Гран-При Турции — первый дубль Red Bull

Четвертая гонка сезона в очередной раз доказала очевидное — в этом году Себастьян Феттель выступает в своей собственной лиге, и вопрос о чемпионском титуле, равно как и о Кубке Конструкторов, можно считать закрытым
Александр Плеханов

Четвертая гонка сезона в очередной раз доказала очевидное: в этом году Себастьян Феттель выступает в своей собственной лиге, и, по большому счету, если с действующим чемпионом не случится чего-либо экстраординарного, то вопрос о чемпионском титуле, равно как и о Кубке Конструкторов, можно считать закрытым. На сегодняшний день ни один пилот не может составить реальную конкуренцию Феттелю, и вряд ли подобное положение дел кардинально изменится в будущем.

Во время пятничных свободных заездов Себастьян разбил машину, но это никак не сказалось на итогах квалификации. Более того, Феттель в третьей квалификационной сессии даже не стал бороться до конца и покинул свой болид за полторы минуты до её окончания. Точно так же поступил и Марк Уэббер, которого вполне удовлетворила вторая стартовая позиция. Соперники попытались улучшить время пилотов Red Bull, но, как того и следовало ожидать, этого им сделать не удалось.

Третьим неожиданно стал Нико Росберг, четвертым — Хэмилтон, а пятое место уже традиционно в этом сезоне досталось Фернандо Алонсо. Хотя экс-чемпион явно рассчитывал на лучший результат, так как за три недели, прошедшие с Гран-При Китая, Скудерия провела серьезную модернизацию Ferrari F150th Italia. Шестым стал Дженсон Баттон, седьмым — Виталий Петров, восьмым — Михаэль Шумахер, девятым — Ник Хайдфельд, а десятым — Фелипе Масса. Главным неудачником квалификации мог себя считать Камуи Кобаяши, который из-за поломки машины вообще не показал никакого времени и в воскресенье занял последнее место на стартовой прямой. Еще больше не повезло Тимо Глоку, которого так же подвела машина. И если Кобаяши хоть и с последнего места, но все же ушел в гонку, то Глок в ней участия так и не принял. «Девушка Маруся» показала свой капризный норов и бегать наперегонки с другими отказалась.

Гонка развивалась по вполне предсказуемому сценарию — Феттель, как обычно, возглавил пелетон, после чего, вплоть до первого пит-стопа, созерцал пустынную трассу и весенние турецкие пейзажи. На второе место прорвался Нико Росберг, но угнаться за своим земляком, конечно же, не смог. Хэмилтон на старте потерял две позиции, а Петров пропустил вперед Шумахера. Но накануне Дня Победы россиянин явно не собирался дарить немецкому ветерану свою позицию и уже на втором круге попытался пройти Шумахера. Маневр был достаточно рискованный, и не обошлось без контакта. В результате этой лихой атаки Петров позицию вернул, но сломал семикратному чемпиону переднее антикрыло. Сложно сказать, кто из гонщиков был больше виноват в этом инциденте, однако судьи решили никого не наказывать.

На пятом круге Росберг фактически распрощался с надеждой попасть на подиум. Сначала его обогнал Уэббер, а затем в зеркалах «мерседеса» Нико появился Алонсо. Который тут же принялся прессинговать Росберга и через три круга обогнал его. Тем временем весьма зрелищный «междусобойчик» затеяли Хэмилтон и Баттон. Сначала Льюис сумел обойти своего партнера, но вскоре был вынужден вернуть позицию — борьба двух экс-чемпионов стала настоящим украшением начального этапа гонки. Пока напарники по McLaren выясняли отношения, к ним подобрался Масса, который начал гонку очень уверенно и рассчитывал побороться за хорошую позицию на финише. Судя по поведению Ferrari F150th Italia на трассе, было видно, что за три недели «каникул», инженеры Скудерии действительно хорошо поработали над пакетом обновлений, и алые болиды наконец обрели ту скорость, которой им так не хватало в первых трех гонках. Поэтому Фелипе не стал откладывать дело в долгий ящик и попытался опередить «макларены». И если не на трассе, то хотя бы в боксах. На десятом круге Хэмилтон и Масса одновременно отправились на пит-стоп, английские механики оказались чуть расторопнее итальянских коллег, и Хэмилтон смог буквально на полкорпуса опередить Массу. Кругом позже в боксы отправились Алонсо и Уэббер. А вот Баттона перевели на тактику трех пит-стопов вместо четырех. Таким образом, гоночный штаб McLaren решили одновременно убить двух зайцев — развести Баттона и Хэмилтона подальше друг от друга, дабы выяснение отношений не закончилось для них столкновением, и постараться отыграть несколько позиций за счет меньшего числа пит-стопов. Забегая вперед, следует сказать, что эта тактика не принесла желаемых результатов и незадолго до конца гонки Хэмилтон догнал и прошел Баттона.

