Жизнь под знаком быка

28 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Ферруччио Ламборгини, чье имя ассоциируется прежде всего с маркой спортивных автомобилей
Михаил Михайлов

28 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Ферруччио Ламборгини, чье имя ассоциируется прежде всего с маркой спортивных автомобилей. Впрочем, в яркой жизни итальянца – успешного бизнесмена, очаровательного человека и ярого антагониста Ferrari – были не одни только спорткары.

Ферруччио Ламборгини
Источник: Lamborghini

– Синьор Ферруччио, вас ожидает клиент, хочет говорить именно с вами.
Высокий, статный, с волосами черными как смоль итальянец снял очки и с легким раздражением взглянул на вошедшего помощника.
– Послушайте, я действительно очень занят. Передайте ему, что всю информацию о наших тракторах он может получить в мастерской. Там будут рады помочь.
– Но, синьор, он не интересуется тракторами, он спрашивает про гоночные машины!

Вот до чего, оказывается, может довести невинная на первый взгляд шалость. Молодой и амбициозный промышленник Ферруччио Ламборгини никогда не грезил славой создателя автомобилей. А глубоким тюнингом старенького Fiat Topolino он занялся исключительно из желания развеяться. Расточив мотор с 500 до 750 кубиков, а главное, установив новую бронзовую головку блока цилиндров, так называемую Testa d'Oro, Ферруччио заявил своего "заряженного мышонка" на старт легендарной гонки Migle Millia 1948 года. Если судить по рассказам очевидцев, отжег Ламборгини не по-детски. Его огромная двухметровая фигура довольно забавно смотрелась за рулем крошечного открытого Topolino со стартовым номером 427, но скорости машина развивала нешуточные. В поворотах, как заправский мотоциклист, Ферруччио перемещал вес тела вправо или влево, помогая машине заныривать в виражи! В таком вот авантюрном стиле Ламборгини преодолел две трети дистанции, но до финиша так и не добрался. Не справившись с управлением в одном из поворотов, его "фиатик" протаранил стену забегаловки в деревеньке Фьяно. Инцидент, хоть и обошедшийся без членовредительства (пришлось лишь оплатить ремонт владельцу кафетерия), остудил гоночные амбиции Ферруччио. Автоспорт, решил практичный промышленник, удел беззаветных романтиков и скучающих богатеев. Он же не принадлежал ни к одной категории.

Тем не менее единственный старт в Migle Millia не прошел незамеченным. Еще долго Ламборгини приходилось отказывать многочисленным гонщикам-любителям, просившим поколдовать над моторами их автомобилей. Пока на это у Ферруччио просто не было времени.

Он родился 28 апреля 1916 года в бедной крестьянской семье в местечке Ренаццо ди Ченто, что в провинции Феррара. Выращивание винограда его не слишком интересовало, зато даже нехитрая, примитивная техника, имевшаяся в распоряжении сельской коммуны, вызывала самый живой интерес. Неудивительно, что Ферруччио, наплевав на аграрные традиции семьи, поступил в инженерный колледж в окрестностях Болоньи, закончив его в 1940-м, как раз накануне призыва в армию.

Ферруччио не прогадал с выбором профессии. В то время как его вчерашних деревенских друзей забирали в пехоту и на флот, дипломированного выпускника ждало распределение на авиабазу острова Родос в Эгейском море. Так что война для инженера-механика, обслуживавшего самолёты итальянских ВВС, прошла как на курорте. В 1946-м Ламборгини вернулся домой: целым и невредимым, но главное – полным энергии и идей.

Ферруччио быстро понял, на чем можно заработать. Фермерам во все времена требовалась недорогая и надежная техника – в полуголодное послевоенное время тем более. Ламборгини с энтузиазмом занялся ремонтом сломанных и брошенных военных автомобилей, а вскоре пошёл еще дальше. Из запчастей, купленных у расквартированных в Италии американских военных (6-цилиндровый мотор от Morris, "джиэмовская" коробка передач, дифференциал от грузового Ford), Ферруччио собрал трактор! Машина, которую он сделал для собственного отца, произвела фурор среди местных фермеров и вскоре с просьбами "изготовить такой же" к молодому самоделкину выстроилась половина местной коммуны. Чтобы справиться с потоком заказов, ему пришлось нанять помощников, а уже в 1949-м Ферруччио основывает компанию Lamborghini Trattici ("Тракторы Ламборгини").

