Путешествие на Игарку на английских Jaguar. Финиш

Команда должна пересечь полуостров Ямал вдоль Полярного круга и выйти к небольшому порту Игарка на Енисее. Сегодня мы публикуем завершающую часть этого увлекательного путешествия

Мы публикуем рассказ об экспедиции
наших партнеров — компании LAV Productions

5 апреля 2012 года стартовала экспедиция на Игарку на английских автомобилях Jaguar XF и Land Rover Freelander. Под руководством телеведущего Андрея Леонтьева команда преодолеет более 9 000 км приблизительно за 20 дней. Маршрут экспедиции пройдет через Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Сургут, Уренгой и Ванкорское нефтяное месторождение. Команда должна пересечь полуостров Ямал вдоль Полярного круга и выйти к небольшому порту Игарка на Енисее. Сегодня мы публикуем завершающую часть этого увлекательного путешествия.

Сургут — Новый Уренгой

Сколько мы ни ездим по России, не перестает потрясать родная страна. В этом нефтяном крае везде «растут» буровые вышки, небо опутано проводами идущих во всех направлениях ЛЭП. Трафик на дороге — как на Ленинградском шоссе, с той лишь разницей, что качество покрытия тут не в пример лучше. Оказывается, если есть желание, то и по болотам и вечной мерзлоте можно проложить отличную дорогу! Конечно, есть исключения. Пару раз за 750 км от Сургута до Уренгоя встречались участки с откровенными волнами, а последние, самые северные 50 км от Губкинского и дальше — это бетонка с местами выбитыми стыками. Но, во-первых, подвеска и Jaguar, и Freelander прекрасно с ними справилась. Во-вторых, дороги в этом суровом крае значительно лучше тех, к которым привыкли жители Нечерноземья. С другой стороны, инфраструктура здесь явно рассчитана на крепких мужиков: придорожных шалманов крайне мало, заправок и шиномонтажей еще меньше, благоустроенных комплексов с туалетами и магазинами нет вообще.

Затемно подъезжаем к Новому Уренгою и только здесь мы возвращаемся в Зиму! Градусник в машине показывает −3. Значит, еще не все потеряно? Может, сюда еще не добралась молодая весна со своей излишней активностью?

Ураган в Новом Уренгое

Когда мы подъезжали к Новому Уренгою, настроение у нас было приподнятое — ведь уже на утро мы надеялись двинуться в направлении Игарки. Начиналось то, ради чего мы затевали всю историю, ведь сегодня до Уренгоя можно доехать на чем угодно. А вот двинуться туда, где, согласно карте, вообще нет дорог, на спортивном седане... Но позвонили люди из МЧС и сказали: у нас штормовое предупреждение на предстоящую ночь. Что делать? Может, как это часто бывает, службы перестраховываются? Когда утром мы выглянули в окно гостиницы, мы поняли — ребята недостраховались. Самые страшные опасения подтвердились, когда мы отправились помыть и заправить машины. По Новому Уренгою летали легкие рекламные конструкции, куски вывесок, обломки модных кровельных материалов и листы теплоизоляции. Ветер рвал город, как тузик грелку. Движение было парализовано отсутствием даже минимальной видимости и электричества. Светофоры не работали. На каждом перекрестке по 2-3 аварии. Пару часов мы просто стояли в каком-то дворе, и молились, чтобы очередной кусок сорванного с крыши металла не прилетел к нам в лобовое стекло. Чуть стихло. Поехали. Только на третьей бензоколонке было электричество, там работал автономный дизель. Заправились. Вернулись. И задумались.

Решили ехать утром. Ехать во чтобы ты ни стало, и узнавать уже у встречных дальнобойщиков ситуацию. Тут надо раскрыть карты — мы собирались вытащить Jaguar на самый настоящий зимник. Мы отдавали себе отчет, что это будет не только первый Jaguar, приехавший из Москвы в Игарку, но и первый легковой автомобиль в принципе. Но зимник на Игарку — это особая дорога. Это, безусловно, лучший зимник в России, и эта временная дорога по своему качеству превосходит многие постоянные. Снег утрамбовывается, поливается, снова утрамбовывается, снова поливается... И так постоянно. В результате получается твердая, как бетон и идеально ровная ледяная дорога, способная выдерживать машины весом свыше 100 тонн! А именно тяжеловозы тут и ездят, обеспечивая всем необходимым Ванкорское нефтяное месторождение. И через Ванкор можно попасть по продолжению этого зимника в Игарку.

