Команда Red Bull и лидер чемпиона Себастьен Феттель проиграли не только из-за новых правил. Хотя они и действительно очень помогли Ferrari.
Гонку на Сильверстоуне ждали все — и болельщики, и пилоты, и команды. Но дело вовсе не в самой трассе. Начиная с Гран-При Великобритании, вступал в силу запрет на использование «выдувных» диффузоров. Как должна была измениться расстановка сил? А за сутки до старта гонки вопрос стоял уже не в том, скажутся или нет перемены в техническом регламенте на команде Red Bull, а в том, будут ли эти изменения вообще утверждены.
Как известно, командам запрещалось использовать «горячий выхлоп» в тех масштабах, в которых они это делали. До этого «конюшни» настраивали работу моторов так, что выхлопные газы продолжали вырабатываться даже после того, как пилот поднимал ногу с педали газа. Расход топлива был больше, однако выхлоп выводился в выдувной диффузор, а это серьезно увеличивало прижимную силу. Такой подход использовали все лидеры, но шире всех — мотористы Renault.
В Сильверстоуне вступало ограничение: количество выхлопных газов при «нулевом» положении дроссела не должно превышать 10%. Это в пять раз меньше, чем было у двигателей Renault (которые, как известно, стоят на непобедимых Red Bull). По всей логике, интрига за победу наконец должна была обостриться. По крайней мере, все рассчитывали, что автомобили RedBull, которые до этого выиграли шесть гонок из восьми и взяли все поулы, будут не так быстры.
Сумятица началась в пятницу. Сначала определенные послабления от FIA получили мотористы компании Mercedes (им разрешили оставлять работающими свечи зажигания в половине цилиндров), а следом поблажки получили и в Renault — процент выхлопа было разрешено оставить на уровне 50 процентов. Якобы руководство Red Bull смогло убедить Федерацию, что изменения в правилах скажутся на надежности. По сути: FIA, под давлением команды Red Bull, отменила собою же предложеные правила.
Атмосфера накалилась. В Ferrari и команде McLaren были возмущены и потребовали разъяснений. И прямо перед квалификацией — когда никто уже ничего не понимал ни в правилах, ни в сути, ни в позиции FIA, — Федерация вернулась к изначальному запрету: не больше 10 процентов выхлопа. RedBull и Renault пробовали было угрожать бойкотом, но безрезультатно.
Тем не менее, в квалификации беспроигрышная серия австрийской конюшни продолжилась. И хотя Фернандо Алонсо, выступающий за Ferrari, проиграл лишь десятую с небольшим, он все равно уступил обоим гонщикам Red Bull — и Феттелю, и Марку Уэбберу, который взял второй свой в сезоне поул. Позже и Алонсо, и все проигравшие сетовали на дождь, который начался в самом конце сессии — он лишил пилотов финальной попытки. Особенно расстроен был экс-чемпион Льюис Хэмильтон: в своей домашней гонке пилот команды McLaren рассчитывал воспользоваться новыми правилами и бороться за победы, но в итоге заработал только десятое место на старте гонке. И дело не только в погодных условиях. В конюшне признали: совершенно неожиданно перемены в регламенте наихудшим сказались на них самих...
Ожидалось, что гонка будет «сухой», однако за 40 минут до старта прошел дождь. Все стартовали на «промежуточной» резине — пока трасса не подсохнет. Это означало, что в гонке будут две главные интриги: кто первым почувствует момент, когда нужно «переобувать» покрышки на «сухие», и, — главное, — как на подсыхающей трассе будет меняться поведение машин. Так что, когда оба автомобиля Red Bull умчались после старта вперед, сохранялась надежда, что к финишу расстановка изменится, и Алонсо к ним приблизится.
Так и вышло. После второй «волны» пит-стопов испанец оказался впереди. И если от Уэббера, который опять проиграл старт, двукратный чемпион и так отставал немного и переиграл его, пересидев на трассе, то Феттель потерял лидерство из-за заминки во время смены резины. Сломался задний домкрат, понадобился запасной, и на трассу Феттель вернулся третьим.