Выпуск недорогих, надежных и, что очень важно для патриотичных соотечественников, итальянских тракторов стал огромной удачей. Уже к середине 50-х Lamborghini Trattici выпускала свыше 1000 машин в год, а неутомимый Ферруччио искал новые возможности для бизнеса. В 1960-м он организовывает компанию Lamborghini Bruciatori, выпускавшую системы отопления и кондиционирования. Качество продукции, которое Ферруччио ценил превыше всего, принесло предприятию заслуженную славу. В 1964-м Lamborghini Bruciatori удостоилась "Золотого Меркурия" – престижнейшей промышленной награды Италии. Но почивать на лаврах – это не для Ламборгини. Он уже ждал от правительства Италии разрешения на разработку и выпуск вертолетов! Хотя к тому времени Ферруччио вполне мог позволить себе не работать вообще и до конца своих дней наслаждаться образом жизни настоящего миллионера.

В его гараже стояли самые дорогие и престижные модели того времени: от Mercedes-Benz SL и Lancia Aurelia до Maserati 3500GT и Jaguar E-type. При этом перфекциониста по складу характера ни одна из машин его по-настоящему не радовала. Одна казалась слишком шумной, другая чересчур тряской, какие-то не удовлетворяли динамикой и почти все разочаровывали невысоким качеством отделки салона... Но больше всего Ламборгини натерпелся от Ferrari.

С одной стороны, с тех пор как в 1958-м году в его гараже появился первый "Гарцующий жеребец" – это было купе 250 GTO, – Ферруччио редко садился за руль автомобилей других марок. При этом все его Ferrari страдали от проблем со сцеплением. Несмотря на частые визиты в Маранелло и регулярные замены сцепления, проблему так и не удавалось решить.

Наконец терпение Ламборгини лопнуло, и он потребовал встречи с самим Энцо Феррари. Сделать это оказалось крайне трудно – надменный "Коммендаторе" несколько раз игнорировал просьбы, а потом и требования об аудиенции. Когда же наконец изрядно взбешённый Ферруччио таки добрался до Энцо, разговор у них явно не сложился.
– Твои машины дерьмо! – не удержался от грубости Ламборгини.
– Да что ты, деревенщина, понимаешь в настоящих спортивных автомобилях? – парировал Энцо. – Занимайся лучше своими тракторами!
Ферруччио не столько обиделся, сколько крепко призадумался. В самом деле, раз никто не может создать автомобиль его мечты, то почему бы не заняться этим самому? Благо из-за бюрократических проволочек разрешение на производство вертолетов все еще гуляло по инстанциям.

Для начала Ламборгини приказал разобрать двигатель собственного Ferrari. И когда вскрытие показало, что в своих дорогих суперкарах Энцо использует копеечные комплектующие, Ферруччио окончательно убедился в правильности принятого решения.

Не мешкая он нанял инженера Джиотто Биззарини, до этого работавшего на Alfa Romeo и Ferrari, поручив его заботам создание нового 12-цилиндрового мотора. Двигатель объемом 3,5 л встал на динамометрический стенд в июле 1963-го и без проблем выдавал 360 л.с. Оставалось найти 12 цилиндрам подходящую оправу. Разработку шасси заказали инжиниринговой фирме Neri & Bonacini, а создание кузова – Альфредо Скальоне из дизайн-бюро Carrozerria Sargiotto. И уже в ноябре того же года на салоне в Турине дебютировал новый Lamborghini 350GTV. Мощный 12-цилиндровый двигатель вызвал неподдельный интерес публики и прессы, а вот дизайн удостоился самой уничижительной критики.

Холодный душ Турина не умерил воинственный пыл Ламборгини. Он поручил молодому и талантливому инженеру Джанпаоло Далларе доработать конструкцию модели, а переделку дизайна заказал миланскому кузовному ателье Touring. И весной 1964-го на новом заводе, отстроенном в местечке Санта-Агата Болоньезе – совсем неподалёку от Маранелло, – начался выпуск первой серийной модели Lamborghini 350GT, с более изящным кузовом и мотором, из соображений надежности, дефорсированным до 280 л.с.

