— Ты управляешь машиной или она тобой? — слышу по рации недовольный голос инструктора. 510-сильный Jaguar XKR с отключенной системой стабилизации едва вписывается в вираж... Мы в финском Заполярье на занятиях школ вождения Jaguar и Land Rover, где нас учат правильно распоряжаться мощью этих машин.
Специально для журналистов московские школы водительского мастерства Jaguar Experience и Land Rover Experience устроили «показательные» занятия на полигоне в пригороде Ивало. Эта местность известна тем, что тут проводят зимние испытания машин многие европейские автопроизводители и шинники. Более подходящего региона, позволяющего почти шесть месяцев в году использовать снежные и ледяные трассы, в Старом Свете не найти.
В прошлом году редактор Авто Mail.Ru Вадим Гагарин смог оценить «асфальтовый» курс этой школы водительского мастерства (подробности — в материале «Здесь приручают Ягуаров»), но тогда журналистам предложили пройти лишь базовое контраварийное обучение. А в Финляндии нас ждало нечто более серьезное. Начали мы с простых элементов, но уже через пару часов перешли к упражнениям, которые отрабатывают в «продвинутой» программе. Правда, времени было маловато: полноценные курсы длятся 9-12 часов (три-четыре дня по 3 часа), а у нас — 6 часов за один день.
Топовая модификация купе XKR с 5-литровым компрессорным V8 — автомобиль серьезный, но при включенной системе стабилизации он ведет себя покорно. Водитель со средним уровнем подготовки с ним справится: XKR подстегивает ехать быстро, но без лишней нервозности. Система стабилизации мягко поправит ошибки, да еще и польстит твоим водительским качествам. При избытке газа купе эффектно вильнет хвостом, но тут же вновь встанет на выбранную траекторию. Все вокруг, включая пассажиров, будут уверены: вот какой мастер за рулем! Только это не водитель сделал, а умная система DSC (она же — ESP). Хотя есть одно «но». Jaguar — одна из немногих марок, позволяющих не только перевести вспомогательную электронику в «спящий» режим, но и полностью отключить ее. Ты можешь остаться один на один со всей мощью, но чтобы контролировать ее, надо, конечно, учиться.
Инструкторы Jaguar Experience утверждают, что их школа отличается от десятков других. Сегодня собственные курсы вождения есть у многих марок. Но подход у всех разный. Даже «родственная» школа Land Rover имеет принципиальные отличия не только по внедорожной части, но и по контраварийной подготовке. Вот мы и сравним! Ведь в первый день на финском полигоне мы учимся по ягуаровской программе, а второй — в лэндроверовской.
В предрассветных сумерках, которые в Заполярье длятся до 11:00, белоснежное купе XKR под моим управлением выезжает на покрытую укатанным снегом площадку. В машине лишь рация, и это принципиальный момент для ягуаровцев: инструкторы смотрят только со стороны. Говорят, так лучше замечаешь ошибки пилотажа. А я от себя добавлю: когда ты в машине один, то меньше «зажимаешься», смелее взаимодействуешь с новым для себя автомобилем и быстрее находишь с ним общий язык. В любом случае на каждое неверное действие получаешь мгновенный комментарий по радиосвязи.
На ошибках учатся. Поэтому одно из первых наших упражнений — это намеренная провокация в повороте: руль резко поворачиваем на избыточный угол, машину начинает сносить. Газ — ровный, педали тормоза не касаемся, надо одним рулем произвести коррекцию, отловить машину и все-таки «заправить» ее в поворот. Ситуация сноса передней оси, конечно, знакома любому, кто хоть раз ездил по обледенелой дороге. Тем не менее, ягуаровцы не устают повторять, что это самое важное упражнение, и надо отработать все действия до автоматизма. Даже опытный водитель в аварийной ситуации инстинктивно может сделать ровно то, чего делать не следует. Раз машина не входит в поворот, он доворачивает руль сильнее. А нужно, напротив, вращать руль от поворота, чтобы прекратить скольжение и восстановить контроль над машиной. И все надо делать быстро: на реальной дороге чуть замешкаешься, и автомобиль уже выскочит на «встречку» или на обочину.
