Грустный праздник, или День рождения вождя

3 января исполнилось 85 лет марке Pontiac. Но это тот самый случай, когда праздник принято называть грустным. Ведь сам именинник не дожил до юбилея каких-то два года...
Михаил Михайлов

3 января исполнилось 85 лет марке Pontiac. Но это тот самый случай, когда праздник принято называть грустным. Ведь сам именинник не дожил до юбилея каких-то два года... Мы решили помянуть уважаемый американский бренд добрым словом, вспомнив самые яркие моменты его непростой жизни, в которой хватало и радостей, и разочарований.

В первых числах января нового, 1926 года роскошный нью-йоркский отель «Коммодор» превратился в шутовской балаган. Неожиданно для постояльцев и окрестных жителей название гостиницы сменили на... вигвам, конференц-зал украсила надпись «пау-вау», то есть «место встречи» на индейском диалекте, блюда в ресторанном меню – и те переименовали на манер кулинарных изысков коренных американцев. И это был не студенческий капустник. Таким вот забавным образом General Motors готовилась к запуску нового бренда, названного в честь вождя Понтиака – одной из самых ярких фигур движения индейского сопротивления, по значимости в заокеанском фольклоре вполне сопоставимой, скажем, с Чапаевым.

Идея рождения Pontiac принадлежала тогдашнему президенту GM Альфреду Слоуну, придумавшему так называемую концепцию брендов-сателлитов. Чтобы заполнить ценовые ниши между основными филиалами General Motors, каждый из них должен был получить младшего братика – фирму, выпускающую чуть более дешевые и простые автомобили. Так премиальный Cadillac обзавелся торговой маркой LaSalle, автомобили которой стоили дешевле, чем «кэдди», но все равно дороже любого Buick. У того, в свою очередь, появился бренд Marquette, а ступенькой ниже партнером Oldsmobile стал еще один новоизобретенный сателлит – Viking. Первым же из «младшеньких» был именно Pontiac – отпрыск ныне крепко-накрепко забытой фирмы Oakland, которая в иерархической лестнице GM стояла на ступеньку выше самого демократичного и массового Chevrolet.

Вообще-то говоря, бренды-сателлиты – не самая удачная идея Альфреда Слоуна. Так, Viking и Marquette загнулись практически сразу же, а производство с трудом дотянувшего до 40-х LaSalle не стали возобновлять после войны. И лишь к Pontiac судьба оказалась куда благосклоннее.

Публика на ура приняла первую же модель Pontiac 6-27, официально представленную 3 января 1926-го на автосалоне в Нью-Йорке. Всего через год с небольшим продажи нового бренда перевалили 100-тысячный рубеж, а к концу 1929-го число выпущенных Pontiac достигло полумиллиона. И тут как гром среди ясного неба грянула Великая депрессия. Продажи решительно рухнули, а в Детройте всерьез заговорили о ликвидации как Pontiac, так и Oakland, находившейся в еще более плачевном положении.

Но за индейского вождя вступился Альфред Слоун. Кризис рано или поздно пройдет, считал он, а разбрасываться популярными марками не стоит. Решено было максимально технически унифицировать автомобили Pontiac и Chevrolet, а также объединить отделы продаж Pontiac, Oldsmobile и Buick. Отныне каждый из дилеров любого из этих брендов обязан был продавать и машины двух других марок. Ну а несчастный Oakland все же списали с баланса.

Слоун не ошибся в расчетах. Pontiac начал оправдывать авансы еще задолго до окончания депрессии – к середине 30-х годов марка вновь набирала обороты. Из трех полупрестижных брендов GM машины от «индейского вождя» считались самыми недорогими и вполне качественными. Так, модель 8, представленная в январе 1933-го, стала одной из самых доступных на рынке 8-цилиндровых машин. А дебютировавший в 40-м Pontiac Torpedo и вовсе помог достичь рекордных продаж, сделавших марку самой популярной среди автомобилей так называемой средней ценовой категории.

Уверенный рост Pontiac оборвала Вторая мировая, когда всем вдруг стало не до легковых автомобилей. Но после кратковременного, хотя и бурного роста продаж в первые послевоенные годы для Pontiac наступили трудные дни. В двух словах проблемы марки можно было сформулировать как кризис индивидуальности. Модели 50-х годов слишком уж походили на своих родственников из других филиалов General Motors. При этом лишившиеся собственного лица автомобили Pontiac стоили дороже Chevrolet, но заметно уступали в роскоши и лоске Oldsmobile и Buick. За маркой прочно закрепился имидж ординарного и скучного транспортного средства для пенсионеров. Продажи вошли в пике, и в один момент показалось даже, что судьба индейца вновь повисла на волоске...

По счастью в 1956 году директорское кресло Pontiac занял Симон Кнудсен. Энергичный сын экс-президента General Motors Билла Кнудсена переманил из Oldsmobile респектабельного конструктора и менеджера Пита Истеса, а также молодого инженера Packard Джона ДеЛориана (о котором мы недавно рассказывали). Эта троица сотворила настоящее чудо. Сделав ставку на мощные моторы, подчеркнуто агрессивный дизайн и всегдашние привлекательные цены, Кнудсен, Истес и Делориан буквально за несколько лет превратили пенсионерский бренд в самую горячую и молодежную марку Америки. А Pontiac GTO стал настоящей иконой своего времени и первенцем нового сегмента «маскл-каров» – сверхмощных автомобилей. В рекордном для марки 1968-м продали 940 тысяч машин (для сравнения, в 1955-м – всего около 217 тысяч). Причем самое любопытное, что заряженных сверхмощных версий в тот год выпустили больше, чем обычных гражданских моделей Pontiac.

К сожалению, 60-е так навсегда и остались самым ударным десятилетием «индейца». 70-е принесли с собой не только нефтяной кризис, но и радикально подорожавшие страховки на маскл-кары. Два этих фактора благополучно уничтожили рынок сверхмощных машин. В 80-х марку вновь накрыл кризис самооценки. Время от времени компании удавались любопытные новинки, но гораздо больше было проходных моделей. Того хуже, шильдик Pontiac все чаще клеили на слегка перелицованные Chevrolet, Opel и даже Daewoo...

Вновь найти себя на стремительно менявшемся рынке Pontiac так и не смог. На то есть множество причин. Усилилась конкуренция со стороны европейских и японских брендов, а руководство GM вместо того, чтобы сконцентрироваться на развитии уже существующих марок, вдруг стало придумывать новые. Кто знает, если бы деньги, ушедшие на запуск провалившихся Geo, Saturn и Hummer, потратили на ребрендинг и обновление модельного ряда филиалов из старой «джи-эмовской» гвардии, то, глядишь, и не оплакивали бы сейчас безвременно ушедшие Oldsmobile и Pontiac.

10 лучших автомобилей в истории Pontiac по версии Авто Mail.Ru

Данила Михайлов