Уже первые машины, вышедшие за ворота, были украшены эмблемой с изображением быка, склонившего голову в смертельной атаке. Ламборгини, сам телец по знаку Зодиака, искренне восхищался этими мощными и свирепыми в гневе животными. Неудивительно, что многие модели фирмы названы в честь знаменитых бойцовых быков и тореадоров.

Надо сказать, что из-за своей новой автомобильной привязанности Ферруччио не потерял холодную голову расчётливого бизнесмена. При строительстве завода в обмен на гарантии создания рабочих мест он выбил беспроцентный кредит у администрации местной коммуны. А главное, в отличие от того же Феррари, Ламборгини и не думал ввязываться в автогонки. "В этом вопросе я предпочитаю быть швейцарцем, то есть соблюдать нейтралитет, – любил повторять Ферруччио. – Пусть гоночными войнами занимаются другие, я же хочу просто работать. Моя цель – создать идеальный автомобиль Grand Tourismo. Быстрый, надёжный, удобный".

Как ни странно погоня за идеалом оказалась совсем недолгой. Уже в 1967-м настоящую сенсацию произвела Espada, предложившая покупателям полноценный четырёхместный салон при внешности и повадках суперкара. Многие считают, что именно Espada стала воплощением мечты Ферруччио об идеальном GT.

Но, достигнув цели, Ламборгини вдруг... потерял к автомобилям всякий интерес. Уже с 1967-го он все реже появлялся в офисе, а в 1972-м Ферруччио и вовсе продал 51% акций автомобильного отделения швейцарскому часовому магнату Жоржу-Анри Розетти. Возможно, разговоры о разочаровании в автобизнесе всего лишь вымысел, и на самом деле Ферруччио, как истинный бизнесмен, почувствовал острое дыхание топливного кризиса, грозившего большими проблемами производителям дорогих спортивных машин. Так или иначе, но пути Ламборгини и Automobili Lamborghini разошлись.

Сам Ферруччио, вскорости продав и тракторный бизнес, организовал новую успешную компанию по производству гидравлического оборудования, ну а обогреватели и кондиционеры по-прежнему приносили существенную прибыль. На пенсии он увлекся охотой, виноделием и до конца своих дней наслаждался жизнью во всех ее проявлениях. Ферруччио скончался 20 февраля 1993 года в возрасте 76 лет, оставив после себя не только добрую память, но и двух наследников – сына Антонио и дочь Патрицию.

Ну а автомобильная фирма, созданная итальянцем, здравствует и поныне. Чудом пережив тяжелые времена и начиная с 1972-го сменив пятерых владельцев, ныне Automobili Lamborghini уютно устроилась под крылом немецкой Audi. Новые хозяева ревностно берегут спортивные традиции свирепого быка, так что в будущее поклонники одного из самых известных автомобильных брендов могут смотреть без опаски.

7 лучших автомобилей в истории Lamborghini по версии Авто Mail.Ru

Со ставшим уже традиционным определением лучших моделей на сей раз случились непредвиденные сложности. Ведь за свою сравнительно недолгую историю Lamborghini выпустила меньше двух десятков серийных моделей. Поэтому в данном случае в наш хит-парад попали лишь семеро лучших. Зато каждый из них может считаться достойнейшим из достойных.

1. 400GT (1966-1968)

Кто-то назовет 400-ю лишь более мощной версией модели 350GT – первого серийного Lamborghini в истории. Но, во-первых, миланская фирма Touring полностью переделала дизайн 400-й, который при внешнем сходстве с предшественницей не имел с ней ни одной общей детали. Кроме того, коробку передач ZF заменила собственная разработка Lamborghini, а расточенный до 4 литров мотор V12 выдавал 320 л.с. – на 40 "лошадок" больше, чем 350GT. До сотни "четырехсотая" разгонялась всего за 6,6 секунды – на 2,5 с быстрее сравнимой по характеристикам Ferrari 400 Superameriсa. Но главное, это купе, в точном соответствии с идеями самого Ламборгини, представляло собой цивилизованный подход к машинам Grand Tourismo. "Мотор 400GT работает гораздо тише, чем у Ferrari, – удивлялись журналисты американского Road & Track. – И вообще, об уровне шумоизоляции Lamborghini другие производители спортивных машин просто не задумываются". Всего меньше чем за три года было выпущено 250 купе и родстеров модели 400GT, четко утвердившей Lamborghini на карте серьезных производителей спортивных автомобилей.

2. Miura (1966-1972)

Возможно, самый известный из всех Lamborghini и один из самых красивых автомобилей мира, Miura родилась из шальной идеи инженеров Джанпаоло Даллары, Паоло Станцани и Боба Уоллеса, как-то на досуге решивших создать среднемоторный суперкар. Увидев первые наброски, Ферруччио Ламборгини остался весьма впечатлен и дал добро на разработку машины. Даже если не будет спроса, решил итальянец, внимание к марке среднемоторный суперкар обязательно привлечет. Miura, названная в честь бойцовской породы быков, любопытна и конструктивна. Удивляет и поперечно (!) расположенный в базе 12-цилиндровый мотор, а также картер двигателя, коробки и дифференциала, отлитый одной деталью. Но больше всего поражал фантастический дизайн молодого Марчело Гандини, в то время трудившегося в студии Нуччо Бертоне. Стремительный облик, подчёркнутый мускулистыми колесными арками и эффектными, поднимающимися фарами, влюбляет в себя с первого взгляда. Темперамент машины соответствовал внешности. Самая мощная версия SV c форсированным до 385 л.с. мотором, согласно заводским данным, разгонялась до 300 км/ч. Хотя ни один из независимых тестеров не мог повторить этого результата. Неудивительно, ведь уже при 265 км/ч на машину действовала такая подъемная сила, что передние колеса отрывались от земли! Увы, невероятно красивая Miura оказалась далекой от идеалов аэродинамики. Все потому, что, по едкому выражению английского журналиста Майкла Лоренса, "Ламборгини выпускал ювелирные украшения для мужчин, а не серьёзные спортивные автомобили".

3. Espada (1969-1978)

Любимая машина самого Ферруччио Ламборгини незаслуженно прозябает в тени других бойцовских быков. Меж тем 4-местная Espada, выросшая из концепт-кара Marzal, значительно опередила свое время. За 40 лет до появления Porsche Panamera эта модель предлагала покупателям удобства полноценного четырехместного, очень качественно отделанного и богатого салона (по заказу можно было установить даже телевизор!), динамику 325-сильного мотора V12 и комфорт подвески с более мягкими настройками пружин и амортизаторов. Наконец, начиная с 1973-го Espada по заказу оснащалась 3-ступенчатым "крайслеровским" "автоматом" Torqueflite. При этом 4-местный Lamborghini без проблем укладывал стрелку спидометра за 240 км/ч, вариант с "механикой" во всяком случае. Так что даже не самая удачная работа Марчело Гандини – с некоторых ракурсов машина выглядит интригующе, с других слегка нелепо – не испортила мессу. За девять лет выпустили 1217 четырехместных купе – по меркам суперкаров тех лет огромный успех. Кстати, Espada – это меч, которым тореадор добивает поверженного быка.

4. Countach (1974-1982)

Знаменитый суперкар пошел в серию уже после того, как Ферруччио Ламборгини продал компанию новым владельцам. Об этом можно судить и по косвенным признакам. Ведь название Countach (по-русски читается как "кунташ") не имеет к быкам и корриде никакого отношения. На пьямонтском диалекте северной Италии это слово означает восхищенное восклицание – так местные мужчины провожают прошедшую мимо красотку. Построенная с целью шокировать как дизайном, так и техническими характеристиками, Countach по праву считается одной из лучших работ Марчело Гандини – чего стоят только двери гильотинного типа, рубленые линии в стиле индастри и воздухозаборники, шагнувшие будто из космических фильмов. И даже базовый 350-сильный мотор (на поздних версиях мощность вырастет до 455 л.с.) при невероятно низкой для суперкара массе в 1130 кг обеспечивал максималку в районе 280 км/ч. С другой стороны, на рабочем месте водителя можно было испытать приступ клаустрофобии, обзорность практически отсутствовала и требовалась известная физическая сила, чтобы просто провернуть руль. Тем не менее для позера-мультимиллионера Countach – это настоящая находка, как 35 лет назад, так и сегодня.

5. LM002 (1986-1993)

Один из самых удивительных вездеходов мира появился на обломках неудачного тендера. В середине 80-х военное ведомство США разместило заказ на новый внедорожный, многофункциональный автомобиль. Совместно с американской фирмой "Military Technology International" Lamborghini создала заднемоторный полноприводный прототип Cheetah. Увы, "Гепард" оказался невезучим. Из-за разработки этой модели итальянцы вынуждены были отказаться от выгодного контракта с BMW (немцы планировали выпускать в Санта-Агате суперкар M1), но все напрасно. Тестовая Cheetah погибла во время испытаний, и тендер в итоге выиграл Humvee фирмы AM General. Чтобы хоть как-то отбить потери, итальянцы решили выпуcтить гражданский вариант вездехода. Прототип под именем LM001 получил 12-цилиндровый 425-сильный двигатель от Countach, по-прежнему расположенный в базе, но в серию пошел переднемоторный LM002. Удивительный даже по нынешним временам внедорожник впечатлял не только брутальной внешностью и спартанским салоном, но и динамикой. До сотни махина снаряженной массой 2700 кг разгонялась за 8,5 секунды. В конце 80-х это был самый быстрый вездеход мира. Несмотря на убедительную динамику и полный привод, LM002 не нашел признания на рынке. Поговаривают, что сотню Rambo Lambo, как по вполне понятным причинам прозвали накаченный "офф-роудер", заказал для своей личной гвардии сам полковник Каддафи. Но это, увы, составило больше четверти всего тиража модели. Хотя представьте только, каким был бы масштаб успеха LM002, появись он на рынке России во второй половине 90-х!

6. Diablo (1990-2001)

Сменщика Countach начали разрабатывать еще в 1985-м. На осуществление проекта ушло пять лет и шесть миллиардов лир, зато и результат не оставил равнодушным никого. Вновь дизайном кузова занимался Марчело Гандини, оставшийся верным не только дверям гильотинного типа, но и общей клиновидной стилистической концепции Countach. А вот интерьер модели – заслуга дизайн-бюро Chrysler: американская фирма стала владельцем Lamborghini в 1987-м. Форсированный до 500 л.с., V12 с легкостью позволял превысить заявленные в техзадании 315 км/ч максимальной скорости. Во время заводских испытаний Diablo показывала и 340 км/ч, а благодаря разгону до сотни за 3,9 секунды названный в честь очередного бойцового быка суперкар одно время считался самым быстрым серийным автомобилем мира.

7. Murcielago (2002-2010)

Первая модель Lamborghini, выпущенная при нынешних владельцах фирмы из Ингольштадта, стала одной из самых успешных в истории. Всего за восемь с хвостиком лет выпущено 4099 купе и родстеров, названных в честь быка, который выжил после 28 ран, нанесенных тореадором. Вообще, Murcielago (по-русски произносится как "мурсьелаго") – это сплав темперамента и страсти истинно итальянского суперкара с технологиями и качеством немецкого премиума. С одной стороны, 12-цилиндровый мотор мощностью 580 л.с. ведет свою родословную еще со времен модели Miura (позднее объем силового агрегата вырос с 6,2 л до 6,5 л, а мощность увеличилась до 640 л.с. и даже до 670 л.с.), с другой – на модели появился полный привод, а по уровню отделки салона и качеству сборки Murcielago на голову опередила модели конкурентов. Если в 60-х Ферруччио занялся автобизнесом в попытке утереть нос заносчивому "Коммендаторе", то ныне уже жеребцам из Маранелло приходится догонять. Недавнее появление полноприводной модели FF и заметно повысившееся качество сборки и отделки других Ferrari тому наглядное свидетельство.

Данила Михайлов