RHHCC. Гонки, доступные каждому

В России стартовал третий сезон набирающего обороты чемпионата Russian Hot-Hatch Club Championship
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Говорят, любительские гонки интересны только их участникам. И что с того, коль скоро число вовлечённых в это людей становится всё больше и больше? В России стартовал третий сезон клубного чемпионата Russian Hot-Hatch Club Championship (RHHCC), с первого же этапа выйдя на рекордный уровень. 22 апреля в подмосковном Мячково негде было яблоку упасть – на старт вышло 113 автомобилей! Было «жарко» и на второй гонке, состоявшейся на «Смоленском кольце» 30 апреля. В чём секрет успеха?


В первую очередь, в доступности. Не надо никаких гоночных лицензий (кроме, разумеется, действующего водительского удостоверения), не надо везти «боевую» машину на прицепе за тридевять земель. Всё, что должен сделать желающий покататься по гоночной трассе в компании себе подобных – это подать заявку от одного из клубов-участников, оплатить стартовый взнос (3,5-4 тысячи рублей в зависимости от трассы), приехать на автодром и получить датчик хронометража. Суть соревнования – показать лучшее время круга, что исключает контактную борьбу. Поэтому организаторы не требуют специальной экипировки или каркасов безопасности. Достаточно иметь любой жёсткий шлем (либо взять его на месте напрокат). Конечно, всё это привлекает людей, истосковавшихся по острым ощущениям и адреналину после зимы и будничных пробок, а также желающих повысить уровень водительского мастерства.


Тем более, с нового сезона все участники делятся уже на шесть классов (а не на три, как ранее), что более равномерно «размазывает» автомобили, давая шанс чуть ли не любому. Как следует из названия чемпионата, большинство машин – это различные «заряженные» хэтчбеки, но бывают исключения. Если не вдаваться в технические подробности (полный регламент можно найти на сайте организаторов серии), то в младшем зачёте City-Light мощность двигателя ограничена 150 «лошадками», в следующем Warm-Street – 210, а в Hot-Street – 280. Есть и ограничения по соотношению «мощность/масса». При этом, дабы избежать гонки вооружений, список доработок ограничен, в том числе и шины. А в случае каких-либо подозрений машину любого участника тут же загонят на весы – в каждом классе оговорена минимальная масса.


Карт-бланш получают участники классов с приставкой Federal Race (их также три, включая «безлимитный» Super-Race) – здесь разрешено практически всё: «свап» двигателей, пластиковые элементы кузова и «стёкла», полный разбор салона. Исключение – кулачковые коробки передач и гоночные слики. Тут используется моношина – полуслик Federal FZ-201. Тайваньские шинники первыми среди своих коллег решили сотрудничать с RHHCC и собираются даже выплатить небольшие призовые тройке лидеров в Race-классах по итогам сезона. Как минимум, должны окупиться стартовые взносы. Но поощрительные призы от других партнёров чемпионата предусмотрены и в зачётах Street.


К тому же, участие в Street-классах интересно и по другой причине – можно сравнивать свои времена с соперниками, ведь, в отличие от «рэйсеров», многие участники едут на похожей технике. И если кто-то на аналогичной машине едет быстрее, это хороший повод задуматься и заняться тренировками. Свои коррективы вносит и многообразие трасс – в календаре сезона числятся подмосковный автодром в Мячково, «Смоленское кольцо», московский «Тушино-Ринг», «Нижегородское кольцо», «Казань-Ринг» и даже новейшая трасса «Moscow Raceway», которая откроется только летом! Всего в этом году должно состояться 10 этапов. Возможно, кого-то отпугнёт самый дальний выезд в Казань, но в регламенте есть пункт, согласно которому в итоговый рейтинг чемпионата попадают 9 лучших результатов, так что одну из десяти гонок можно пропустить.


