«Ты здесь по своей воле, или начальство отправило?» – с этого вопроса началось моё знакомство с Сафонием Лотко, одним из самых опытных штурманов в российском ралли. Мастер спорта международного класса, который гоняется уже более 30 лет и читал стенограмму 35 пилотам, был невозмутим, как каменная глыба. В отличие от меня, человека, который о ралли имел представление лишь по симуляторам и посещениям этапов WRC и IRC в качестве зрителя. «Сам напросился!» – выдал я. Сафоний улыбнулся и натянул балаклаву и шлем...
С Сафонием Сафониевичем я встретился на небольшой трассе в подмосковном Домодедово, куда приехал знакомиться с «боевым» Renault Logan Cup. Да-да, на «Логанах» не только возят рассаду и мешки с картошкой, а вместо таксишных шашечек на кузове могут быть и бортовые номера со спонсорскими наклейками. Для тех, кто пока не в курсе, – в России уже четвёртый год проходит раллийный монокубок Renault Elf Logan Cup. И популярность его только растёт! В чём секрет?
На самом деле, раллийные «Логаны» появились на спецучастках Кубка Клубного Ралли ещё в 2007 году, но тогда эта была инициатива команды AGA Racing, начавшей переделывать серийные машины в «боевые» с помощью специальных заводских комплектов. Рецепт прост: в «выпотрошенном» салоне появлялся каркас безопасности, «ковши» с гоночными ремнями, огнетушитель и спортивный руль. А под кузовом – подвеска Bilstein да защита картера. Нехитрые переделки. Но именно благодаря этому стоимость машины удалось удержать в разумных пределах, поэтому Logan Cup потихоньку набирал обороты.
А в 2009-м серия получила поддержку российского представительства Renault, и на «Логаны» стали пересаживаться не только вчерашние «клубники», сменившие на них свою потрёпанную технику, но и весьма опытные пилоты. Например, уже не первый год в серии участвует Алексей Ковальчук (мастер спорта и чемпион России по ралли 2004 года), а серьёзную конкуренцию в сезоне-2012 ему составил Аркадий Богомолов (мастер спорта международного класса и чемпион 2008 года). Но что эти титулованные гонщики находят в неказистом и не маломощном «Логане»? Дело в том, что участие в Logan Сup обходится сильно дешевле, чем в других классах – сам «донор» достаточно надёжен и вынослив, поэтому не требует частого обслуживания.
К тому же, машина не глобально отличается от серийной, и экипажи часто заручаются поддержкой одного из дилеров Renault. Но, главное, Renault и их партнёры из Elf на каждом этапе Logan Cup выплачивают призовые первой финишировавшей десятке в зачёте «Логанов»! И они, кстати, не такие и скромные – победитель получает 50 тысяч рублей наличными и сертификат номиналом 25 тысяч на запчасти. А чемпиона серии, начиная с прошлого года, отправляют на французское Rallye Du Var за рулём Renault Twingo R2. Такого в российском ралли не предлагает никто!
Впрочем, это всё теория. А пока я стою и дрожу, как осиновый лист. Не то от холода (весна в этом году явно задержалась), не то от волнения – всё-таки, не каждый день удаётся поездить на настоящей «боевой» машине, да ещё и в таких условиях. Деловито суетятся механики команды E2 Motorsport, а указания им раздают Сафоний Лотко и Евгений Мейтес, руководитель проектов Renault Sport в России. Глядя на их чёткую работу, чувствую себя слабым звеном.
Для начала Logan обувают в обычные дорожные шины Continental ContiIceContact – нечего на новичков тратить гоночные комплекты. Надеваю шлем, втыкаю штекер в «переговорку», сажусь внутрь. Поворот ключа – и по кузову побежали вибрации от форсированного восьмиклапанника объёмом 1,6 литра. В обычном «Логане» он выдаёт 84 л.с., но у нас на добрых четыре десятка «кобыл» больше! Спасибо «мозгам» Renault Sport, а также разрешённым с этого года в Logan Cup доработанному распределительному валу и выпускному коллектору «4-2-1». Остальную часть «выхлопа» можно было менять и прежде.
