907 году увеличился с 7 до 7,5 литра, а четырехступенчатая коробка, доставшаяся по наследству от модели «30», была заменена сначала на 3-ступенчатую, а затем и на усовершенствованную 4-ступенчатую, в которой впервые был применен механизм последовательного переключения передач (до этого в большинстве коробок после 1-й скорости надо было включать 4-ю, и лишь после этого 2-ю). В 1911 году на базе «Привидения» Rolls-Royce выпустил спортивную модель London-Edinburg с увеличенной степенью сжатия и более совершенным карбюратором, что позволило поднять мощность до 58 лошадей. Чуть позже в свет вышла и открытая модель с облегченным кузовом. В 1914 году репутация Silver Ghost укрепилась настолько, что компания запустила свой знаменитый слоган «Rolls-Royce – лучший автомобиль в мире». К тому времени в этом никто особенно и не сомневался. Silver Ghost выпускался в ограниченных количествах вплоть до начала первой мировой войны, когда его шасси стали переделывать для военных нужд. На часть автомобилей поставили бронированные кузова – они получили широкое распространение на Ближнем Востоке. «Привидения», выпущенные до 1914 года, служили как машины «скорой помощи», а кроме того, на них любили «рассекать» высокопоставленные военачальники. Производство Silver Ghost для гражданских целей возобновилось в 1919 году, тогда же на них появились электрические стартеры, а мощность повысилась до 70 л. с.

А вот тормоза на все колеса начали ставить лишь с октября 1923 года. Именно тогда был принят закон, обязывающий автопроизводителей снабжать тормозами все четыре колеса – раньше тормозила только задняя ось. Бензонасос пришел на смену вакуумной подаче топлива в 1924 году, а еще через год «привидения» прекратили свое существование на роллсовском конвейере. Silver Ghost занял центральное место в истории «Роллс-Ройса». Процент сохранившихся до наших дней машин удивительно высок. Всего за 18 лет производства компания собрала 6173 машины. Сейчас «привидения», построенные до 1914 года, стоят не дешевле 200 тыс. долларов – Silver Ghost до сих пор популярен.