Впрочем, большинство участников с охотой ездят как минимум на «Смоленское кольцо», что и подтвердил второй этап RHHCC, прошедший 30 апреля. В зачётных заездах участвовало 83 человека! Неудивительно – от столицы до автодрома ехать всего 330 км по отличному Минскому шоссе (правда, потом нужно преодолеть ужасный отрезок через Сафоново в сторону Дорогобужа, который за зиму превратился в танковый полигон). И тут самое время поговорить о том, как проходит любой этап RHHCC. Дело в том, что каждый участник получает в своё распоряжение четыре 10-минутных заезда. Но они «размазаны» практически на весь день!


То есть, например, в стартовой сетке это могут быть 6, 17, 26 и 35 заезды. Откатал десятиминутку, потом полтора часа ждёшь и так далее. Перерыв даётся, чтобы остыла техника и была возможность устранить какие-то неполадки. Но нужен ли он такой долгий? Всё-таки, гораздо полезнее выезжать на трассу чаще, пока не забылись какие-то нюансы. Возможно, в будущем организаторы будут группировать классы – заезды каждого из них будут проходить в определённый интервал времени, но пока, увы, приходится находиться на трассе с утра до вечера.


Многие, правда, нашли выход и из этой ситуации – приезжают накануне, с семьями, друзьями и шашлыками. Чем не активный отдых? Хотя как минимум половина участников ездит «одним днём». По сути, этапы RHHCC мало чем отличаются от обычных клубных выездов на пикники, но, в отличие от них, имеют не только развлекательную, а ещё и смысловую нагрузку. Любой трек-день – это отличная возможность «спустить пар», почувствовать пределы машины в безопасных условиях, потренироваться и научиться чему-то новому. Согласитесь, это гораздо лучше, чем носиться по дорогам общего пользования, провоцируя аварийные ситуации. Причём часть людей это затягивает до такой степени, что они обращаются за помощью к более опытным одноклубникам или профессиональным пилотам – на этапах RHHCC можно встретить Сергея Борисова (мастера спорта и призёра гонок VLN) или Олега Петрикова (мастера спорта и директора «Смоленского кольца).


Поэтому уровень участников RHHCC неизменно растёт – особенно тех, кто ездит с самого рождения чемпионата в 2010 году. Это видно и по временам кругов на разных трассах, и по их «кучности» и по плотности борьбы в различных классах. Шутка ли, в 2 секунды спокойно «влазят» по 6-7 участников, да ещё и на разных автомобилях! Конечно, как и в прошлых сезонах, в этом году уже наметились практически недосягаемые лидеры в своих классах, но за их спинами кипит настоящее соревнование. Так, автора этих строк, который будет освещать этапы RHHCC-2012 «из первых рук», в Мячково от третьего места в классе отделило всего 0,291 секунды, а от второго – 0,701. И сейчас самое время рассказать, как прошли стартовые гонки сезона 2012 года.

Изначально первый этап планировалось провести 15 апреля, но он мог состояться разве что на водных лыжах, поэтому из-за погодных условий и активного таяния сугробов пришлось сдвинуть Мячково на 22-е число. Это был верный шаг – 22-го участников встречало солнце, тепло и полностью сухая трасса. Хотя показать рекордные результаты было всё равно тяжело – требовалось время «вкатиться» после долгой зимы, плюс покрытие ещё не расчистилось от пыли и грязи, не было резинового «наката» на асфальте.

Тем не менее, даже в младшем классе City-Light лучшее время круга оказалось весьма неплохим – 2:03.253. Победный кубок получил Евгений Несмеянов на лёгком 110-сильном хэтчбеке Honda Civic из команды Redliners, второе место (время 2:04.905) занял Кирилл Джусь за рулём двухлитровой Mazda3 (Mazdasportteam), а тройку замкнул Максим Карнаухов (2:06.618), пилотировавший турбированный Smart Roadster (также из команды Redliners). Зачёт Warm-Street запомнился отчаянной борьбой Павла Васищева (Toyota Corolla, Toyota Racing Team) и Сергея Удотова (Ford Fiesta ST, Hot-Hatch Team). В итоге их разделило всего 0,193 секунды в пользу Павла – 2:00.376 против 2:00.569. На третье место поднялся Денис Кудряшов (Skoda Octavia 1.8 TSI, команда Collective Farm vRS) с временем 2:02.195.


