Гран-При Европы — шестая победа Феттеля и неудачное выступление Петрова

В восьми гонках нынешнего сезона Себастьян Феттель одержал шесть побед и оторвался от ближайшего преследователя на 77 очков. Феттель может вообще не выходить на старт некоторых гонок, уйти в отпуск, посвятить время чему-нибудь другому
Александр Плеханов

В восьми гонках нынешнего сезона Себастьян Феттель одержал шесть побед и оторвался от ближайшего преследователя на 77 очков. Феттель может вообще не выходить на старт некоторых гонок, уйти в отпуск, посвятить время чему-нибудь другому, кроме «Королевы автоспорта», и все равно еще долгое время он будет оставаться лидером чемпионата.

По большому счету о нём и говорить-то особо нечего, так как все уже привыкли, что практически в каждой гонке имя обладателя поул-позиции и победителя известны заранее, а действующий чемпион выступает в какой-то своей, отдельной лиге, где соревнуется сам с собой. Осечки, правда и у него случаются, но крайне редко. Если вообще можно назвать осечками пару попаданий на вторую ступеньку подиума.

Так было и в Валенсии, на Гран-При Европы. Феттель уверенно выиграл поул-позицию и гонку, так что комментировать это, уже ставшим привычное, событие особого смысла не имеет. Гораздо более интересное действо развивалось позади действующего чемпиона. Вторым в квалификации стал Марк Уэббер, третьим Хэмилтон и только четвертым Алонсо, который во время свободной практики показывал просто великолепные времена. Пятым стал Масса, шестым — герой прошлого этапа — Баттон, а Росберг в очередной раз обыграл Шумахера (седьмое и восьмое время, соответственно). Достаточно неубедительно провели квалификацию гонщики Lotus Renault — Хайдфельд стал девятым, а Петров только одиннадцатым, пропустив вперед Сутила. Можно сказать, что эта оплошность стала роковой для Виталия, так в гонке у него не получалось буквально ничего, плюс еще и «родная» команда избрала для него весьма сомнительную тактику.



Но это было потом, а на старте Феттель традиционно возглавил гонку, после чего о нем все дружно позабыли. Пилоты Ferrari принялись исправлять свои квалификационные огрехи — Алонсо прорвался на третье место, а Масса на четвертое. Льюис Хэмилтон в этот раз не стал проявлять излишнюю агрессию и пристроился следом за двумя алыми болидами, а его напарник Баттон так же проиграл одну позицию в противостоянии с Росбергом. Виталий Петров умудрился потерять на старте сразу три места и фактически начал гонку только пятнадцатым. Плюс ко всему, команда обула его не в мягкую резину, а в полужесткую (medium), что, естественно, не прибавило ему скорости.



Памятуя о своем канадском триумфе, Баттон на 4 круге насел на Росберга и через два круга прошел его. Петров к тому времени потерял еще одну позицию, а Алонсо взялся за Уэббера. На 12 круге на первый пит-стоп отправились Хайдфельд, Баррикелло и Кобаяши, следом за ними и Хэмилтон с Уэббером. В Ferrari в этот раз решили «думать своей головой» и не копировать действия гоночного штаба Red Bull, тем более, что ранее это никогда ни к чему хорошему не приводило. Феттель опережал Алонсо на три секунды с небольшим, поэтому у Фернандо был шанс пересидеть его на трассе. Благо, что мягкая резина, как впоследствии доказал Серхио Перес, имела весьма солидный «жизненный цикл». Но стратегов Ferrari пиццей не корми, а дай им действовать по шаблону и схематично. Вот почему Феттель с Алонсо поехали на пит-стоп одновременно. Стоит ли удивляться тому, что на трассу Алонсо так и вернулся третьим?

Благодаря еще более невнятной стратегии, Масса отправился в боксы чуть позже Алонсо, что вылилось для него в потерю четвертого места, на которое переместился Хэмилтон. На 15 круге, выезжающий из боксов Михаэль Шумахер не поделил трассу с Петровым и сломал переднее антикрыло. При этом Шумахер, на покалеченной машине еще и сумел довольно небезуспешно сражаться с соперниками. Впрочем, лишний пит-стоп кардинальным образом испортил ему гонку.