Лидерства Алонсо так и не упустил. Он отрывался и на финиш приехал с 16-секундным преимуществом. Поначалу казалось, что Феттель проигрывает испанцу только потому, что «застрял» позади Льюиса Хэмильтона (британец оптимально выбирал время для остановок в боксах и оказался впереди обоих Red Bull). Однако, вырвавшись на второе место, Себастьен все равно был медленнее.
Новые правила, действительно, пришлись на руку Ferrari. Итальянские машины и на предыдуших Гран При в самих гонках смотрелись лучше, чем в квалификациях. Однако до запрета «горячего выхлопа» Алонсо с трудом боролся за подиум, а теперь Ferrari — быстрейший автомобиль. И это при учете того, что Сильверстоун нельзя отнести к трассам, которые Скудерии «подходят».
Алонсо выиграл впервые в сезоне. А для Ferrari эта победа особенно приятна — ровно 60 лет назад, в Гран-При Великобритании 1951 года Хосе-Фройлан Гонсалес принёс итальянской команде первую победу. А Фернандо — уже 216-ю. Феттель же в девятый раз из девяти финишировал на подиуме (теперь у действующего чемпиона шесть побед и три вторых места — тотальное превосходство). Уэббер, который возлагал на эту гонку много надежд, финишировал третьим и был мрачнее тучи. Австралиец не только проиграл, но и получил от команды очередной щелчок по самолюбию.
На последних кругах Марк догнал Феттеля и атаковал его, однако Хорнер по радио попросил Уэббер «сохранять отрыв» — иными словами, не обгонять. Теперь в команде атмосфера может накалиться до предела. Уэббер возмущен приказом («Они мне пять или шесть раз повторили его», — признался он после финиша), а руководство конюшни тем, что австралиец в результате не послушался — до последнего атаковал, хотя пройти Себастьена так и не смог.
Отрыв Феттеля после первой половины сезона — 80 очков от Уэббера и 92 от Алонсо. Испанец поднялся на третью строчку, но ему, чтобы опередить лидера чемпионата, нужно четыре раза победить и, чтобы Феттель все четыре раза сошел. Выглядит безнадежно, но Формула-1 знает истории, когда похожие отрывы удавалось отыграть. Тем более, если выяснится, что преимущество Ferrari в Сильверстоуне было не случайным явлением. Сам Алонсо уверен, что успех только подстегнет команду.
Для команды McLaren — очередная неудачная гонка. Дженсон Баттон сошел после одного из пит-стопов: механики плохо прикрутили колесо. Льюису Хэмильтону неверно рассчитывали топливо, и британец его последние круги экономил — ехал на 2 секунды медленнее и с трудом отбил четвертое место от атак Фелипе Массы. Оба на последнем круге столкнулись и в последний поворот вошли бок-бок. На финише пилотов разделили несколько сотых.
Mercedes становится четвертой по силе командой, опередив Lotus Renault. Нико Росберг финишировал шестым. Михаэль Шумахер, — даже несмотря на столкновение с Камуи Кобаяши и полученный за это 10-секундный штраф stop-and-go, — получил два очка за девятое место. После гонки семикратный чемпион сообщил, что со своей скоростью мог рассчитывать и на четвертое место. Вполне возможно: на подсыхающей трассе немец несколько раз устанавливал лучшие круги, будучи быстрее и Алонсо, и Феттеля, и Хэмильтона, и Уэббера.
С новым регламентом коллектив Lotus Renault окончательно откатился в середину пелотона. Ник Хайдфельд каким-то чудом, за счет прекрасного старта, удачно выбранных моментов для смены резины и сходов соперников, смог пробиться на восьмое место. Петров стартовал 14-м, потом откатился в конец второй десятки, но в результате финишировал 12-м и очков заработать не смог. Возможно, для россиянина Гран-При Германии сложится удачнее, хотя в команде признают, что испытывают определённые проблемы после вмешательства в регламент. Гонка на Нюрбургринге состоится через 2 недели.
Иван Коваленко