Экспедиция «Москва – Сахалин». На краю Земли

Экспедиция «Москва – Сахалин», которая пытается проехать на спортивном Jaguar XKR до Сахалина, сумела добраться до края земли

Мы публикуем рассказ о путешествии из Москвы на Сахалин
наших партнеров – компании LAV Productions

Экспедиция «Москва – Сахалин», которая пытается проехать на спортивном Jaguar XKR до Сахалина, сумела добраться до края земли.



В лучах утреннего солнца Чита, особенно ее выстроенная в духе сталинского ампира центральная часть, произвела на меня более благоприятное и ухоженное впечатление, чем прежде. Видимо, за обликом города начали следить. Но нас как автомобилистов интересовала больше свежепостроенная асфальтовая магистраль «Амур» Чита – Хабаровск, которую приняли в эксплуатацию год назад после восьми лет безостановочных работ. Почему-то представлялось, что эта дорога должна быть самой новой и современной во всех смыслах.



И действительно, на большом протяжении это так и есть: ровное широкое полотно, ограждения на насыпях, светоотражающие столбики, а развязке на пустынном перекрестке трасс «Амур» и «Лена» позавидует любой мегаполис. Но некоторые мелочи почему-то заставляют сомневаться, что строили эту дорогу на века. Простой пример: на участке, который асфальтировали в 2003 году специально к прилету президента, уже лежит новое асфальтовое полотно. А ведь нагрузка на эту трассу не столь высока, чтобы полностью менять покрытие раз в несколько лет. Интересно, насколько лучше уложены те участки, которые асфальтировали к финальной сдаче проекта? Там ведь тоже торопились, чтобы успеть.



В некоторых местах совсем свежий асфальт заметно просел. А еще на гористых участках новой трассы поразили съезды-уловители, призванные не дать улететь в пропасть на спусках тем, у кого перегрелись или отказали тормоза. На протяжении всей трассы их хватает по обеим сторонам дороги, вот только ни один нельзя использовать по прямому назначению! Все такие уловители сделаны под довольно большими углами к трассе и с очень узкими въездами. Вписать туда разогнавшийся без тормозов грузовик и при этом не перевернуть его вряд ли будет по силам даже пилотам команды «Камаз-Мастер». Мало того, некоторые из таких уловителей слишком коротки и обрываются через три десятка метров трамплинами все в ту же пропасть.



Есть и еще один момент. Не на всем протяжении трассу асфальтировали заново. В маршрут по возможности включили уже готовые куски шоссе, существовавшие испокон веку. И они остались либо прежними, со знаменитыми «амурскими волнами», либо их наспех залатали, либо они попали под плановый капитальный ремонт, местами превративший участки шоссе на десятки километров в дорогу без покрытия и даже без основания. В общем, фактически трасса продолжает строиться. На участках ремонта снова приходится сбрасывать скорость и ехать максимально внимательно. Мало того, хватает и мест, которые так и не дождались своего часа. Щербатые ямы глубиной по полколеса кидаются под машину внезапно, выскакивая из-за поворотов в самых неожиданных местах. В одну из таких ночных ям на подъезде к Биробиджану Jaguar влетел на полном ходу. Результат – два замятых диска по правому борту.



На большей части трасса «Амур» пустынна и безлюдна. Даже гаишников нет. Поток машин минимален, причем в основном это перегонщики и фуры. При этом на трассе почти нет поселков и придорожной инфраструктуры, мало указателей. На востоке Забайкальского края есть участок, на котором нет ни одной заправки на протяжении более чем трехсот километров, а 95-й бензин отсутствует как класс. Даже Jaguar пришлось заправлять 92-м. А что делать? Впрочем, это топливо британский мотор переварил без всяких проблем.



Немудрено, что периодически здесь попадаются по обочинам «обсохшие» машины, водители которых голосуют с канистрами в руках. Но помогать хочется далеко не всем: периодически по две-три машины так же стоят странные компании цыганского вида и пытаются остановить проезжающих с куда большим рвением и энтузиазмом. Время от времени у дороги возникают отдельно стоящие кафе, авторазборки и заправки. Но по большей части весь сервис здесь привязан к населенным пунктам, которые весьма и весьма редки. А так как автомагистраль тянется вдоль Транссиба, то и вся цивилизация на ней образуется вокруг крупных железнодорожных станций. И именно здесь приходится оставаться на ночевку, если есть желание поспать в гостинице.



В Сковородино мы попали как раз в День железнодорожника – и в честь этого события в городе не было ни одного трезвого человека. Этот город живет только железной дорогой. Именно в нем, кстати, перед войной располагался штаб строительства второй колеи Транссиба. В память этого на одной из площадей города стоит паровой электрогенератор, снабжавший стройку и жителей энергией в те годы. А на вокзале можно увидеть еще одну редкость паровой эпохи: один из последних в мире пассажирских скоростных локомотивов.



Еще одна наша остановка по пути – Биробиджан. Столица Еврейской автономии. Правда, советского Тель-Авива из него так и не вышло: запланированного массового переселения евреев сюда из западных областей так и не случилось, а глухой таежный край, отведенный под обетованную по-большевистски землю, в итоге колонизировали русские. Поэтому теперь здесь в процентном отношении еврейского населения едва ли не меньше, чем во всех остальных регионах России. Но все равно на вокзале приезжающих встречает гигантский семисвечник, в экономном супермаркете «Цимес» торгуют мацой, а в киосках продают газету «Биробиджанер штерн». Такая вот искусственно созданная ирония географии, поддерживаемая сейчас уже, видимо, на уровне прикола.



Трудно сосчитать, сколько раз на протяжении всего пути менялся пейзаж за окнами: то равнина, то горы, то степь, то тайга. В общем, однообразия нет и в помине. Постоянно меняется высота, причем на плоскогорьях можно встретить даже цветущие эдельвейсы. Многие места вдруг напоминают давно знакомые уголки других регионов. В них можно увидеть Подмосковье, Поволжье, Алтай... Но если вглядываться внимательнее, можно заметить различия во флоре и фауне. Но главное, чем дальше на восток, тем выше влажность. Небо и горизонт заволакивает туманная дымка, сквозь которую круглым пятном проглядывает апельсиновое солнце. Это нормально. Муссонный климат. Дыхание Тихого океана. При жаре за 30 ощущение как в бане. Очень душно. Поэтому внезапный дождь не удивляет и даже радует. Но от духоты все равно не спасает.



Мы торопимся, чтобы успеть на паром. Времени в обрез, а желающих переправиться на Сахалин, по нашей информации, очень много. Поэтому последний участок от Хабаровска до порта Ванино мчимся не останавливаясь. Впрочем, мчимся – это громко сказано. На последнем отрезке маршрута – после Лидоги – дорога все еще не построена и представляет собой две сотни километров грунтовки, тянущейся серпантином через сопки, на которой вдруг из ниоткуда возникают короткие куски идеального свежепостроенного шоссе. И мы все-таки успели, проехав самый сложный участок нашего маршрута глубоко в ночи. А стало быть, материковая часть нашего маршрута закончена. Теперь впереди Татарский пролив, который Jaguar, Land Rover и съемочная группа LAV Production преодолеет на пароме, и, собственно, сам остров Сахалин.

Евгений Константинов
Фото автора