Мы публикуем рассказ о путешествии из Москвы на Сахалин
наших партнеров – компании LAV Productions
Спортивный Jaguar XKR и Land Rover Discovery преодолели Байкал и познакомились со староверами и буддистскими монастырями.
Стоящий на берегах Ангары город Иркутск красив. Его можно было бы даже назвать прекрасным, будь он чуть менее обшарпан. В историческом центре сохранилось много симпатичных деревянных зданий, старинной домовой резьбы, характерных элементов сибирского модерна. В целом можно сказать, что свой исторический облик Иркутск сохранил отлично. Правда, большинство зданий ремонта не видело уже давно. А меж тем в сентябре у города юбилей – 350 лет. По поводу этого события Иркутск украшен соответствующими плакатами, а один из давно разрушенных исторических кварталов пытаются восстановить из небытия по старым фотографиям.
Иркутск вообще город визуальных контрастов: здесь трущобы перемежаются с новостройками, огромные кварталы ларьков автозапчастей с ухоженными храмами, а широкие улицы с полусгоревшими остовами изб. В городе много одностороннего движения, поэтому во время съемок приходится кружить по историческому центру. Но вообще тут надо неспешно гулять, что и делают удивительно многочисленные туристы, в том числе и из дальнего зарубежья.
Городские съемки закончены, автомобили заправлены – и вот уже съемочная группа LAV Production мчится к Байкалу по извилистому шоссе, прыгающему с горки на горку через тайгу. Движение довольно оживленное, но можно ехать быстро, пользуясь динамическими возможностями обоих автомобилей. Jaguar провоцирует погонять, но делать это приходится со всей внимательностью: почти все повороты закрытые, встречного транспорта очень много, а асфальт местами не совсем ровный. Видимо, из-за плотного трафика полотно дороги за последние годы стало хуже. Особенно на забайкальской стороне. Хотя и там его уже начали постепенно ремонтировать.
Как всегда, Байкал появился неожиданно. Мы выскочили из-за очередного поворота, и впереди открылась туманные просторы озера, его скалистые берега, извилистая нитка железной дроги и рассыпанные далеко внизу дома и огороды. И, конечно же, неизменный рыбный рынок, где торгуют омулем самого разного приготовления. За последнее время рынок разросся, омуль на нем напрочь вытеснил все остальные виды озерной фауны, а цены на него выросли до каких-то заоблачных значений. 50-70 рублей за одну рыбку! Но ведь покупают. А позже, уже на бурятской стороне Байкала, мы нашли место, где можно съехать к воде и искупаться в глубочайшем озере планеты. Вода не ледяная, но бодрящая. И очень чистая. В общем, незабываемое ощущение.
На подъезде к Улан-Удэ нас встретили Байкальские Амазонки – представительницы местного женского автоклуба. В бурятских одеждах и по здешним обычаям. А затем все дружно колонной поехали в гостеприимный город. Историческая часть Улан-Удэ довольно компактна, но очень опрятна и ухожена. А еще этот город считается центром российского буддизма, потому что именно здесь, в расположенном неподалеку Иволгинском дацане, находится официальная резиденция главы буддистов России.
Путь из Улан-Удэ в Читу идет через долину Селенги – одному из прекраснейших мест в мире. Какие здесь открываются виды! Ради красивых кадров мы то и дело останавливаемся и поднимаемся на вершины нависших над рекой скал. Впрочем, эти места приглянулись задолго до нас русским староверам, высланным в екатерининские времена за Байкал. Отправляли их сюда целыми семьями, за что они и получили местное этническое прозвище «семейские». «Семейские» были первыми, кто занялся в Забайкалье земледелием. Эти люди до сих пор живут своим укладом жизни в ярких расписных избах. Центр здешнего старообрядчества – село Тарбагатай, упомянутое еще у Некрасова. Там – главный храм, недавно открылся музей. Заехали и в село Десятниково, известное своим хором, с участницами которого познакомились еще в предыдущих экспедициях.
Трассу ремонтируют отдельными кусками, применяя при этом две основные технологии. В одних местах выгрызают дыры с острыми краями в полотне и потом их заливают битумной ремонтной смесью, а в других асфальт снимают до основания, а затем кладут новый. Но для нас одно другого не лучше. Потому что оба процесса здесь часто бросают на середине. На острых краях и на еще более острой щебенке шанс повредить колеса очень велик. Один из пыльных щебенистых кусков закончился для Jaguar XKR боковым порезом левого заднего колеса. Однако покрышка Michelin Pilot Super Sport показала, что технология run flat действительно эффективно работает. О порезе мы узнали только по изменившемуся тембру шума, при этом на поведение автомобиля он никак не повлиял. Напрочь порванная шина позволила доехать до конца ремонтируемого участка и поменять колесо уже на ровном асфальте. В другом месте, лавируя между ям, Discovery все-таки влетел на хорошей скорости в самую глубокую. И тоже левым задним колесом. Результат – грыжа. Впрочем, несмотря на такие досадные события, резиной мы довольны. Сколько камней и краев уже выпало на долю этих шин!
Что касается других происшествий, то на подступах к Чите у Disco загорелось предупреждение об износе тормозных колодок, хотя в Новосибирске мы отдельно просили проверить их состояние. Там нам сказали, что все в порядке. Впрочем, по расчетам, до финиша на Сахалине их должно хватить.
Евгений Константинов
Фото автора