На 18 круге Алонсо опять насел на Уэббера и спустя три круга его атаки увенчались успехом — австралиец остался в зеркалах заднего вида Ferrari F150th Italia двукратного чемпиона. Петров, на полужесткой резине, меж тем достаточно вяло отыгрывал позиции, сумев к 27 кругу добраться только до 14 места, после чего отправился на свой первый пит-стоп. В принципе, задумка гоночного штаба Lotus Renault была неплохая — первую треть гонки продержать Петрова на полужестких шинах, а оставшуюся её часть он спокойно мог бы проехать на более «скоростной» — мягкой резине. В то время как все соперники как раз перешли бы на полужесткую. Но дело в том, что Петров стартовал с не самого плохого, 11 места и вполне мог повторить тактику первой десятки. По-видимому, самой оптимальной для него была бы тактика с двумя пит-стопами, как это было сделано, например, в случае с Хайме Альгерсуари, благодаря чему испанец смог с 18 места на старте пробиться в очковую зону и финишировать восьмым. Но стратеги Lotus Renault не проявили должной гибкости, выбрав для Виталия мало того, что не оправдавшую себя, но еще и банальную тактику с тремя пит-стопами. Плюс ко всему выборжец еще и фактически провалил старт, а затем всю гонку продирался через трафик и сражался с многочисленными соперниками. Как результат — только 15 место на финише.



На 43 круге в боксы отправился Хэмилтон и Уэббер и уж здесь-то стратеги Ferrari, наконец, догадались подержать Алонсо на трассе подольше. После того как Фернандо тремя кругами позже отправился переобуваться, на трассу он вернулся впереди Марка. Так тройка лидеров и финишировала — Феттель, Алонсо и Уэббер. Себастьян выиграл 16 гонку в карьере, а Алонсо доказал, что на таких трассах как Валенсия, Ferrari вполне по силам сражаться с Red Bull. По крайней мере, с тем, за рулем которого не сидит Феттель.

Достаточно неубедительно выглядели в гонки «Макларены». Если бы не явные ошибки с тактикой и задержка на пит-стопе, четвертое место досталось бы не Хэмилтону, а Массе. Баттон традиционно пытался по ходу гонки изменить тактический рисунок, но особой пользы это ему не принесло.



А вот настоящим героем мог бы стать Серхио Перес. Штаб Sauber рискнул пойти всего на один пит-стоп и мексиканскому дебютанту не хватило самой малости, чтобы попасть в очковую зону. Точно так же могли бы рискнуть и в Ferrari. Скудерии давно уже терять нечего — о чемпионском титуле, как и о Кубке Конструкторов, все разговоры придется отложить, минимум, до следующего года. Тот же Фелипе Масса в этом году вообще ни на что уже не претендует и почему бы рискнуть и не использовать для своих пилотов кардинально разную тактику? Глядишь, хоть один раз, да смелая тактическая задумка принесет победные плоды. Ведь прошло уже восемь гонок сезона 2011 года, а на счету Ferrari пока нет ни одной победы и как-то слабо верится, что Скудерия сможет её одержать. А ведь ситуация, несмотря на все оптимистичные заявления Стефано Доменикали, достаточно незавидная — с 1994 года Ferrari всегда выигрывала хотя бы одну гонку в сезоне. И вот спустя 17 лет эта традиция может прерваться.

Остается надеяться, что через две недели на Гран-При Великобритании Ferrari получит небольшой «подарок» от FIA. Как известно, после Гран-При Европы, вне закона объявлены, так называемые, выдувные диффузоры. Которые, по мнению специалистов, и позволяют иметь такое подавляющее преимущество над соперниками болидам Red Bull. Имеют ли эти диффузоры такое уж кардинальное значение или не имеют, но все почему-то сходятся во мнении, что наибольшую выгоду от их запрета получит как раз Ferrari.



Впрочем, уже через две недели мы получим ответ на эти и многие другие вопросы. Кроме одного. Который, похоже, и так заранее известен — имя победителя следующего этапа. Букмекеры давно уже не принимают ставки на Себастьяна Феттеля...

Результаты Гран-При Европы:
Положение в чемпионате: Личный зачет
Положение в Кубке Конструкторов: