62 дня по Америке с Chevrolet: две столицы Америки

62-дневное путешествие блоггера Александра Беленького по США постепенно подходит к концу. Начав свой путь в Детройте, он проехал по всему северу США, побывал в Аризоне, Калифорнии и Флориде. Сейчас он расскажет про две столицы Америки

62-дневное путешествие блоггера Александра Беленького по США постепенно подходит к концу. Начав свой путь в Детройте, он проехал по всему северу США, побывал в Аризоне, Калифорнии и Флориде. Сейчас он расскажет про две столицы Америки: Вашингтон и Филадельфию.

Вашингтон

В Европе мы привыкли к тому, что столица государства — это самый крупный и исторически наиболее важный город. Самый прогрессивный, самый густонаселённый, самый современный. А вот в Америке столица необычная. Город Вашингтон не относится ни к одному из пятидесяти штатов. Он расположен в специально созданном федеральном округе Колумбия. Здесь сосредоточены все ветви американской власти, все федеральные министерства и посольства других стран, здесь живёт и работает президент страны. Кстати, столицу сюда перенесли ещё в 1871-м году, когда о пробках и понятия не имели.

Остановился я в гостях у своих читателей, Стаса и его жены Илоны, в городе Фредерик, штат Мэрилэнд, это в часе езды на машине от центра Вашингтона. Как и в любом крупном городе США, в Вашингтоне место для парковки найти непросто. То есть запарковаться можно всегда, но дорого — день стоянки в многоэтажном гараже стоит около 20 долларов, почасовой оплаты нет. Но есть и другой вариант, очень удобный для тех, кто живёт за городом, — добраться до ближайшей станции метро, оставить машину на паркинге за пять долларов и продолжить путешествие на метро.

Стоимость поездки зависит от того, какая станция вам нужна. Билеты продаются в обе стороны, есть тариф выходного дня (дешевле) и тариф «час пик», тогда стоимость возрастает. Можно оплатить картой или наличными, автомат даёт сдачу, как монеты, так и купюры. Метро протянулось далеко за пределы самого Вашингтона и идёт даже в два других штата, окружающих федеральный округ: Мэрилэнд и Вирджиния.

Вагоны вашингтонского метро довольно удобные, на полу — ковролин. А вот все станции одинаковые, они бывают двух типов: наземные и подземные. Никакого мрамора и лепнины, просто серые бетонные блоки. Да, не очень красиво, зато удобно и функционально. Чтобы сделать пересадочный узел, не обязательно строить две разные станции и соединять их переходом. Можно построить одну «крестообразную» станцию, просто на разных уровнях. Вестибюли такие же удобные, практичные и некрасивые.

Выходишь из метро в самом центре города и немного не понимаешь, что случилось. Ведь ты ехал в Даунтаун, деловой центр, там обычно небоскрёбы и все такое, а здесь офисные здания какие-то низкие. Дело в том, что в Вашингтоне есть закон, запрещающий строить что-либо выше Капитолия. Лучший способ посмотреть на Вашингтон с высоты — забраться на башню старого почтамта. Мало кто знает об этой смотровой точке, тем более она бесплатная, как и все музеи в городе. По дороге встречается какой-то русского вида гусар и памятник Бенджамину Франклину, президенту США, придумавшему страхование. Сейчас почтовое отделение не используется по назначению, это туристическое место. На первом этаже ресторанный дворик и магазины с сувенирами. Но если подняться наверх, в башню, можно увидеть весь Вашингтон как на ладони. Город ровный, нет доминантных зданий — это очень удобно для осмотра окрестностей.

Во всех парках и скверах Вашингтона бегают белки, которые почти не боятся людей. А еще в парках рядом с белками живут бездомные. Они довольно забавные, никому не мешают, ни к кому не пристают и не воняют. В некоторых скверах можно встретить палаточные городки. Некоторые протестуют против всего, некоторые за идею. Их никто не трогает, и они могут расположиться с комфортом — протянуть интернет, заказать себе куриные крылья прямо в палатку.

А вот и резиденция президентов США, Белый Дом. Сейчас здесь живёт и работает Барак Обама. От классической фотографии эту карточку отличает желтый кран, который что-то устанавливал в резиденции. Немногие знают, но на самом деле перед Белым Домом есть забор, на территорию просто так не попасть, она очень хорошо охраняется Секретной Службой США. Но забор — одно название, расстояние между прутьями большое и фотосъемке никак не мешает. Вообще, надо отметить, что после терактов 11 сентября во всем Вашингтоне усилены меры безопасности. Но ни один полицейский не пристанет к вам без причины, не запретит ничего фотографировать и не проверит документы. Они следят за порядком.

