«От Деда Мороза к Чысхаану»: финиш!

Путь к «цели» из Якутска начинается с ледовой переправы через реку Лену в месте, где её ширина достигает 19 км

Мы публикуем рассказ об экспедиции
наших партнеров — компании LAV Productions

Путь к «цели» из Якутска начинается с ледовой переправы через реку Лену в месте, где её ширина достигает 19 км. Впечатляет размах сибирских речек, причем здесь не самое широкое место на Лене. Ниже по течению расстояние от берега до берега достигает 60 километров! Это официальный зимник, со своими полосами движения в каждую сторону, дорожными знаками, километровыми столбами. Но чтобы выйти на этот ледовый автобан надо практически выехать из Якутска, так что неудивительно, что прямо из центра города уходит альтернативный зимник, который местами оказывается ничуть не хуже «большой» дороги!

«Колыма»... Великая и безумно красивая дорога. Но страшная в прямом и переносном смыслах слова дорога. Не просто так, выезжая на нее, многие местные выключают музыку в память о тех, кто остался здесь навсегда. Ведь эта дорога построена в прямом смысле слова на костях. Это и узники ГУЛАГа, и вольнонаёмные рабочие, желающие «откосить» от фронта, а позже писавшие заявления с просьбой отправить их в окопы. Риск погибнуть от пули был более призрачен, чем казавшаяся неминуемой гибель здесь — от страшных морозов и нечеловеческих нагрузок. Тех, кто испускал дух, закапывали в подушку дороги: хоронить в условиях вечной мерзлоты было нереально. Так что «на костях» — это не образ, это страшная реальность. Но дорога была нужна. Ее строили для доставки помощи по программе ленд-лиза, которая приходила по безопасному Тихоокеанскому пути.


Последний раз ребята из LAV Productions ездили тут в марте. С тех пор Колыма стала заметно лучше и безопаснее, и, дай Бог, титул «Дорога смерти», уйдет в историю. Правда, асфальта, скорее всего не будет, Колыма по-прежнему останется грунтовой. Говорят, что при годовых перепадах температуры в 100 с лишним градусов, асфальт не живет. Кстати, на стройке работает современная европейская техника, но население в основном эксплуатирует Уралы и полноприводные «КамАЗы». «Китайцев» практически нет... Как и инфраструктуры. И чтобы не попасть впросак, заправляемся на каждой заправке. Субарики едят 92-й без проблем — качество топлива в этих краях высочайшее, ведь от этого зависит жизнь людей.


Перед Хандыгой пересекаем реку Алдан. В том числе на сноуборде. Кажется, я и оператор Андрей Белов были первыми людьми, кому пришло в голову преодолеть ледовую переправу через одну из самых суровых сибирских рек таким образом. Недаром дорожники, чинившие на морозе в −44 °С грейдер, смотрели на нас как на инопланетян.


Вот это да! Горы! Настоящие, высокие белоснежные, красивые — Верхоянский хребет открылся на горизонте. Одно из чудес Колымы — такие вот гиганты высотой не меньше 3000 метров. Сказать, что дух тут захватывает, — ничего не сказать.


И всё-таки Subaru здесь как в своей тарелке. Но к финишу мы немного расслабились, а ведь по опыту известно — жди неприятностей в конце пути. К сожалению, так оно и произошло. Конечно, сработала совокупность факторов: недосмотр команды, усталость, которую активно скрывал водитель, желая, вопреки всему, доехать до финиша за рулем, отсутствие опыта вождения при таких низких температурах, когда шины меняют свои характеристики. И вот, несмотря на безупречную работу систем ABS и ESP, Forester оказался в кювете. Вот они и приключения. Вот такая она — Колыма. Слава Богу, здесь не бросают, и помощь пришла — водитель проезжавшего «Урала» Илья стал нашим спасителем. Через пять часов упавший с 10 метровой высоты Forester был готов передвигаться своим ходом! Разве что передний бампер разлетелся как стекло, в такую погоду это неудивительно, ведь в ту ночь в Оймяконском районе было, как мы потом узнали, −58 °С! Но при этом ни рулевое, ни мотор, ни коробка не пострадали! Ночь выдалась тяжелой, но до стелы «Полюс Холода» мы добрались.

Но почему стела «Оймякон — Полюс Холода» находится не в Оймяконе, а в поселке Томтор? Разобраться в этом нам помогли в Томторском краеведческом музее. Оказывается, температура −71,2 °С была математически вычислена геологом Сергеем Владимировичем Обручевым в 1926 году. А про Оймякон все говорят, видимо, из-за того, что Оймяконскими именуются здесь все крупные физико-географические объекты... В результате, до сих пор некоторые службы и организации, носящие наименование «Оймяконские», расположены на самом деле в Томторе. Близ Томтора — Оймяконский аэропорт, Яно-Оймяконское нагорье, Оймяконское плоскогорье, Оймяконская впадина (В Томторе, кстати, живет около 1500 человек, в то время как в Оймяконе лишь 800). Именно в Томторе находится знаменитая Оймяконская метеорологическая станция, где 6 февраля 1933 г. была зафиксирована и документально подтверждена рекордно низкая для населенных пунктов температура — минус 67,7 °С.

С полюсом холода разобрались, осталось главное: встретить Чысхаана и передать ему подарок из Великого Устюга! Знаменитая пещера Чысхаана — повелителя здешних холодов, а по-нашему Деда Мороза, — находится в пяти минутах езды от Томтора. И это не просто пещера. Это настоящее чудо — от пола до потолка она покрыта кристаллами льда и гигантскими снежинками, в комнатах стоят великолепные ледяные фигуры. Зажмурив белоснежные от мороза ресницы, радостно зовём — «Чысхаааан, выходи!». Вопрос отражается в ледяных стенах и затихает, не дождавшись ответа... Пропал Чысхаан, надо искать!

P.S.

Морозное якутское утро взрывается звонким лаем собак! По озеру, поднимая клубы блестящих снежинок, несутся восемь лаек и четыре почти сказочных оленя! Летят в сторону Царства Вечной Мерзлоты сани Деда Мороза! На сверкающих Subaru мы следуем за ними. Сегодня Чысхаан ждёт гостей в своей «столичной» пещере, и на повестке дня торжественное открытие Якутской резиденции Деда Мороза и обмен подарками!


Не обнаружив Чысхаана в окрестностях Оймякона, мы поспешили узнать у местных жителей, куда же он подевался. Оказалось, что мы разминулись с ним где-то по дороге — значит, держим путь на Якутск! Вот таким волшебным образом мы задержались в сказочной Якутии еще на пару дней, нашли и встретились с морозной легендой — Чысхааном!


P.P.S. Когда мы уезжали в Якутию, многие «опытные» люди нам советовали протянуть брезент под днищем машины, приклеить вторые стекла, налить спирта в тормозную жидкость и еще какую-то дрянь в топливные баки... Мы намеренно отказались от этого якут-тюнинга, и, к удивлению многих, у наших Субару вращались колеса, тормоза тормозили, в салоне было тепло, и передние стекла не обмерзали. Мы еще раз доказали, что на абсолютно стандартном автомобиле можно не только проехать по России из конца в конец 12500 км, но и заехать в самое холодное место на Земле, где постоянно живут люди.