Что нужно сделать, чтобы продать товар подороже? Помыть, отлакировать, отполировать и красиво упаковать. Что ещё? Неплохо бы окружить его некой аурой легендарности и эксклюзивности. Тогда от желающих отбоя не будет. И порой покупателям совершенно нет дела до свойств и качеств товара. Автопроизводители этот урок хорошо усвоили.
Citroen всегда поражал воображение неординарностью и даже экстравагантностью. Касалось это как внешности, так и технических решений. Послевоенные годы, «шестидесятые» и «семидесятые» для «Ситро» выдались очень урожайными на различные идеи и инновации. И это даже несмотря на состояние, близкое банкротству, в 1976 году! Но в «девяностых» в компании настала эпоха застоя – оптимизация и высокая конкуренция вынудили французов сменить курс. Конструкторы и дизайнеры поумерили свой пыл, и Ситроены откровенно поскучнели. Впрочем, похоже, сейчас компания возвращается к своим истокам и снова готова удивлять.
Подтверждение тому – премиальная линейка, которая выпускается под внутрикорпоративным брендом DS. В 2009-м году французская компания разродилась компактной трёхдверкой DS3, в прошлом году на свет появились DS4 и DS5. Что же скрывается под магическими литерами DS? Дух, стиль, творчество, нетривиальность, смелость решений и разнообразие фактур. DS – это та самая Обёртка, которая позволяет видеть автомобиль Другим. Ей богу, к DS5 нужно приближаться облачённым в скафандр затяжной лунной походкой Нила Армстронга. Космолёт – не иначе! Динамичный, стремительный, сбалансированный и какой-то, прямо, пугающе правильный силуэт.
О чём, интересно, думал художник, когда рисовал эту линию? Что заставило дизайнера сделать выпуклость именно такой кривизны? Поверхности чисты, пластичны, самодостаточны, они в постоянном неспешном движении. Художникам удалось сделать почти чудо – они соединили несовместимое и выдержали идеальный баланс между невозмутимым спокойствием и модерном – это ли не признак высокого стиля? Почти шедевр. На DS5 хочется не ездить – в него хочется играть! «Пятёрка» будит воображение и подчиняет его своим законам.
– Я звездонавт, прощайте, люди Земли!
Внутри – ещё круче. Кокпит космо-корабля располагает и настраивает на длительные межгалактические путешествия. Из недр приборной панели выезжает стекляшка с «прицелом» и проецируемыми данными скорости, «навигации», круиз-контроля. Круто! Посмотрите на этот руль! Форма и серебристые пластиковые вставки – прямой намёк на самолётный штурвал. Ручечки, дисплейчики, кнопочки, крутилочки, накладочки, строчечки – всё нестандартно, всё иначе, всё с душой и огоньком. Иллюминаторов разве что в полу нет, они здесь, кажется, везде – квадратные, треугольные, трапецевидные – в крыше их целых три, и все они зашториваются, независимо друг от друга, электроприводами!
– Сириус, Сириус! Я земля! Приём. Как слышно? Прошу добро на взлёт!
– Земля! Я Сириус. Добро даю.
– Закрыть гермошлем! Задраить люки!..
Качу сначала по суетливым центральным улочкам Парижа, потом выруливаю на Елисейские... Через пять минут я уже набираю обороты и выхожу в открытый космос. К эргономике мест командира корабля и второго пилота есть пара придирок – посадка высоковата, жёсткая основа сидений выталкивает седоков из «объятий» (на перегрузку в 16g во время взлёта рассчитано?), а валики боковой поддержки слишком широко расставлены и в ходовых поворотах практически не держат.
Огромная площадь остекления с тремя иллюминаторами в крыше – эффектно и замечательно, ничего не скажешь! Но с обзорностью тоже есть проблемы. Вертикальная посадка и внутрисалонное зеркало перекрывают высокому водителю изрядный сегмент обзора «справа-спереди». Чтобы быть в курсе, что творится в этой «слепой» зоне, под зеркало постоянно нужно «подныривать» и сутулиться. Обзорность назад портит окно пятой двери, на двое разбитое аэродинамическим спойлером. В сухую погоду ещё куда ни шло. А вот в дождь и слякоть, кроме малюсенького сегмента, от обзорности ничего не остаётся. Товарищи! Как же так? Опять функциональность и безопасность принесена в жертву эффектности? Вот тебе и шедевр!
155-сильного 1,6-литрового турбо-мотора для полуторатонной тушки явно недостаточно. Если объёмный кузов загрузить семьёй, провиантом и запасными скафандрами, динамика вообще скиснет. Даёшь 200-сильный турбо-агрегат! Двигатели, кстати, одного объёма и конструктивно схожи, они получили непосредственный впрыск, регулируемые фазы газораспределения и малоинерционную турбину Twin Scroll. Роботизированная коробка вопросов не вызывает, скачет-переключается, единственное – хотелось бы повыше скорость перехода на пониженные при кик-дауне. Кроме упомянутых бензиновых агрегатов, на DS5 устанавливается пара «дизелей» – 112- и 163-сильный. А с июня этого года хэтчбек станут оснащать дизель-гибридным приводом, который уже имеют Peugeot 3008 HYbrid4 и 508 RXH.
DS5 неплохо рулится, но привод оставляет двойственное ощущение. С одной стороны, в «нулевой» зоне на ободе чувствуется всё, что происходит под колёсами, но, в тоже время, малину портит искусственная примесь возвращающего усилия, которую генерит электроусилитель. Комфорт? Пожалуй, нет, жёсткая подвеска не прочь побарабанить по кузову на брусчатке и стыках.