Jaguar набрал скорость, перекручиваю руль в сторону поворота — скольжение — «баранку» в «нулевое» положение... Купе почти рывком стабилизируется, и руками мгновенно чувствуешь, что колеса вновь обрели сцепление с дорогой. Если все делаешь правильно, то едешь по размеченной конусами змейке на приличной скорости, провоцируя снос в каждом повороте и тут же возвращая машину на дугу. Ну а дальше упражнения посерьезнее: задний привод, мощный мотор — да здравствует управляемый занос!
Движемся по размеченному конусами большому квадрату, и на каждом из углов надо лишь немного «подкрутить» машину газом. Легко сказать! 510-сильный мотор при отключенной системе стабилизации заставляет предельно точно работать педалью акселератора. На площадке с укатанным снегом все получается, а на голом льду — ошибка за ошибкой. Я даже специально остановился и вышел посмотреть, какие стоят шины. Да они же практически «летние»! Нешипованные Pirelli Winter Sottozero по рисунку скорее тянут на «всесезонку». Они явно рассчитаны на южно-европейскую зиму. Инструкторы Jaguar разводят руками: таково требование завода, партнерство заключено именно с итальянской маркой шин.
Через полчаса тренировок удается приноровиться, и мы переходим к самой «адреналиновой» части занятий — ритмическому заносу. Jaguar эффектно метет хвостом, переваливаясь из одного виража в другой. Сначала нам отводят для этого упражнения широкий коридор из конусов, потом его делают уже, затем — еще уже. По-хорошему эти элементы мастерства надо оттачивать как минимум несколько часов. Но у нас время крайне ограничено: на каждое упражнение нам дали не больше 20 минут. Едва нащупываешь правильные действия, и уже пора переходить к следующему «уроку». До выработки «мышечной памяти» еще далеко...
После обеда я пересаживаюсь на представительский Jaguar XJ с 3-литровым бензиновым мотором (238 л.с.). Но тут, к сожалению, погода ухудшилась и испортила все планы. Метель? Мороз? Напротив — потепление. Пусть на площадке лед еще толстый, но при температуре близкой к нулевой покрытие становится мокрым и невероятно скользким: нешипованные шины не держат вовсе. Вплоть до того, что порой не удается даже тронуться на абсолютно ровном участке! Единственный способ сдвинуться с места — выжать тормоз, потом отпустить его и вообще не касаться газа. «Автомат» обеспечит плавное начало движения, но где уж тут учиться спортивным приемам вождения... Скорости упали настолько, что все машины катятся с пешеходной скоростью. Занос уже практически не получается: либо пустая пробуксовка, либо, если успел на прямой набрать скорость, в вираже следует потеря управления и разворот.
Ведущий инструктор Jaguar Experience Егор Васильев подводит главный итог первого дня занятий: системы стабилизации приучают нас не замечать своих неверных действий, при сносе доворачивать руль, а в случае опасности в повороте бить по тормозу. Но даже при наличии электроники, способной корректировать ошибки водителя, главный залог безопасности — это правильные навыки вождения. В школе стараются следовать классическому подходу к обучению: в первую очередь, человек должен научиться не допускать ошибок, которые требуют вмешательства электроники. А при желании любой клиент может подтянуть свое мастерство до такого уровня, когда он будет способен получать максимум от мощной заднеприводной машины, отключая вспомогательные системы.
Следующее утро вновь началось на ужасно скользких тающих ледовых площадках, но теперь в моем распоряжении Range Rover Evoque. С полным приводом, да еще и на шипованных шинах — проблем никаких, одно удовольствие. Пусть под капотом самый младший 2-литровый дизельный мотор, выдающий всего 150 л.с., даже с ним британская новинка оправдывает претензии на звание спортивного кроссовера. Чуткий руль, «плотное» шасси — нам дали машины с опциональной активной подвеской MagneRide, амортизаторы которой способны мгновенно менять жесткость на неровностях.