А вот где не было никакой интриги, так это в классе Hot-Street – здесь безраздельно властвовали три новейших хэтчбека Renault Megane RS, причём все они из команды Hot-Hatch Team. Победу одержал Иван Демух (1:57.541), который успел раздобыть перед началом сезона шины Hankook Ventus R-S3 шириной 255 мм, что и предопределило солидный отрыв от преследователей на штатных 235-х Michelin Pilot Sport. В итоге вторым местом довольствовался Станислав Сидорук (1:59.403), а «бронза» досталась Анатолию Ёршикову (1:59.439). Обратите внимание на разрыв – 0,036 секунды на абсолютно идентичных автомобилях!


Обошлось без сенсаций и в классе Federal Warm-Race – этап в Мячково выиграл прошлогодний чемпион RHHCC в зачёте Hot Максим Белоцкий (1:57.394) из команды Hot-Hatch Team. Впечатляющая скорость глубоко модифицированной Renault Clio RS оказалась не по зубам соперникам. Второе место занял ещё один чемпион 2011 года (Warm), Павел Лаврухин (1:58.809, Honda Integra DC2, Redliners), а замкнул тройку призёров Константин Чередниченко (2:00.842, Renault Clio RS, Hot-Hatch Team).


По схожему сценарию прошёл этап и в зачёте Federal Hot-Race. Дмитрий Заболонский на 300-сильном хэтчбеке Opel Astra ускакал от соперников почти на 3 секунды! Пилот команды Apex Team показал время 1:54.486. Второе место не без боя завоевал Александр Гармаш, один из организаторов RHHCC, за рулём SEAT Leon Cupra (1:57.071, Club SEAT), а на третью ступеньку буквально в последний момент вскочил Александр Постнов (1:57.481, Volkswagen Golf V GTI, GTi Club). А для меня этап в Мячково обернулся настоящей нервотрёпкой. Honda Integra DC2, на которой я ехал, закапризничала и отказалась включать вторую передачу. Первый заезд закончился досрочно в связи с... отвалившейся ручкой КПП, следующий я пропустил из-за «глюков» сигнализации и заблокированной цепи зажигания и лишь в последних попытках мне удалось проехать круг с временем 1:57.772. Итог – пятое место в классе Federal Hot-Race. Эх, если бы не коробка передач...


Рекорды, по традиции, ставили пилоты топ-класса Federal Super-Race. Сходу показал время 1:53.286 Александр Андреади (Honda Civic с мотором K20, клуб Redliners), второе место (1:54.083) занял Сергей Руднев за рулём... Nissan Skyline GT-R R34 VSpec II (команда Redliners). И не спрашивайте, каким образом «Скай» оказался в чемпионате «хот-хэтчей», где регламентом строго-настрого запрещено участие, например, Subaru Impreza WRX/STI и Mitsubishi Lancer Ralliart/Evolution. Видимо, организаторы решили, что один Skyline общую картину не портит. «Бронзу» (1:54.550) получил Алексей Курилкин на компрессорном Volkswagen Golf R32 (GTi Клуб).


Второй этап RHHCC-2012, который состоялся в Смоленске спустя лишь неделю после мячковских баталий, запомнился, прежде всего, немалым числом неприятных происшествий. Пожар на «Интегре» Павла Лаврухина (к счастью, с минимальными последствиями), отвалившееся колесо на «Рено» Андрея Аристархова (тоже повезло – отделался лёгким испугом и разлетевшимся крылом), многочисленные вылеты, отказы тормозов. Да и мне пришлось ехать не в своём классе Federal Hot-Race, а в Warm-Street, так как «Хонду» к этапу подготовить не успели, поэтому приятель любезно одолжил мне Renault Clio RS.


