Гран-При Абу-Даби — Хэмилтон первый, Феттель сошел

Предпоследняя гонка сезона в Абу-Даби получилась такой же небогатой на события, как и предыдущий индийский этап
Александр Плеханов

Предпоследняя гонка сезона в Абу-Даби получилась такой же небогатой на события, как и предыдущий индийский этап. Впрочем, сложно было бы ожидать от пилотов захватывающей борьбы — формально сезон еще не закончился, но мотивации у многих гонщиков заметно поубавилось.

Какой смысл бороться за места и очки, когда давно названо имя чемпиона, известен не только обладатель Кубка Конструкторов, но и первая четверка сильнейших команд чемпионата? Мотивация осталась лишь у пилотов так называемого второго дивизиона, у которых пока не подписаны контракты на следующий год и чье положение в командах можно охарактеризовать как шаткое. Кроме того, не ясен пока победитель в споре Sauber и Toro Rosso за седьмое место, но подобные «периферийные» противостояния основную массу поклонников «королевских гонок» не интересуют.

Что касается топ-пилотов, то до сих пор не названо имя вице-чемпиона, но дело в том, что основные претенденты — Баттон и Алонсо — в один голос заявляют, что их этот весьма сомнительный «титул» мало волнует. Оно и понятно — быть первым среди вторых никому не хочется. Конечно, все без исключения пилоты мечтают о победах, но, во-первых, при тотальном доминировании Феттеля рассчитывать на первую ступеньку подиума можно лишь при удачном стечении обстоятельств. А во-вторых, победы улучшат только личную статистику пилота, но никак не повлияют на финальные показатели сезона. В Абу-Даби победил Хэмилтон, но это ровным счетом ничего не изменило и ни на что не повлияло. Льюис, даже выиграв гонку, выбыл из борьбы за звание вице-чемпиона, а вторая победа в сезоне вряд ли позволит Хэмилтону считать его удачным.

Субботняя квалификация прошла по уже стандартному сценарию — поул выиграл Феттель, вторым и третьим стали Хэмилтон и Баттон, которые показывали отличное время в свободных заездах, но в финальной части квалификации Феттель оказался быстрее. Следом за парой пилотов McLaren расположились Уэббер, Алонсо, Масса, Росберг, Шумахер, Сутил и ди Реста. Виталий Петров опять не прошел в финальную часть квалификации и стал только двенадцатым.

Да и гонка началась традиционно. Феттель уверенно выиграл старт, вошел в первый поворот, уже имея неплохой отрыв от Хэмилтона, но вот во втором повороте жаркую пыль Абу-Даби вместе с дымом горелой резины пришлось глотать самому Себастьяну. Онемевшие от удивления зрители увидели, как Red Bull действующего чемпиона беспомощно замер на обочине с проколотым правым задним колесом. Подобным зрелищем Феттель не «баловал» зрителей уже очень давно. Эпизод, конечно, досадный, но особого повода расстраиваться пока еще не было. Болид Себастьяна не заглох и действующий чемпион медленно заковылял в боксы. Но когда он добрался до боксов, то выяснилось, что простой сменой шин проблему не решить — лопнувшее колесо повредило заднюю подвеску. В результате чего гонка для Феттеля закончилась, и это было, пожалуй, самое интересное событие Гран-При Абу-Даби.

Гонку возглавил Хэмилтон, а вторым стал Алонсо, сумевший на первом круге опередить Баттона. Льюис, которому наконец-то никто не мешал, уверенно начал отрываться от Фернандо и после первого круга имел преимущество в 2,5 секунды. Алонсо, в свою очередь, начал отрываться от Баттона, который испытывал проблемы с KERS и не мог не только догнать испанца, но и оторваться от наседавшего Уэббера. Хэмилтон и Алонсо всю гонку проехали в гордом одиночестве вплоть до самого финиша, а Баттон и Уэббер периодически выясняли отношения, но на расстановку пилотов это не влияло. Зато на границе очковой зоны традиционно наблюдалась куда большая активность.

