Saab будет ликвидирован

История автомобильной компании Saab, похоже, подходит к своему печальному концу. Вчера стало известно, что руководство этой фирмы подало в шведский суд заявление о банкротстве
Дмитрий Гайдукевич

История автомобильной компании Saab, похоже, подходит к своему печальному концу. Вчера стало известно, что руководство этой фирмы подало в шведский суд заявление о банкротстве, а затем пришла еще более грустная информация – суд одобрил эту просьбу.



Причем всем понятно, что в данном случае речи о так называемом «мягком банкротстве», когда компания проходит сложную процедуру реструктуризации, но остается на плаву, уже не идет. Saab будут банкротить «по-серьезному». С распродажей имущества, заводских цехов и всех прочих активов. После этого марка Saab прекратит свое существование.

На самом деле неприятности Saab начались давно. Уже когда в 1990 году концерн General Motors приобрел 50% акций Saab, у этой фирмы были проблемы. Но американцы были уверены, что, благодаря вложенным инвестициям, они сделают из Saab одну из самых успешных марок. И эта вера не пропала даже спустя 10 лет, когда GM выкупил оставшуюся половину акций.

Но с наступлением 21 века стало понятно – с Saab нужно что-то делать. И желательно срочно. Так, в 2002 году шведская фирма выпускала всего две модели, а общий объем продаж составил всего 120 тыс. машин (это тогда казалось «всего» - через несколько лет о таких тиражах все будут только мечтать). В том же 2002 году было принято решение сократить около 14% сотрудников Saab. Но, несмотря на появление новых моделей, продажи падали. В 2008 году было реализовано лишь 93 тыс. Saab.

А в начале 2010 года, когда сама компания General Motors была в тяжелейшем финансовом кризисе, было объявлено о продаже Saab – покупателем стала голландская компания Spyker. Общая сумма сделки составила $400 млн, но наличными GM выплатили только $74 млн – остальные были переданы американцам в виде акций новой компании Saab Spyker Automobiles. Кроме того, новая фирма тут же получила кредит на 400 млн евро под гарантию правительства Швеции от Европейского инвестиционного банка. При этом сделка была омрачена тем, что Spyker был вынужден прогнать из своих рядов крупнейшего акционера Владимира Антонова, которого GM обвинила в связях с криминальным миром.

Новые владельцы Saab, которые раньше занимались выпуском суперкаров, вскоре были вынуждены сорвать с себя розовые очки. Стало ясно, что Spyker не сможет вытащить Saab из финансовой пропасти. Казалось, что на помощь придут китайские компании, которые в последнее время готовы покупать все что угодно. Но против такой сделки выступила General Motors – американцы испугались, что китайцы получат лицензии на главные технологии Saab. И решение GM наложить вето на сделку с компаниями из Поднебесной было названо «последним гвоздем в крышку гроба Saab».

Чисто теоретически Saab еще можно спасти. Но для этого должен прийти сильный инвестор, который выкупит компанию целиком и расплатится с ее огромными долгами. Однако все прекрасно понимают, что найти его в условиях, когда все готовятся к новому экономическому кризису, крайне сложно. Так что с 99% долей вероятности можно предположить, что 64-летней истории Saab пришел конец.