С другой стороны Белого Дома стоит одинокая палатка, утыканная лозунгами. Там живёт восьмидесятилетняя бабушка по имени Кончита. Живёт она в этой палатке вот уже тридцать лет. Протестует против всего на свете — против коррупции, абортов, атомного оружия... Кончита родилась в Испании и переехала в Америку в 18 лет. Насколько адекватной она была до 1981-го года, пока не поселилась напротив резиденции президентов США, — неизвестно. Но сейчас эта бабулька настоящая достопримечательность Вашингтона. Полицейские не трогают её, а напротив, иногда приносят какую-то еду. На контакт Кончита идёт неохотно, говорит «Читай, я всё написала на плакатах». Сказала мне, что протестует, потому что «нет свободы». Эх, Кончита, тебя бы на денёк в Россию, узнала бы ты, что такое свобода...

На одной линии с Белым Домом находится мемориал Джорджа Вашингтона, к нему ведёт дорожка через поле с травой. На траве можно лежать, сидеть, бегать и играть в спортивные игры. Многие американцы, приезжая в столицу семьями, с удовольствием фотографируются на фоне резиденции президента или «карандаша». А потом садятся на газон, достают сэндвичи из корзинок и начинают пикник. Раньше можно было подняться в сам мемориал, но несколько лет назад здесь произошло землетрясение, и сейчас внутрь никого не пускают.

Чуть дальше за «карандашом» — мемориал ветеранов войн. Фонтан, в котором никогда не купаются десантники, но можно помочить ноги. Каждый из этих венков символизирует отдельный штат. Обратите внимание, что все венки разные. А мемориал посвящён участию США в самых разных войнах.

Вашингтон запомнился мне зелёным и уютным городом с огромным количеством лужаек, памятников и бесплатных музеев. Но Вашингтон, в первую очередь, это административная столица. Здесь много самых разных учреждений. В одно из них я и отправился. Меня пригласили на беседу в Госдепартамент США. Да-да, в тот самый! Попасть внутрь непросто, вас должен встретить сотрудник департамента, вам нужно назвать своё имя и номер кабинета, затем охрана попросит вас предъявить удостоверение личности (российские права подойдут). Вам выдадут гостевой бейджик на цепочке — и вот вы внутри. На первом этаже расположен пресс-центр. Именно здесь часто выступает госсекретарь США Хиллари Клинтон, интерьер этой комнаты должен быть знаком вам по выпускам новостей. В остальном же Госдеп — это обычные коридоры и кабинеты. Чем-то даже напомнило интерьеры советских госучреждений. Отличие — на этажах есть аптечка и дефибриллятор, если кому-то станет плохо. Остальные интерьеры и вовсе обыденны.

В Госдепе я встретился с директором международных информационных программ Доном Макколлом. Мы поговорили о моём путешествии и впечатлениях об Америке, о стереотипах, которые сохраняются по отношению друг к другу и у русских, и у американцев. Пользуясь случаем, хочу развеять самый популярный из них: за два месяца путешествия я познакомился с сотнями американцев самых разных судеб, образов жизни, достатков и мировоззрений. Ни один из них не хочет развалить Россию! В это трудно поверить, но американцам до нас намного меньше дела, чем нам до них.

Филадельфия

Филадельфия — очень старый город по местным меркам, ему в этом году 330 лет, и он ровесник таких известных населённых пунктов, как Капустяны, Малый Жолудск и Нижняя Елюзань. Те тоже основаны в 1682-м. Но почему Филадельфия стала Филадельфией, а в честь Елюзани даже сыра не назвали?

Вам интересно, как живут сами филадельфийцы, правда? В центре настоящей жизни не увидеть. Живёт Филадельфия хреновато, скажу я вам. Это промышленный город, эдакий американский Челябинск — один из самых богатых на историю американских городов пребывает сейчас в упадке. А ведь это здесь принималась Декларация Независимости в 1776-м году! Это Филадельфия стала первой столицей Америки, и Билль о правах тоже подписали здесь. Чуть дальше — и начинается знакомая всем разруха. Любой уважающий себя большой город имеет чёрное гетто и пару национальных кварталов типа Чайнатауна. Но в Филадельфии гетто — это почти треть города. Филадельфийское гетто — самое страшное в Америке. По крайней мере, из тех, что я видел. А я всё-таки начал путешествие с Детройта, побывал в умирающем городе Гэри, гулял по Окленду и знаменитому Южному Централу. Так вот, там вполне себе милые райончики, почти Остоженка, особенно если гулять в светлое время суток. Здесь же всё настолько ужасно, что даже днём страшно фотографировать из машины. Обычно обитателей гетто можно встретить на улицах. Они целыми днями сидят и ничего не делают. Большинство жителей гетто живут на пособия и никогда нигде не работают. Впрочем, если бы они работали — до пенсии всё равно не доживали. Средняя продолжительность жизни мужчины в гетто — 28 лет. Женщины — за 70. А напротив Филадельфии, на другом берегу реки Делавер, находится еще один «замечательный» город Кэмден. Он занимает второе место по числу совершённых преступлений.

Но хватит о плохом. Лучше пройдемся по набережной и посмотрим на очень интересный корабль «Соединённые штаты» (United States). Знаменитый трансатлантический паром, перевозивший людей из английского Ливерпуля в Америку, последний держатель «голубой ленты», вручаемой за рекорд в скорости. В 1952 году United States совершил свой маршрут за 3 дня 12 часов, идя при средней скорости 34,51 узла. Для сравнения, корабль «Нормандия», на котором в 1935-м году добирались до Америки мои уже почти любимые Ильф и Петров, переплыл Атлантический океан за 4 дня 3 часа и 14 минут со средней скорость в 29,94 узла. Разница кажется не такой большой? Для моряков разница огромна! Но самое интересное — история постройки этого судна!

Америка до второй мировой войны не была сверхдержавой, тем более морской. Почти все лайнеры, курсировавшие через Атлантический океан, были английскими или французскими. В 1951-м году американцы решили обзавестись собственным быстрым, комфортным и скоростным атлантическим лайнером. Новый истинно американский лайнер, который впервые через столетие присоединится к гонке за Голубую Ленту Атлантики. Американское Правительство выдвинуло три условия: корабль должен был быть быстрым, безопасным и чтобы его легко можно было бы преобразовать в военный транспорт. Разработку проекта поручили Уильяму Гиббсу, знаменитому корабельному архитектору, переделавшему после первой мировой войны трофейный немецкий корабль «Фатерлянд» в комфортабельный «Левиафан», воспетый даже Борисом Акуниным. Чтобы обеспечить высокую скорость, Гиббс поставил на судно двигатели, которые предназначались для авианосца. Чтобы судно отвечало двум другим требованиям, Гиббс хотел сделать все возможное, чтобы не использовать никаких огнеопасных материалов. Интерьеры «Юнайтед Стейтс» были выполнены из стекла, стали, синтетики и алюминия. Мебель, перила и шезлонги были сделаны из алюминия. Гиббс даже просил сделать алюминиевый рояль для «Юнайтед Стейтс», хотя из этой затеи ничего не получилось.

Всему миру «Юнайтед Стейтс» запомнился благодаря своей скорости. Во время ходовых испытаний, которые длились шесть недель, он развил фантастическую скорость в 38,25 узла. Все благодаря турбинам, которые позволяли развить мощность в 240 000 лошадиных сил. Но из-за возможной военной роли судна эти характеристики были сохранены в тайне до 1978 года.

25 октября 1969 года, выполнив приблизительно 400 трансатлантических рейсов, капитан «Юнайтед Стейтс» Джон Такер получил сообщение, в котором говорилось, что запланированный осенний круиз будет отменен, и что он должен отвести судно на верфь для перестройки. В конце 1969 года лайнер был поставлен на прикол. В 1978-м сиэтлская компания The United States Cruises Inc купила судно за 5 000 000 $. Человек, управлявший компанией, Ричард Х. Хадли, имел большие планы относительно «Юнайтед Стейтс». Он намеревался полностью отремонтировать судно за 150 000 000 долларов и дать ему новую жизнь. Но в 1992 году The United States Cruises Inc обанкротилась, а судно было продано турецкой компании за 2,6 млн долларов.

Из Стамбула лайнер отправился на верфи в Севастополь, где в конце 1993 года началась его очистка от асбеста. В течение полугода полторы тысячи рабочих полностью очистили его от асбестовых конструкций и от всего ценного. В некоторых домах Севастополя и сейчас хранятся предметы с «Юнайтед Стейтс». Но покупатели переоценили свои возможности, денег не хватило. Лайнер ждала печальная судьба быть распиленным на металлолом, но в 1996-м году его отбуксировали назад в Америку, на верфи Филадельфии.