Трасса под Смоленском никак не изменила расстановку сил. Первые два места в City-Light снова застолбили Евгений Несмеянов (1:56.401) и Кирилл Джусь (1:57.532), а третьим, в отсутствие Максима Карнаухова, перешедшего в Federal Super-Race, стал Владимир Мануйлов (1:58.000, Mitsubishi Lancer X 2.0, Hot-Hatch Team). Без изменений обошлось и в Hot-Street, где всё так же главенствуют три «Мегана» RS с лидирующим Иваном Демухом (1:48.504). Разве что поменялись местами Анатолий Ёршиков (1:50.510) и Станислав Сидорук (1:50.807). Но здесь не обошлось без хитростей – Ёршиков поставил на переднюю ось более «цепкий» Hankook Ventus R-S3. К слову, через два этапа вступит в силу ограничение по максимальной ширине шин: в младших классах City-Light & Warm-Street это будет 225 мм, в Hot-Street – 235 мм.


Мне участие в классе Warm-Street запомнилось лишь возвращением на подиум за команду Hot-Hatch Team – третье место с временем 1:52.900. Впереди – Владимир Иванов (Mini Cooper S, 1:52.061, GTi Клуб) и Сергей Удотов (1:51:501). В зачёте Federal Warm-Race снова победил Максим Белоцкий (1:46.750), а тройку замкнули Максим Бронин (1:49.222, Toyota Levin) и Дмитрий Ершов (1:50.563, Toyota Celica) – оба из команды Toyota Racing Team. Всё та же картина и в Federal Hot-Race: Дмитрий Заболонский (1:46.434), которого пытается догнать Александр Гармаш (1:47.556), а на третью строчку ворвался Юрий Чебыкин (1:47.704, Mazda3 MPS, Mazdasportteam).


И, наконец, Federal Super-Race. А здесь, в отсутствие быстрой «Хонды» Александра Андреади, первым стал Сергей Руднев на том самом «Скайлайне» (1:43.309), второе место занял Максим Карнаухов (1:45.446, Honda S2000), а третьим стал прошлогодний чемпион зачёта Super, Сергей Демух (1:46.552, Ford Focus RS, Hot-Hatch Team). В командном зачёте, благодаря стабильным и уверенным выступлениям, лидирует коллектив Hot-Hatch Team (они же выигрывали титул два года подряд), который на 2 очка опережает клуб Redliners (за победу на этапе по сумме очков присуждают 10 баллов, за второе место – 9, и так далее).


Следующий этап может изменить привычную расстановку сил. Должны, наконец, устранить основные проблемы той «Хонды», на которой я заявлен в класс Federal Hot-Race, и я надеюсь навязать борьбу лидерам этого зачёта. Плюс приедут все сильные игроки, пропустившие гонку в Смоленске. А сами заезды состоятся на короткой и извилистой трассе «Тушино-Ринг», где мощность двигателей отойдёт на второй план. Третий этап RHHCC-2012 состоится 19 мая. Присоединяйтесь, будет интересно!

Календарь RHHCC-2012

  1. 22 апреля, автодром «АДМ»
  2. 30 апреля, автодром «Смоленское кольцо»
  3. 19 мая, автодром «Тушино-Ринг»
  4. 11 июня, автодром «Смоленское кольцо»
  5. 30 июня, автодром «Нижегородское кольцо»
  6. 28 июля, автодром «Нижегородское кольцо»
  7. 19 августа, автодром «Смоленское кольцо»
  8. 8 сентября, автодром «Казань-Ринг»
  9. 29 сентября, автодром «АДМ»
  10. 14 октября, автодром «Moscow Raceway»

Вадим Гагарин
Фото: Владислав Алиев и организаторы RHHCC
Видео: Владислав Алиев

RHHCC-2011. Обзор 7-го этапа на трассе АДМ в Мячково