Разгон – ничего особенного. Под колёсами смесь из снега, льда и грунта, так что вся динамика упирается только в шины. Есть зацеп – Logan разгоняется. Нет зацепа – беспомощно «шлифует». Всё просто, как и на обычной машине. Но так я думал ровно 20 секунд до первого поворота. Торможу, поворачиваю руль и жду, пока морда нацелится на апекс, чтобы начать разгоняться. И тут же слышу виртуальный «подзатыльник»: «Э, нет, так не пойдёт! Газ-то где?!» Но я вроде и так рано нажал...
Первые круги получаются плохо. Хотелось даже выйти из-за руля и уехать. Только и слышу: «Газ, газ, газ!». Да какой газ, я ещё до поворота-то не доехал, машина переднеприводная, унесёт наружу и всё! Но Сафоний и слышать ничего не хотел, а порой и вовсе норовил нажать рукой на моё правое колено. Страшно же, говорю, вылетим. «Страшно? Нажми на газ!» – невозмутимо отвечает Лотко. Вот она, специфика – наш Logan Cup оснащён дисковой блокировкой дифференциала, которая тоже разрешена только с этого сезона. И она буквально затягивает Logan в повороты. Сбросил – он уплыл наружу, а если не боишься и жмёшь на правую педаль, то, вопреки всем привычкам, машина закручивается внутрь. Всё наоборот! Придётся адаптироваться...
Съезжаю с трассы – нужно «остудить» мозг, в который обрушилось море информации. Нужно забыть все повадки серийных машин и освободить место для новых навыков. Следующий выезд, и я уже запоминаю, что под газом Logan всегда остаётся стабильным, особенно в скоростных поворотах. А стоит дать слабину, испугаться, сбросить – как он метёт хвостом. И потом только лови. Главное – не крутить активно рулём в сторону заноса. Иначе Logan тут же рыскнет туда, куда его направишь, то есть... в снежный бруствер. Уфф, увернулись! А Сафоний продолжает учить меня уму-разуму: «Машина – умница. Какую команду ей дал, такую и выполняет. Зачем же ты её в сугроб?»
Впрочем, к повадкам раллийного «Логана» я привык быстро – он оказался удивительно послушным. Помог и совет тормозить левой ногой, не сильно сбрасывая газ – так Logan замедляется, загружает переднюю ось, но не сильно теряет обороты. Мотор-то слабенький, разгоняться придётся долго. Да и нехитрую трассу запомнил. И начало получаться, хотя я переживал, что не смогу дозировать усилие левой ногой – ABS-то нет! Поэтому после очередной паузы мы сменили направление движения и поехали прописывать стенограмму в обратную сторону. Что это такое? Это тетрадь, в которую штурман записывает то, что ему диктует водитель. Опыт у меня почти нулевой, так что получалось несколько коряво, на глаз. Прямик... запишем семьдесят. Поворот, левый, а два или три? Это уровень его крутизны. Наша градация была такова: от «ноля», который проходится с педалью «в полу», до «пятёрки» - самого крутого.
А дальше по этой стенограмме надо ехать. Тут уж извиняй – что надиктовал, то и записали. Но даже простейшие записи сильно помогают! Хочется ехать всё быстрее и быстрее, и 125-сильный Logan Cup позволяет держать весьма хороший темп на скользком покрытии. А уж что началось, стоило нам переобуться в «боевые» шины, которые использовались в ледовой Гонке Звёзд «За Рулём». Если на «гражданских» покрышках мне приходилось местами уходить на грунтовые проплешины, то на 4,5-миллиметровых «когтях» и думать об этом не стоило – знай, топи себе по кратчайшей траектории. А что там под колёсами – лёд, снег, лужи или грунт - уже не так и важно. Захватывающе и в то же время чертовски страшно! Голова попросту отказывается верить, что Logan удержится в пределах дороги.
Увы, этот заезд оказался последним, хотя я только-только начал «вкатываться» и понимать, как ведёт себя Logan Cup на гоночных шинах. И наверняка поехал бы ещё увереннее, смелее и быстрее, продлись эта тренировка хотя бы на полчаса дольше. Да-да, это была именно тренировка! Постигал азы управления «боевой» машиной и составления стенограммы я не только ради забавы, хотя и получил громаднейшее удовольствие. На этом Logan Cup мне предстояло стартовать в настоящей, совсем не любительской гонке! И совсем скоро я расскажу, как прошло моё первое в жизни ралли.
Вадим Гагарин
Фото автора