Историко-этнографическая экспедиция «Волок» в 2012 году отмечает свое пятилетие очередным автопробегом. С 2008 года заповедными тропами было пройдено 28000 километров по России, найдено и описано множество памятников истории и архитектуры. Ясное дело, в целях экспедиции не числится открытие новых Кижей или Суздаля, но, как известно, Россия познается в мелочах, а не в отмытых и покрашенных памятниках былых эпох. Настоящие же, живые объекты истории и культуры находятся среди нас, рядом, просто мы их, зачастую, не замечаем. Если вы хотя бы раз путешествовали по любой европейской стране, вспомните, что к любому мало-мальски значимому памятнику проложена обустроенная тропа, на автомагистралях стоят указатели на коричневом фоне, указывающие нужный поворот... В нашей стране даже дороги общего пользования — в строжайшем секрете, что уж говорить о культурных ценностях.
«Волок» 2012 модельного года слегка изменил традиционную направленность и следует в нынешнем сезоне не от Белого до Черного моря, а сразу меж пяти морей, что очень красиво само по себе и, как минимум, символично. Участникам за 18 дней предстоит оказаться на берегах Баренцева, Белого, Каспийского, Азовского и Черного морей. Согласитесь, не каждый человек за всю жизнь находит время и силы отметится на всех перечисленных побережьях. Тем ценнее, что проект — регулярный и открытый, участвовать в экспедиции может любой владелец полноценного внедорожника.
Традиционным остается и время проведения экспедиции: конец апреля — начало мая, когда на севере еще лежит снег, а на юге уже отцветают тюльпаны.
День первый
Мурманск — Ловозеро
В воскресенье 22 апреля от известного в Мурманске монумента защитникам Заполярья, в народе именуемого «Алёшей», стартовало 16 автомобилей участников, пресс-кар и две машины организаторов.
Стоявшая до этого несколько дней прекрасная зимняя солнечная погода в субботу резко ухудшилась вплоть до сильной метели. Признаки грядущей весны в считанные часы замело снегом. Торжественная часть начала экспедиции сократилась до пятиминутного брифинга, и очень скоро изрядно промерзшие экипажи попрятались в отапливаемых внедорожниках. В путь! За ночь снегу намело еще больше, на дорогах скользко. Проселки, даже не начинавшие в этом году оттаивать, были еще совершенно неприступны для колесной техники. Очевидно, что первые пару дней придется кататься исключительно по асфальту и грейдерам, а их на Кольском полуострове зимой не так уж много.
До конечной точки этого дня доехали быстро и легко, несмотря на весьма серьезную дистанцию в 400 км. Там и припасена «изюминка» — саамский музей под открытым небом «Самь-Сыйт», где мы не только побывали в гостях и прикоснулись к быту оленеводов, но и остались на постой в теплых и уютных чумах и армейских палатках.
Местные инициативные жители взяли в аренду внушительный участок тундры, на котором не только пытаются восстановить уменьшившееся за последние десятилетия поголовье северных оленей, но и открыли что-то вроде этнографического музея под открытым небом. Встречал нас коренной саам Виталий, оленевод с 25-летним стажем. Во время ужина — кормили потрясающей ухой и вареной олениной с картошкой — он прочитал простую, но познавательную лекцию об истории и обычаях малой народности саамы, которых в России осталось 1850 человек, около 100 (включая его самого) еще могут говорить на саамском языке. Культура и язык утеряны почти на 90%. Было озвучено много занимательных фактов, легенд и баек. Например, саам Виталий утверждал, что выражение «на лбу себе напиши» пошло именно от саамов. Своей письменности у них не было, и нет до сих пор. Но у женщин национальный головной убор спереди украшался вышивкой из бисера (который ценился крайне дорого), причем вязь из узоров была строго регламентирована. По этому узору всякий мог сразу «считать» из какого женщина рода, замужем ли, сколько ей лет, есть ли дети и так далее.
После ужина — к оленям. Чудесные животные берут хлеб не только из рук — самые смелые участники кормили их буквально «изо рта в рот». «Заправили» оленей — пора и покататься в оленьей упряжке. Несмотря на то, что Виталий явно придерживал поводья, адреналин — через край. Снег из под копыт летит в лицо, сани постоянно «дрифтуют», ветер свистит в ушах. Это круче, чем картинг. Разделившись на две команды, устроили соревнования по национальным видам спорта типа забегов на охотничьих лыжах и «саамского футбола». Это примерно как американский, только правил никаких, а вместо мяча — связка шкур. Серьезные взрослые люди превращаются в веселых школьников — настоящий активный отдых. Разве что на ранцах с горок не катались.
Конечно, первый день не мог обойтись без бесед под горячительные напитки. Люди знакомятся, делятся впечатлениями, обсуждают постройку правильных внедорожников, вспоминают приключения предыдущих экспедиций. Уже затемно изрядно повеселевший Виталий предлагает еще раз прокатить желающих. Наше замечание о его нетрезвости он парирует железобетонным аргументом: «Я пьяный, но олени-то трезвые!».
