Русское море. Экспедиция

Путешествия бывают разными. Большинство из них остается в памяти благодаря тому, что ты увидел. Потом можно просматривать фотографии, вспоминать, рассказывать друзьям. Поездка вокруг Рыбинского водохранилища не из таких

Мы публикуем рассказ об экспедиции
нашего партнера — издательства ORD-MEDIA

Путешествия бывают разными. Большинство из них остается в памяти благодаря тому, что ты увидел. Потом можно просматривать фотографии, вспоминать, рассказывать друзьям. Поездка вокруг Рыбинского водохранилища не из таких. После нее хочется поделиться в первую очередь размышлениями, а уж потом фотографиями.


Честно говоря, мне не совсем понятно, кто и зачем назвал искусственное водохранилище Русским морем. Очень все противоречиво. Конечно, оно большое, другого берега не видать и волны на нем бывают соответствующие. И даже может олицетворять собой русский размах и просторы. Но если задуматься об истории возникновения этого «моря», появляется устойчивое ощущение, что репутация у него не настолько хороша, чтобы быть символом огромной страны.

Возникло водохранилище в 30-х годах прошлого века, во времена сталинской индустриализации. Именно тогда на Волге был создан каскад ГЭС, позволивший обеспечить электроэнергией бурно развивавшуюся промышленность. Произошло то, что происходит и сейчас во многих уголках мира: в жертву великим целям были принесены «маленькие люди». В зону затопления попали сотни населенных пунктов, тысячи гектаров плодороднейших земель, десятки тысяч людей были переселены на другие территории. Некоторые отказывались переезжать, приковывали себя к своим домам и вместе с ними уходили под воду.



Появившееся «море» стало свидетелем сотен и тысяч человеческих трагедий. И эта, если угодно, карма осталась с ним навсегда. По сей день, если знать места, где были расположены населенные пункты, можно отыскать там следы поселений, найти на земле немалое количество различных предметов, свидетельствующих о том, что раньше здесь жили люди. Которые волею судеб вдруг оказались в новой реальности.


Что стало с этим краем теперь? Интересно было объехать вокруг рукотворного моря и посмотреть. Недельная поездка подарила немало интересных встреч и историй. Взять, к примеру, тот же Мышкин. Городок чувствует себя неплохо, активно эксплуатируя свое название. Известен он благодаря Музею мыши, но этот музей там не один. Есть еще Музей Петра Смирнова (создателя знаменитой водки), Музей столицы лоцманов, коей в свое время был этот городок. А еще Музей уникальной техники, ветряная мельница и масса всего другого. А начиналось все благодаря одному человеку, энтузиасту, который с юных лет стал создавать музей в своем городе. Сначала на него смотрели как на чудака, но со временем, увидев, что делает хорошее дело, стали помогать. А ведь не будь он таким одержимым, был бы Мышкин ничем не примечательным райцентром. Зато теперь там настоящая конкуренция: появился второй Музей мыши, отличающийся от первого. И владельцы второго музея даже якобы пустили слух в Сети, что первый сгорел и их музей теперь единственный. Такая вот война за бренд. Но ничего не сгорело. Были, видели своими глазами, даже встретили огромного рыжего кота Пал Палыча, которого в шутку величают директором Музея мыши. Почему бы и нет, ведь мышей он любит беззаветно.

Западное побережье водохранилища — настоящая глубинка. Неизбалованная деньгами, оттого тихая, спокойная и очень человечная. Просто поразил священник из Прозорова отец Анатолий. Невероятно цельный и светлый человек. Умеет радоваться простым вещам, видеть природную красоту. То он с увлечением рассказывает, какие громадные тыквы весом под 70 килограммов вырастили прихожане, то пересказывает какие-то веселые истории, произошедшие с детьми в воскресной школе. Какую он сам делает невероятную мебель фактически из отходов лесозаготовок — залюбуешься. А еще обучает детей лыжам и биатлону и даже выигрывает с ними различные соревнования. А чего, говорит, я и сам с удовольствием на лыжах и стреляю хорошо. Для каждого у него находится доброе слово и добрый совет, детвора местная его обожает. Один вечер, проведенный в компании с ним, заряжает светлой энергией очень надолго.

