Можно, конечно, вспомнить Ростислава Рычанова, отсудившего у елабужского СП «ЕлАЗ-GM» почти миллион рублей за бракованный Chevrolet Blazer, стоивший гораздо меньше. А также нескольких московских автовладельцев, добившихся компенсации кто за BMW с поврежденной электрикой, кто за Land Cruiser, у которого сломался задний мост. Петр Войс, однако, подчеркивает, что во всех этих случаях ответчиками выступали российские предприятия, продавшие некондицию, а здесь речь идет хоть и о не очень устойчивом (финансовые трудности «Фиата» всем известны), но все же самом настоящем мировом автогиганте собственной персоной.
Представители Fiat заявили «Газете.Ru», что как только получат судебное решение, немедленно обжалуют его в Московском городском суде.
Fiat уверен, что выиграет это дело. Впрочем, все, кто обжалует, так говорят.
История движения «Такой Fiat нам не нужен» началась в 1999 году с того, что Галина Тюленева предъявила итальянскому концерну претензии в размере 130 тыс. долларов. По словам главной антифиатчицы, ее автомобиль, купленный годом раньше, фактически развалился на ходу: у него выпал двигатель и отказали тормоза. На таком фоне остальные обнаруженные Тюленевой недостатки выглядели пустяковыми. Но она привлекла к делу и их: сорванная гайка на стабилизаторе поперечной устойчивости, нарушенное лакокрасочное покрытие, бугорки на резиновых прокладках двери, неработающие поворотники.
Тюленева поначалу попыталась предъявить претензии продавцу машины – но эта фирма к тому времени уже закрылась. Собрав вокруг себя единомышленников, тоже пострадавших от некачественной продукции итальянского концерна, Галина Тюленева начала судебную тяжбу, одновременно организовав вышеупомянутую выставку, один из экспонатов которой можно увидеть на нашей иллюстрации.
Представители компании Fiat в России заявили «Газете.Ru», что тюленевский мотор никуда не падал, а тормоза до сих пор безупречны – по крайней мере, никаких документальных подтверждений этих поломок Тюленева не предоставила. Но мелкие недочеты итальянцы признали.
При этом итальянцы считают, что в российском праве сложилась ужасная ситуация – из-за пары царапин на машине ее владелец может получить с автопроизводителя десятки тысяч долларов.
На самом деле они преувеличивают. Автомобиль относится к технически сложным товарам. А это значит, что расторжение договора по инициативе покупателя возможно в том случае, если у изделия есть неустранимый недостаток, недостаток, снова проявляющийся после его устранения, и в некоторых других случаях. Когда юридически продавца уже не существует (а у г-жи Тюленевой было именно так – после кризиса 1998 года автосалон, продавший ей Fiat Brava, обанкротился), покупатель вправе требовать компенсации за некачественный товар с производителя. А кроме того, если суд признает законность требований покупателя, этот последний имеет право получить по одному проценту от стоимости машины в день за все время, прошедшее с первой жалобы до удовлетворения его претензий. Если учесть, что с момента регистрации заявления в суде до вынесения определения по делу может пройти несколько месяцев, а то и лет, по «счетчику» может накапать сумма в несколько раз больше стоимости автомобиля.
Тюленевская ситуация могла закончиться куда меньшими потерями для концерна – для этого достаточно было удовлетворить жалобу в срок или, скажем, отремонтировать автомобиль. Однако около двух лет итальянцы фактически не уделяли внимания г-же Тюленевой – за что в итоге и поплатились. Когда представители Fiat наконец предложили обществу «Такой Fiat нам не нужен» отступные в размере стоимости некачественного автомобиля для каждого владельца, Тюленева отказалась, претендуя на большее (двое ее соратников приняли предложение «Фиата»). В результате суд не удовлетворил первоначальное требование Тюленевой – $130 тыс., но все же решил, что Fiat должен заплатить ей $40 тыс. (при докризисной цене новой «Бравы» $18 тыс.). Теперь «Фиату» остается разве что надеяться на Московский городской суд, который может признать доводы антифиатчиков несущественными.
Между тем, если Тюленева все-таки выиграет дело, отечественным производителям придется всерьез задуматься о своей дальнейшей судьбе. При желании найти нужное количество брака, неоднократно проявляющегося после ремонта, а также неустранимые недостатки на тех же вазовских агрегатах не так уж и сложно. А дальше – дело техники.