Качество дороги мы оценили год назад во время экспедиции на север Ямала. Другое дело, что попасть на этот зимник невозможно без специального разрешения службы безопасности Роснефти (эта компания ведет разработку Ванкора), и именно поэтому на этот зимник нет указателей, он не попал ни в один атлас автомобильных дорог. По этой дороге ездят, в основном, полноприводные Уралы и КамАЗы с полуприцепами, встречаются Татры. Редко — черные Toyota Land Cruiser с начальниками среднего звена (большие летают на вертолетах). Так что можно предположить, какое впечатление произвел наш Jaguar, появившись на КПП. Этот — кивая на Land Rover Freelander, — сказал один из дальнобойщиков, может, и пройдет, когда почистят, а на этих мультиках (он махнул рукой в строну Jaguar) на зимнике делать нечего. Вы что, психи? Однако мы знали — дорогу будут чистить, ведь без нее месторождение жить не может. И мы вернулись в Уренгой (не в новый, за 200 км, а просто в поселок Уренгой в 90 км), и, устроившись в гостинице «Геолог », провели совещание. Все были единодушны — надо с рассветом выезжать на зимник и ехать, пока едется. А там — по обстановке. И утром мы поехали...

Уренгой — Игарка

Мы ехали, ехали, и, наконец, доехали! Теоретически, мы должны кричать ура и лобзать в обледенелую пасть морду «Ягуара» на фальшрадиаторной решетке, но... когда проведешь за рулем 23 часа, да еще и на зимнике, просто смертельно хочется спать. И все. Но, поспав часов шесть и отправившись на фото- и видеосессию по Игарке в направлении «Музея Вечной Мерзлоты», мы поняли, что совершили... Ошалелые лица прохожих и любопытные, осаживающие свои снегоходы около наших машин с просьбой дать автограф... Эх, не зря Энди Уорхол говаривал, что каждый в этом мире имеет право на минуту славы. Мы их получили сразу и много. Впрочем, почему получили? Заслужили, уж простите за нескромность! Мы стали первыми, кто приехал сюда из Москвы не просто на «Ягуаре», а на городском седане! Люди не верили, что мы смогли на этой машине дойти до зимника и, самое главное, пройти по нему! Впрочем, не верили не только в Игарке. Не верил никто из повстречавшихся нам на пути, что это возможно. Был момент, вера чуть покачнулась и в нас. Покачнулась, но устояла. Впрочем, обо всем по порядку...

На следующее утро мы уже были снова у КПП. Действительно, ситуация на зимнике поменялась радикально. И если ночью проехать было просто нереально, то сейчас машины с зимника вышли, путь у них от Ванкора занял 2 дня — это 280 км. Однако перед собой мы видели вполне сносно вычищенную дорогу, уходящую в лесотундру. Со слов тех, кто выехал с зимника, мы знали, что первые проблемы будут на разлившемся ручье — образовалась наледь через 4 км. А потом через 15 км начинаются заносы — дорожники туда еще не добрались.

Все подтвердилось. Но наледь мы миновали легко, всего в одном месте положив в качестве мостика сенд-трак и гордо объехав глухо сидевший Урал. Парадокс в том, что тут наш заднеприводный седан был в более выигрышном положении — тяжеловозы идут по одной колее, а мы можем идти в объезд по более тонкому льду не боясь провалиться. А вот на переметах Уралы и КамАЗы 6Х6 отыгрались. Километров пять мы преодолевали три часа. Снег был по фары. Стало ясно, что единственный способ рубиться — это полностью отключить ESP, чтобы на пробуксовке электроника не душила мотор и не подтормаживала колеса (благо в Jaguar все отключается «по-честному»), и валить, пока машина на прилипает на бруствере колеи и дальше не начинает беспомощно вращать колесами в воздухе. Дальше трос и Freelander... И все повторяется снова.

Встречные дальнобойщики останавливались, крутили пальцами у виска, говорили, что мы ошиблись дорогой, на таких «мультяшных машинках» тут не ездят, что мы идиоты (дальше ненормативное). А один молодой парень на КамАЗе, видимо, первый год на зимнике, сказал, что у нас кончится топливо, еда и мы погибнем. Замечу сразу — погибнуть на Ванкорском зимнике нереально, равно, как остаться без топлива или еды. Это не Певекский или Тиксинский зимники, где можно неделю не встретить машину. Тут интенсивность движения похлеще, чем на трассе Амур...

Но вот водитель грузовика Iveco говорит, что через 5 километров начинается чищенная дорога. Вперед! Чищена она была относительно, но дорожники работали, не покладая рук, и по мере нашего приближения к Ванкору местами зимник уже обретал состояние автобана. Встречные пугали новыми заносами, но пока мы доезжали до них, бульдозеры размером с броненосец, перекидывали кубы снега с дороги в тундру. Встретили ненцев — пришли на зимник торговать рыбой. Кстати, вот еще один показатель активной жизни на зимнике — первый раз на временной дороге я вижу торговлю на обочине. За фото с оленем и обзорную экскурсию по временному стойбищу — 2 пачки сигарет и 200 рублей. А когда стемнело, на горизонте показали «адские» факелы Ванкорского месторождения. Зарево Преисподней видно при хорошей погоде за 120 км. Сейчас оно открылось нам за 15. Снова пошел мощный снег. И мы поняли — ночевать на Ванкоре не будем — надо валить. И повалили. Оставшиеся 180 км мы прошли еще за 5 часов. Местами было чищено, местами трактор шел буквально перед нами, местами опять рубились через переметы...

Рассвет мы встретили на ледовой переправе через Енисей. Мы сделали это.