День второй
Ловозеро — Пяозерский
Поздняя весна не оставила выбора — даже на подготовленных внедорожниках проехать можно было только по федеральной трассе М-18. Идем по ней, ужасаемся экологической обстановке в районе Мончегорска. Пересекаем Полярный круг. На развилке неподалеку от города Лоухи поворачиваем направо, в сторону озера Пяозеро и вскоре оказываемся на серьезно разбитом грейдере. Дискомфорт от жуткой тряски компенсируется неожиданно улучшившейся погодой — облака разошлись, светит солнце. Лучшее средство от тряски, помимо исправных амортизаторов, — это правильно подобранное давление в шинах. Шоссейное здесь не подойдет, машина «разберется» на молекулы от невыносимой вибрации за сотню километров. «Травим» шины до 1,2-1,4 атмосферы, и жизнь налаживается.
Добираемся до поселка Пяозерский. Вокруг — традиционная для российской глубинки картина. У половины мужчин на физиономиях написано «литр в одно лицо ежедневно». Местные женщины с горечью рассказывают, что как закрыли леспромхоз, работать почти негде, мужики пьют по-черному, а квартплата составляет почти всю пенсию. И мало кто задумывается, что леса уж не осталось. Вся Карелия вырублена под корень, деревья остались лишь вдоль дорог, а чуть свернешь с основного пути — и вырубки, вырубки, вырубки, пни, мусор, болота и опять вырубки. Тем не менее, даже здесь, если человек не ленится, то он может жить очень прилично. Это видно как по домам, так и по автопарку. Кстати, в местной архитектуре очень четко прослеживается близость к капиталистической Финляндии, но это только внешнее сходство. На единственной заправке в поселке нет ни бензина, ни солярки, и когда привезут — одному Богу известно.
День третий
Пяозерский — Беломорск — Сумозеро
Возвращаемся на М-18 и едем на юг. Заправок нет. Заливаем 20 литров бензина из запасной канистры. Пятьдесят километров, семьдесят, сто. Заправок нет. Автомобиль отказывается ехать на чистом карельском воздухе. Останавливаемся на обочине, голосуем. Сразу же тормозит «Волга» с мурманскими номерами. У них есть канистра 76-го бензина. Делать нечего — заливаем, благодарим за помощь и в экономном режиме катимся дальше. Примерно через полчаса видим на обочине голосующую ВАЗовскую «семерку» — тоже «обсохли».
Когда в баке осталось около 10 литров, на горизонте появилась АЗС. И настроение улучшилось. Вставляем заправочный пистолет в горловину. К нам подходит работник заправки и сообщает, что бензина нет. Уже второй день ждут бензовоз. Советует ехать в Кемь, где бензин должен быть. До Кеми — чуть больше 15 км. Сворачиваем по указателю, почти молимся. Спасибо хорошему японскому мотору нашего Mitsubishi Pajero II — дотянул и на 76-м. Топливо тут есть. Заправляемся под завязку.
Остальное — дело техники. Проскочить Беломорск, прорваться по лесной дороге, найти красивейшее место для лагеря на берегу озера, развести костер и приступить к ожиданию участников, ушедших на спецучасток — лесной маршрут от Юшкозера до поселка Пушной. К счастью, коротать время пришлось не одним. Через час подтягиваются экипажи из числа тех, кто не поехал «рубиться» на сложный участок — пять машин. Обживаем лагерь, ждем остальных. Мобильной связи тут, конечно, нет. А ждать пришлось долго.
День четвертый
Сумозеро — Беломорск — Медвежьегорск
«Пропавшая» часть экспедиции забурилась в снега. Тяжелый двадцатикилометровый участок снежной целины основная группа штурмовала более четырех часов, и «локомотив» — серьезно подготовленная Toyota Land Cruiser 100 — сожгла на этом пути 120 литров топлива. Тем временем, пара более хитрых экипажей, сделав небольшой крюк, объехала сложное место и отправилась на покорение еще более сложного участка длиной 60 км. Скорость черепашья, первая пониженная передача, изредка — вторая, снега на открытых участках около 80 см, в лесу — чуть меньше.
Когда основная группа вышла на след лидеров, радость быстро улетучилась. Как оказалось, далеко не всегда по проторенной колее едется лучше, чем по целине! Ручьи с талыми водами и дождевой водой (начавшийся в Мурманске позавчера снегопад трансформировался в дождь) хлынули по следам первопроходцев и углубили их почти до земли, до чистого льда. И все! Ловушка! По такой колее и трактор не каждый проедет, не то что внедорожники! Результатом битвы не на жизнь, а на смерть стало решение вернуться. На часах — 2 часа ночи. Объезд по грейдерным дорогам и асфальту — 350 км вместо 60.
В лагерь никто не приехал и утром... Все участники вновь воссоединились лишь в Медвежьегорске. Маршрут целиком осилило лишь два экипажа из 16 стартовавших машин.
День пятый. Медвежьегорск и окрестности
Город небольшой, сталинские дома соседствуют с современными пятиэтажками и покосившимися халупами. Неспешная провинциальная жизнь идет своим чередом. Как следует отдохнув в комфортабельных коттеджах и посетив немногочисленные достопримечательности, экипажи разошлись — кто набираться сил, а кто и чинить автомобили.
«Урожай» первого этапа этого «Волока»: у одного УАЗа оторвало стабилизатор, у «Патриота» пикапа треснуло крепление амортизатора — вовремя заметили и успели заварить, у «Доджа» кончились все амортизаторы, у одного «Паджеро» — передние. Да почти у всех автомобилей есть небольшие поломки. Самая серьезная потеря —отвалившийся рычаг передней подвески у Jeep Commander. Автомобиль уехал на эвакуаторе в Петрозаводск.
И это только начало! Следующий этап — сложнее. И интереснее.
Текст и фото Андрей Дронин, Алексей Мочалов