На большом ледяном кольце Evoque позволяет двигаться в непрерывном заносе круг за кругом. В школе Land Rover заведено, что инструктор сидит рядом с учеником, но сейчас наставник не делает мне замечаний. Кроссовер отлично управляется, да и вчерашние занятия не прошли даром: пусть машина совершенно иного класса, общие принципы вождения для всех одни.
— Старайся не доводить до глубокого заноса, при котором руль вывернут в крайнее положение. Надо будет скорректировать направление и довернуть, а доворачивать уже некуда, — советует мне инструктор. По мере того, как все начинает получаться, мы пробуем экспериментировать с электроникой. Полностью отключить ее нельзя, но можно выбрать разные варианты настройки. С самого начала мы отключили DSC, поэтому ничто не препятствует заносам, но система Terrain Response способна сдерживать пробуксовку и «играть» многодисковой муфтой в полноприводной трансмиссии. Степень вмешательства электроники в процесс управления задается с помощью переключателя, который позволяет выбрать режим, соответствующий тому или иному дорожному покрытию. Но режима «Лед» тут нет!
По совету инструктора выбираю «Песок» — с ним в заносе можешь пользоваться полной тягой, и даже если колеса бешено буксуют, система не «душит» двигатель. Впрочем, педаль газа становится излишне чуткой, точно дозировать мощность нельзя. И не получается довернуть машину сбросом газа. Похоже, «умный помощник» не дает оборотам резко падать, ведь на песке снижение тяги повредило бы — чуть замедлишься и начнешь «закапываться». Но в заносе дело другое.
Пробую «Асфальт»... Нет, все-таки инструктор был прав, «Песок» подходит лучше. В дорожном режиме система считает, что пробуксовка вредна. Хотя нашелся еще один вариант, подходящий для активного вождения, — как ни странно, «Колея». Вновь в моем распоряжении полный газ, все идет отлично.
Пересаживаюсь на Freelander с таким же мотором и на нешипованных шинах. Он тоже демонстрирует вполне убедительную управляемость на льду. Пусть резина держит хуже, зато у этого кроссовера другой плюс: в режиме «Песок» газом удается работать точнее. Тягу можно безошибочно дозировать и, при желании, эффектно проходить повороты «веером».
Сейчас «скоростные» курсы Land Rover сводятся лишь к зимней контраварийной подготовке. Аналогичной летней программы нет. Главная гордость школы — это, конечно, серьезные курсы внедорожного вождения, существующие в Москве уже шесть лет. Но руководители школы отдают себе отчет, что в модельном ряду марки появляется все больше машин, ориентированных, в первую очередь, на нормальные дороги, и большинство покупателей берет кроссоверы. Например, с момента старта продаж Range Rover Evoque в октябре этого года именно эта модель стала самым продаваемым Land Rover в России. Покупатели Evoque, а также те, кто берет Range Rover Sport или мощные модификации Freelander, скорее захотят учиться спортивным приемам вождения, чем преодолению бездорожья. И в школе для них готовят специальное предложение. На будущий год в рамках программы Land Rover Experience появится курс «Dynamic». Нам обещают гравийные дорожки — лучший вариант, чтобы почувствовать спортивные качества полноприводных машин.
В российском представительстве английских марок убеждены, что базовая контраварийная подготовка полезна абсолютно каждому клиенту, поэтому все покупатели Jaguar и Land Rover получают бесплатный сертификат на прохождение ознакомительного курса в школе водительского мастерства. Что касается цен на более серьезные программы обучения, то тут между Land Rover и Jaguar разница очень велика. У первой марки курсы стоят 9 500 — 12 500 руб., а у Jaguar уже 45 000 руб. (зимой бывают скидки, так как износ резины и нагрузка на машины гораздо меньше). «Продвинутый» курс стоит от 60 000 руб., но это лишь стартовая цена. Тому, кто решил целенаправленно оттачивать спортивные навыки вождения, двенадцати часов будет явно недостаточно. Чтобы глубоко постичь эту науку, придется выложить не одну сотню тысяч рублей.
Павел Ёлшин
Фото автора и компании Jaguar Land Rover