Москва – Сахалин: Jaguar знакомится с Сибирью

Экспедиция на Сахалин на спортивном Jaguar XKR и Land Rover Discovery продолжается. Покорен Иркутск!

Мы публикуем рассказ о путешествии из Москвы на Сахалин
наших партнеров – компании LAV Productions

Экспедиция на Сахалин на спортивном Jaguar XKR и Land Rover Discovery продолжается. Покорен Иркутск!



Из Новосибирска на восток большинство водителей едет по М7 через Кемерово. Мы же с некоторых пор выбираем другой путь – через Томск, несмотря на то что он длиннее и на нем есть напрочь разбитый участок. Во-первых, эта дорога менее загружена транспортом, а во-вторых, сам город Томск стоит того, чтобы в него заехать. Мало того что там сохранились резные деревянные кварталы вперемежку с сибирским модерном, так все это еще и поддерживается во вполне ухоженном состоянии. Но, что еще более удивительно, это одно из редких для нашей страны исключений, когда современная застройка из стекла и бетона удачно вписана в городской пейзаж. При населении в полмиллиона Томск – один из крупнейших университетских центров Сибири.



Пока мы снимаем на улицах Томска, к нам все время подходят самые разные люди, интересуются машинами и пробегом, многие просят сфотографироваться в кабриолете. И мы не отказываем. Судя по лицам, можно сделать однозначный вывод: открытый Jaguar приносит радость и счастье.



После Томска дорога на Красноярск местами разбита, приходится снижать скорость и аккуратно объезжать ямы. Хорошо лишь то, что подобные участки не слишком протяженны и что прошедший с утра дождик немного прибил пыль. У сотрудников ДПС эта дорога, по всей видимости, не в списке популярных. На всем протяжении от Томска до трассы М7 ни одного человека в серых погонах. Трафик тоже не перегружен, зато всякой четвероногой живности, домашней и дикой, хватает.



Экспедиция начала немного опережать график, поэтому, пройдя Красноярск стороной, мы завернули к нашим добрым друзьям в село Орешное, расположенное километрах в ста от краевого центра. Раскинувшееся в котловине между невысоких таежных гор, это село некогда было самым крупным в Советском Союзе предприятием по заготовке кедровых орехов. Попав сюда впервые год назад, экспедиционная команда LAV Productions взяла шефство над орешинской школой. Теперь, обязательно заглядывая сюда во время наших выездов в Восточную Сибирь, встречаемся со школьниками, читаем познавательные лекции, показываем фильмы и по мере сил снабжаем школу учебным оборудованием.



В этот раз мы привезли телескоп. Заодно выяснили, что с еще большей регулярностью помимо нас сельскую школу посещают всякие комиссии и проверяющие. Разумеется, с целью найти формальный повод для какого-нибудь штрафа. Как вам, например, новое требование, что картошка для школьной столовой должна быть сертифицированной, упакованной и очищенной промышленным образом, а не выкопанной по соседству? Но педагоги не сдаются. Они пытаются в суде оспаривать все эти штрафы, нелепые распоряжения и придирки, одновременно продолжая делать в школьном здании ремонт, готовясь к новому учебному году и совершенно искренне переживая за подрастающих орешинцев.



Впрочем, Орешное славится не только школой и орехами, которые растут здесь по сей день и заготавливаются уже в частном порядке. В окрестностях села расположена Большая Орешная пещера – крупнейшая конгломератовая пещера в мире. Под нерукотворными каменными сводами в темноте можно было бы провести не один день: только разведанная и изученная часть ходов тянется на шестьдесят с лишним километров. А еще неподалеку есть прекрасная река Мана и живые декорации, в которых снимали «Хозяина тайги».



Правда, дороги в этой таежной глуши совсем не для Jaguar. Но, несмотря на разбитые грунтовки и потрепанные жизнью мосты, мы добрались до села и гостеприимной турбазы двумя машинами. Днищем XKR практически нигде не цеплял, но на всякий случай мы решили заехать на сельскую эстокаду проверить царапины на пузе. Увы, угол въезда английского суперкара сделать нам это не позволил.



Впрочем, на легковушках ездят в этих краях еще и не по таким дорогам. Достаточно вспомнить глиняные полуметровые колеи на федеральной трассе Красноярск – Иркутск, пугавшие туристов и перегонщиков еще каких-то лет пять назад. Теперь дорогу уже почти всю устелили асфальтом. Строят с размахом, но пока что недоделанными остаются сложные извилистые проходы через скалистые сопки между Тайшетом и Тулуном, которые во многих местах спрямляют. Неперестроенные участки отсыпаны острой щебенкой – и мы снова переживаем за наши шины. Но Michelin на обоих автомобилях выдерживают все невзгоды очень достойно. И все-таки тернистый путь приводит нас в шиномонтаж. На въезде в город Тулун, где дорога оказалась сильно разбитой, мы «поймали» гвоздь в левое переднее колесо Land Rover. Хорошо, что бортовая система контроля воздуха в шинах вовремя предупредила нас о падении давления.



Обилие бортовой электроники вообще меняет водительскую психологию. Вот, к примеру, сообщает компьютер о неисправности в подвеске Land Rover. Просто так, на ровном месте. А ты, вместо того чтобы лезть с ключами и кувалдой под машину, сначала выключаешь двигатель, ждешь минуту-другую, заводишь – и неисправности как не бывало! Чудеса? Нет, просто легкий «глюк». А машина абсолютно исправна. Правда, в случае с внезапной потерей мощности у Jaguar такой фокус не прошел. Оно и понятно: плохой бензин перезагрузкой системы не улучшить. Заправки, особенно в стороне от федеральной трассы, в этих краях редки, а качество топлива непредсказуемо. Поэтому, заправившись накануне на одной из таких безызвестных колонок, мы, видимо, «попали» на плохое или просто грязное топливо. Думали уже менять фильтр, но, залив полный бак пару раз на фирменных заправках, ситуацию постепенно исправили.



Из-за длинных съемочных дней и долгих перегонов в эти дни мы приезжали уже в темноте и часть пути проводили в свете фар. Так вот, у обеих английских машин свет прекрасен во всем, кроме того, что он слепит встречных - с регулировкой высоты потока ближнего света, что у прижатого к земле Jaguar, что у высокого Land Rover, не все в порядке.

Евгений Константинов
Фото автора