Впрочем, у коротышки DS4, на котором мне удалось факультативно покататься чуть позже, подвеска ещё жёстче. Руль «четвёрки» откровенно перетяжелён, а под газом в колеях он как бешеный вырывается из рук. МакФерсон, что вы хотели? Видать, увеличение просвета, колеи и плеча обкатки не прошли даром. Помнится, на обычном C4 такого эффекта нет.
DS5 – получился неординарным, это нужно признать, но неординарность DS4 уже граничит с несуразностью. «Четвёрку» создатели позиционируют одновременно как спортивное купе с «формулой дверей 3+2» и как переднеприводный кроссовер. Тяни-толкай? Чтобы казалось, что мы имеем дело с молодёжным купе, создатели добавили рельефа на боковины, поставили большие колёса (в топе 19 дюймов) и огромное лобовое стекло, плавно переходящее на более покатую, нежели у C4, крышу. Ручки задних дверей сместили в треугольники позади окон. Решение – старое (вспомните Seat Leon или пятидверку Honda Civic), но проверенное.
Взгляд по замысловатым поверхностям кузова свободно скользит и отказывается спотыкаться даже на зазоре между задней дверью и крылом. Благодаря этому корма воспринимается более цельно. Но! Есть два очень веских «но». Вдохнули? (Дальше я говорю быстро, громко, на одном дыхании.) Поликарбонатные стёкла задних дверей не открываются, а острые треугольные ручки дверей я вообще отнес к орудиям убийства скутеристов и велосипедистов. И если с неоткрывающимися окнами ещё можно как-то смириться (всё-таки автомобиль больше дизайнерский, чем утилитарный), то с ручками я, как велосипедист со стажем, категорически не согласен.
Представьте ситуацию: едете вы на двухколёсном друге мимо ряда машин. И тут перед вашим носом открывается дверь. Привет! Одно дело, когда ты налетаешь на ребро скруглённой двери, и совершенно другое, когда твою массу принимает острый торчащий клин. Ребята, а как же грудь, солнечное сплетение, в конце концов, горло, шея, кадык? Опять залихватская внешность в ущерб безопасности? Ну уж нет, увольте. Кстати, такая размашистая дверь даже для самих пассажиров неудобна, треугольник всегда нужно обходить, и я пару раз рёбрами успел на него наткнуться. Приятного мало. Девушки, берегитесь особенно!
Кроссовер, говорите? С большой натяжкой. Да, свесы короче, а кузов задрали так, что клиренс на 25 мм больше, чем у С4. Но куда на таком ездить? Да никуда! Туда же, куда ездит большинство переднеприводных легковых представителей сегмента «C». Привод-то только передний, да и никаких защит картера не предусмотрено. С другой стороны, с нашими-то дорогами и бордюрами под килем лишних сантиметров не бывает.
Что внутри? Всё в коже. Даже передняя панель и отделка дверей. Экий модник! Ручки, вставки и планки отделаны на манер орнамента Louis Vuitton. Кстати, орнамент этот можно выбрать на своё усмотрение при заказе – хоть в звёздочку, хоть в цветочек, всего предлагается с десяток вариантов. Кожа тоже на любой вкус и цвет: от чёрного до нежного бежа.
А как с продажами у нас? DS4 в России уже представлен и многим интересен. В этом году компания планирует продать 2500 автомобилей. Со 120-сильным атмосферным мотором VTi и механической коробкой «модник» обойдётся в 757 000 рублей (аналогичный C4 стоит 594 900 рублей). Турбированная 150-сильная версия DS4 с гидротрансформаторным «автоматом» стоит уже 861 000 рублей. За самое разгорячённое 200-сильное исполнение придётся выложить 1 107 000 «деревянных». Приличные деньги, за которые можно взять хорошо упакованные премиальные BMW 1-series или Audi A3. Я уже не говорю про целую плеяду хороших полноприводных кроссоверов. DS5 в Европе продаётся с конца прошлого года, а до нас он доедет в июне.
В России DS5 будет продаваться не только с бензиновым мотором 1.6 с турбонаддувом мощностью 156 л.с., но и со 163-сильным дизелем объемом 2,0 л. Причем и тот, и другой агрегат решено продавать у нас только с «автоматом». Базовая цена автомобиля составляет 1 119 000 рублей. При этом следует помнить, что оснащение даже самых простых DS5 будет очень приличным: полный комплект подушек безопасности, система стабилизации, двухзонный климат-контроль, датчик дождя, 17-дюймовые легкосплавные диски, кожаный руль и многое другое. Дизельные DS5 стоят от 1 334 000 руб., но оснащение таких машин будет богаче базовых бензиновых (аналогичный бензиновый авто станут продавать за 1 209 000 руб.). Самые же дорогие дизельные DS5 с кожаным салоном, камерой заднего вида, 18-ми дисками, навигацией, цветным проекционным дисплеем перед лобовым стеклом и прочим обойдутся почти в полтора миллиона (1 479 000 руб,). Для сравнения, более вместительный универсал Citroen C5 со 150-сильным бензиновым мотором и «автоматом» в средней комплектации стоит от 1 055 000 руб. И это при том, что у него будет великолепная гидропневматическая подвеска.
Вместо P.S. Не дорого ли за такую обёртку? Для тех, кто хочет сэкономить на покупке, – да. Но ведь линейка DS создана, чтобы удивлять и радовать. Это дополнительная возможность самовыражения и ухода от ежедневной банальности, пусть и недешёвая. А сколько, по-вашему, стоит хорошее настроение?
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Citroen