Или, например, история в Весьегонске! Там мы заехали в автомагазин купить перегоревшие от тряски лампочки. Пока возились с их заменой, продавщицы предложили всем чаю со вкуснейшим вареньем: «Ребята, вы же с дороги, угощайтесь». Разговорились. Оказывается, зарплата у продавца 6 тыс. рублей. Еще такая же пенсия. Так и живут, благо есть приусадебный участок да лес, в котором грибов и ягод можно собрать. Деньги за чай с вареньем-печеньем отказались брать наотрез, мол, мы же от всей души.

По дороге сделали остановку в забавном городке Устюжна. Некогда здесь катали тонкие золотые листы для отделки церковных куполов, но знаменит городок не только этим. Историю, произошедшую в нем, благодаря Гоголю, знают все. Сам классик никогда в Устюжне не был, но про то, как местные чиновники приняли заезжего проходимца за проверяющего из столицы, ему, похоже, рассказали в лицах. И получился бессмертный «Ревизор». Если не принимать во внимание рекламу сотовых операторов, то, глядя на центральную площадь Устюжны, легко поверить, что ты в позапрошлом веке. Те же дома, так же тихо и так же ничего не происходит. И обладая известной долей воображения, легко представить на этих улицах гоголевских героев. В Устюжне совсем уж глубинка заканчивается, мы сворачиваем на трассу А-114, которая радует хорошим асфальтом и нормальной разметкой. На ней уже довольно оживленное движение и ритм совсем другой.

Промышленный Череповец, если в него въезжать со стороны металлургического комбината, может стать серьезным испытанием для психики тех, кто таких производств раньше не видел. В темное время суток все выглядит совсем бесчеловечным: из труб в небо поднимаются гигантские подсвеченные столбы дыма и пара, и кажется, что ты лилипут, попавший на концерт группы Metallica. Но сам город оказался на удивление приятным. В нем нет каких-то архитектурных шедевров, однако, например, даже реклама и вывески на магазинах сделаны со вкусом и не создают ощущения восточного базара. В Москве с этим похуже. Из достопримечательностей можно глянуть на пятый в Советском Союзе и первый на территории России вантовый мост и заехать в усадьбу Гальских: большой красивый деревянный дом, недавно отреставрированный и превращенный в музей. Получите эстетическое удовольствие.

По пути домой был еще Рыбинск с его красивой набережной и памятниками адмиралу Фёдору Ушакову, поэту Льву Ошанину, а также безымянным бурлаку и сантехнику.

Заехали также в Пошехонье, на родину пошехонского сыра. Городок стоит сразу на пяти реках и потому считается резиденцией водяного, есть даже соответствующий музей, который, правда, был закрыт. Больше Пошехонье ничем не запомнилось: маленький, тихий, сонный даже городок.


Углич, как это ни покажется странным, выступил диссонансом в складывавшемся от поездки впечатлении. Сразу видно — туристическое место. Никакой человеческой теплоты нет и в помине, на центральной площади довольно назойливо предлагают свои услуги экскурсоводы, и вообще чувствуется, что здесь все настроено на сравнительно честный отъем денег у приезжих туристов. Это нормально, все раскрученные места такие. Но главный вывод из поездки таков: если вы хотите повстречать интересных, добрых и открытых людей, ехать надо подальше от проторенных туристских троп, поскольку деньги в некотором смысле портят человека.

Леонид Климанович, главный редактор «Офф роад ДРАЙВ»

Отец Сергий

Примерно посередине между Угличем и Рыбинском есть село Фроловское. До него от асфальта 5 км грунтовки, по которой в распутицу не проехать. Жилых в селе всего три дома. Но есть храм и при нем священник отец Сергий, которому вот-вот стукнет 86 лет. Он прошел войну, имеет немало боевых наград, правда, рассказывать о своих ратных подвигах не любит, ограничивается короткими фразами, мол, они стреляли и мы стреляли. Прихожан в храме практически нет, нередко он служит в одиночестве, но, как оказалось, в наши времена даже священники в заброшенных деревнях рискуют жизнью. Однажды о нем сняли телепередачу, а через некоторое время нагрянули бандиты с требованием отдать им дорогую икону, которую они видели по телевизору. Преступники никак не хотели верить, что в телепередаче во время интервью они видели всего лишь настенный календарь с ее изображением. Бандиты, по словам отца Сергия, были порядочные, разгрома в доме не устроили, лишь ударили священника по голове, чтоб не оказал вдруг сопротивления. Добрый человек, даже к преступникам он милосерден. Может быть, именно такое отношение к жизни и уберегло его в тот день от куда более крупных неприятностей.

Несколько отзывов об экспедиции самих ее участников:

Андрей Бараков — тест-пилот

Особое душевное состояние я ощутил в селе Семеновское около руинированного храма Архистратига Михаила в память погибших воинов в Ситской битве в 1238 году. Поражение русских войск в этом сражении предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи на долгие 250 лет. Грустно, что ещё «не дошли руки» до восстановления храма, напоминающего о столь знаменательном событии для всего русского народа. При этом местные жители находящийся рядом с храмом погост содержат в чистоте.

Рядом с Черкасовским мысом, где река Сить впадает в Рыбинское водохранилище, мы протестировали проходимость автомобилей Volkswagen. Уровень воды в Рыбинском водохранилище сильно понизили, что открыло широкий песчаный пляж с элементами off-road в виде глубоких луж и «зыбучих песков». На двух наших автомобилях стояла зимняя резина Continental ContiVikingContact, которая не предназначена для сильно пересечённой местности, она не спасовала и перед лёгким OFF-ROAD-ом и понравилась своей проходимостью. К тому же, шины довольно тихие, что добавляет комфорта на асфальтовых дорогах.

Игорь Андреев, руководитель автомобильного направления в журнале «Эхо Планеты»

Сидя за рулем Amarok, я снисходительно поглядывал на PanAmericana и California: мол, куда этим баловням хороших дорог в приличное бездорожье. В пикапе же был настолько уверен, что ограничивался в засадных местах подключением переднего привода, пренебрегая как пониженной передачей, так и режимом off-road. В возможностях пикапа я не ошибся — автомобиль уверенно выгребал на всех препятствиях. Лишь изредка он требовал переключения на первую ступень и чуть-чуть пробуксовывал отнюдь не самыми внедорожными шинами Continental. Словом, вел себя так, как от него ожидаешь. Поразили два других VW — оба гоняли, словно записные джипы. Только раз один из них застрял, выбираясь из большой «песочницы» по крутому, изрядно разъезженному подъему. Подвела, конечно, не отменная полноприводная начинка, а геометрическая проходимость. В первую очередь, не совсем адекватный для этих условий дорожный просвет.

Владимир Ештокин, фотограф журнала «Фома»

Моей задачей, как фотографа и журналиста православного журнала «Фома», было знакомство с жизнью людей в окрестностях водохранилища: с их проблемами и трудностями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Строительство Рыбинского водохранилища в корне изменило весь уклад жителей Мологского края. Некогда богатый, с развитым сельским хозяйством и обширными пастбищами, он в один миг был поглощен водами водохранилища, превратился в пустыню.

За неделю мы проехали вокруг всего Рыбинского водохранилища, ознакомились с многочисленными достопримечательностями, посетили множество музеев. Везде нас встречали замечательные люди, истинные патриоты своей малой Родины, всей душой болеющие за судьбу Мологи.

Пустые деревни, поросшие березняком поля, разрушенные храмы — все это мы видели на своем пути. Картина производит удручающее впечатление. Но, пообщавшись с отцом Анатолием, священником из села Прозорово, с Димой Коноваловым, активным молодым человеком из Рыбинска, другими людьми, понимаешь, что будущее Мологского края не безнадежно. Есть пути к его возрождению.

Историко-этнографическая экспедиция «Русское море 2011» была организованная издательством ORD-MEDIA при поддержке Volkswagen Коммерческие автомобили и Continental Tires RUS