Виталий Петров стартовал не очень удачно и потерял позицию, став тринадцатым. Однако к 15 кругу он смог приблизится к сражающейся парочке Буэми-ди Реста. Обогнать никого из них не удалось, но после схода Буэми из-за отказа гидравлики Виталий стал десятым. Учитывая нынешнее плачевное состояние болидов Lotus-Renault, и одно очко на финише было бы подарком судьбы. Но на 18 круге он ошибся, потерял две позиции, после чего так и провел гонку вне пределов очковой зоны.

К 30 кругу отрыв Хэмилтона от Алонсо увеличился до пяти секунд, и вопрос о победителе Гран-При Абу-Даби был, фактически, снят. Фернандо мог рассчитывать только на ошибку Льюиса или на техническую неисправность, но современные болиды, в отличие от машин прошлых лет, отличаются куда большей надежностью, а пилотаж Хэмилтона можно было назвать идеальным. Алонсо попробовал пересидеть Хэмилтона на трассе после второго пит-стопа британца, но эта тактика успеха не принесла — Льюис так и остался лидером гонки.

Через две недели в Сан-Паулу состоится последняя гонка сезона, которая окончательно расставит все точки над i. Наконец-то станет известно имя вице-чемпиона, которым, скорее всего, станет Дженсон Баттон, и завершится противостояние Toro Rosso и Sauber. Но разве это будет интересно простому обывателю? Многие специалисты ранее неоднократно предупреждали Берни Экклстоуна об опасности «распухания» чемпионата до 19-20 гонок, когда, в случае отсутствия интриги, некоторые гонки попросту будет неинтересно смотреть. А команды будут выбрасывать деньги на ветер, вынужденно отправляясь на оставшиеся этапы, которые уже ничего не решают. Ведь именно так и получается в этом году.

Да и ладно бы зрительский интерес — на трассе пропала борьба. Ведь сложно назвать схваткой пару-тройку обгонов Марком Уэббером своих соперников. Тем более, что обгоны эти ничего не решали. Марк мог приехать хоть первым, хоть двадцать первым, и это ни на что уже не повлияло бы.

В этом сезоне проявился и еще один негативный фактор. Теперь каждый гоночный инцидент строго расследуют комиссары FIA. Любое столкновение, контакт и неуступчивость моментально караются штрафами. Гонщики вынуждены обгонять чуть ли не по стойке «смирно», боясь нарушить ПДД. Теперь просто немыслимо себе представить жесткую и бескомпромиссную борьбу, которую демонстрировали Сенна, Прост, Мэнсэлл, да и тот же Михаэль Шумахер середины 90-х годов прошлого века. С одной стороны, безопасность в гонках — вещь чрезвычайно важная, но, с другой стороны, всё это убивает дух Формулы-1. Дошло до того, что при обгоне гонщик имеет право лишь один раз перекрывать траекторию, а потом вынужден безропотно пропускать обгоняющего пилота. Это то же самое, как если бы в футболе вратарям разрешалось отбивать лишь первый удар по воротам, а остальные они обязаны были пропускать. Было бы, конечно, очень зрелищно, только это был бы уже не футбол.

В общем, судя по всему, Формула-1 стоит на пороге новой эпохи. И дело не только в очередных изменениях техрегламента. Скорее всего, в будущем в Формуле-1 не будет места таким ярким личностям и бескомпромиссным пилотам, как Льюис Хэмилтон, судьи будут карать не только за малейшее прегрешение на трассе, но и вне её (что, кстати, уже и происходит), а среди будущих чемпионов вряд ли появятся гонщики уровня Айртона Сенны, которые были пилотами от Бога и могли бороться за титул за рулем неконкурентоспособных машин. Всё это осталось в прошлом.

А как будет выглядеть будущее, видно по прошедшему сезону. И, честно говоря, оно не сильно радует.

Результаты Гран-При Абу-Даби:
Положение в личном зачете:
Положение в Кубке Конструкторов: