Построить автозавод во Владивостоке? Там, где царство праворульных «японок» и недорогих «кореянок»? Безумие...
Открываем газету бесплатных объявлений, и челюсть падает от удивления: Toyota Land Cruiser Prado 2004 года за 900 тысяч рублей, Mitsubishi Outlander 2008 года за 850 тысяч рублей... Состояние — идеальное, оснащение — роскошное. Фантастика? Нет, вполне нормальные цены по меркам Приморья. А потому работники завода Sollers, который расположен во Владивостоке и занимается сборкой внедорожников SsangYong из корейских машинокомплектов, скромно отводят взгляд, когда задаешь простой и логичный вопрос: «А вы бы купили продукцию своего предприятия?»
Увы, сегодня заставить приморских автомобилистов пересесть на машины российской сборки трудно, если не сказать больше — нереально. Так зачем здесь появился автозавод Sollers, если главный рынок сбыта новых машин марки SsangYong — это Центральная Россия? Нет, специалисты «Соллерса» отнюдь не безумцы. Они подсчитали, что гораздо выгоднее доставлять машинокомплекты морем во Владивосток, а готовую продукцию — железной дорогой на территорию Центральной России, чем наоборот. Готовая продукция — это прекрасно известные россиянам рамные машины Kyron, Rexton и Actyon Sports, а также долгожданная новинка — кроссовер New Actyon.
Собственно, ради статической презентации нового «Актиона» журналистов и привезли во Владивосток. Первые ощущения от кроссовера таковы: ладный дизайн от маэстро Джуджаро подкреплен приличным клиренсом, большим багажником, широкой линейкой модификаций и главное — интересной ценой. А вот интерьер оставил противоречивые впечатления: нет, салон особыми «косяками» не запомнился (за исключением сильно отнесенного назад рычага переключения передач), но общее ощущение — перед нами машина из прошлого десятилетия, поскольку дизайн простоват, а материалы недороги.
Выпускать новый «Актион» во Владивостоке будут по методу SKD, что подразумевает сборку автомобиля из машинокомплектов — фактически собранных и затем разобранных машин. Этот процесс выглядит так: сначала на подкатную тележку устанавливают передний и задний подрамники, на которых монтируют подвески и устанавливают силовой агрегат, а затем происходит «свадьба» — стыковка кузова и готового шасси. Венчают процесс досборка (установка бамперов, светотехники и колес) и обязательный контроль качества, который включает визуальный осмотр, проверку углов установки колес и тестовый пробег на беговых барабанах и по территории небольшого полигона.
Это воспринимается как нормальный производственный процесс, пока заводчане не начинают показывать фотографии «было/стало»: было — полуразрушенный корпус судоремонтного «Дальзавода», отрезанный от коммуникаций, заваленный металлоломом и прочими отходами, стало — современное строение, готовое принять автомобильный конвейер. Подвиг? Безусловно! Вот только непонятно, зачем Sollers бросил прежнюю площадку: в Татарстане имелся производственный комплекс со сваркой и окраской, стоивший немалых $75 миллионов. Сомневаемся, что такая рокировка обусловлена исключительно экономическими выкладками...
Сейчас экономика вырисовывается следующая: в 2010-м продажи SsangYong выросли на 39%, перешагнув 12-тысячную отметку благодаря «самоустранению» основных конкурентов, недорогих полноприводников от Hyundai и Kia. Теперь позиции марки усилит новый «Актион», которому адекватные ценники гарантируют успешное будущее. И если сейчас наиболее доступный кроссовер предлагается за 829 тысяч рублей (это переднеприводная машина на «механике» со 175-сильным двухлитровым турбодизелем), то позже появятся версии подешевле: в марте — 149-сильная дизельная за 799 тысяч рублей, в декабре — 150-сильная бензиновая примерно за 700 тысяч.
В этом году новых «Актионов» на Дальнем Востоке планируют собрать примерно 10 тысяч, что составит 40% от общего объема выпуска. Если рынок примет новинку благосклонно, то Sollers готов наладить во Владивостоке сварку и окраску кузовов и ежегодно производить 40 тысяч машин, особо рассчитывая расшевелить «повёрнутый» на «праворульках» местный рынок.
SsangYong Actyon — вполне современный кроссовер, привлекающий сбалансированным дизайном и демократичными ценниками, которые подкреплены превосходным оснащением и богатой линейкой модификаций. Из недостатков «Актиона» пока отметим только простенький интерьер (и по уровню дизайна, и по качеству материалов).
Алексей Кованов
Фото автора и компании Sollers