Не мешало бы присмотреться к поведению своих пилотов и гоночному штабу Lotus Renault. То ли у Виталия Петрова на самом деле было предпраздничное настроение, то ли он решил расставить все точки над i и показать всем и вся, кто является первым номером команды, но на 12-м круге едва не столкнулись Петров и Хайдфельд. Опять не обошлось без контакта, и опять Петров оказался впереди своего немецкого оппонента. После гонки Хайдфельд назвал поведение Виталия «необдуманным и небезопасным», Петров, по-видимому, был того же мнения о поведении Хайдфельда.

Не перестает разочаровывать своих поклонников некогда грозный «Красный Барон» Михаэль Шумахер. По ходу гонки Михаэль не запомнился ничем выдающимся. Если только количеством потерянных им позиций. Шумахера обгоняли все кому не лень, и обгоняли много. Петров, Сутил, Баррикелло, Буэми, Кобаяши, Масса — все они сумели расправиться с Шумахером, словно с каким-то дебютантом. И ведь нельзя сказать, что у Михаэля была неконкурентоспособная машина. Нико Росберг, имеющий аналогичный болид, показал и в квалификации, и в гонке куда более впечатляющие результаты, а Шумахер так и закончил гонку за пределами очковой зоны. Да и шесть очков в личном зачете против двадцати у Росберга говорят сами за себя. То, что от Шумахера не стоит ждать чудес, стало ясно еще в прошлом году, и нынешние неубедительные выступления лишь подтверждают это. Время величайшего чемпиона давно прошло, и с каждой новой гонкой Михаэль лишь разрушает собственный имидж некогда непобедимого «Красного Барона».

На тридцатом круге произошло событие, которое вызвало ликование в стане болельщиков Скудерии — Алонсо смог обойти Уэббера и выйти на вторую позицию. Более того, испанец начал отрываться от Марка, и многим показалось, что Алонсо так и финиширует на втором месте. Но разница между болидами двух команд на сегодняшний день все же слишком велика. Модернизация Ferrari F150th Italia добавила прыти алым жеребцам, но соперничать на равных с «красными быками» им пока не по силам. Да и не только с ними. Примером чего служит Фелипе Масса, который смог со своего десятого места на старте подняться практически до пятого. Но затем на бразильца обрушился шквал проблем: задержка в боксах, вылет с трассы, плотная борьба в трафике. В результате были утеряны не только все отвоеванные позиции, но Масса умудрился пропустить вперед не только Буэми, но и Кобаяши, который вообще ушел в гонку с последнего места. Насколько великолепным было у Массы начало гонки, настолько разочаровывающим стал её конец. Как итог всего этого — только 11-е место.

Незадолго до финиша гонки в лидирующей группе неожиданно разгорелась борьба сразу за несколько позиций. Сначала, на 49-м круге Хэмилтон догнал едущего на изношенной резине Баттона и с легкостью его прошел, а двумя кругами позже Уэббер сумел догнать Алонсо и также обошел его. Фернандо попытался вернуть позицию, но после пары безуспешных атак ему не оставалось ничего другого, кроме как наблюдать за удаляющимся все дальше и дальше Red Bull австралийца. Впрочем, в Ferrari были рады и такому результату. Тремя кругами позже Масса обогнал Шумахера, а Росберг смог пройти Баттона, резина которого совсем пришла в негодность. Незадолго до этого Петров пропустил вперед Хайдфельда, но на последнем круге смог вырвать восьмую позицию у Буэми, который также испытывал проблемы с резиной. Конечно, Виталий рассчитывал показать в Турции совсем другой результат, но столкновение с Шумахером и первый пит-стоп на девятом круге внесли в гонку свои неприятные коррективы.

Настоящим же героем гонки стал Камуи Кобаяши. Японский пилот хоть и стартовал с последнего места, но смог попасть в очковую зону. Добиться такого результата ему позволила не только езда на грани фола, но и тактика с тремя пит-стопами, которая в данном случае как раз сработала. Если бы в Ferrari на подобную тактику вовремя сумели перевести Фелипе Массу, то и он наверняка смог бы заработать очки. Но гоночный штаб Ferrari и в этом году демонстрирует весьма негибкий подход в вопросах тактики, а ведь когда-то именно за счет гениальной стратегии Росса Брауна Скудерия записала на своей счет десятки побед. Но все осталось в прошлом...

Феттель меж тем уверенно довел гонку до конца и одержал третью победу в сезоне и тринадцатую в карьере. Победы действующего чемпиона начинают вызывать ассоциации с «эрой Шумахера», когда заранее было ясно, кто поднимется на верхнюю ступеньку подиума и гонки перестали вызывать интерес. Похоже, ситуация повторяется. Преимущество Феттеля над соперниками просто колоссальное, и не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать победителя в большинстве дальнейших гонок сезона. Впрочем, сами гонки пока не перестали быть менее зрелищными. Дополнительную интригу вносит «шинный фактор», а так же увеличившееся количество обгонов. Да и до сих пор пока неясно, кто же станет «первым среди вторых»?

Результаты Гран-При Турции:
Положение в чемпионате: Личный зачет
Положение в Кубке Конструкторов: