Дизелизация российского легкового автопарка пока идет неспешно. Причин тому несколько. С одной стороны, у нас не настолько дорогой бензин, как в Европе, и экономия на топливе не выглядит существенной. С другой — зимой у нас холодно, и многие опасаются проблем с запуском двигателя. Все это не способствует высокому спросу на дизельные машины, несмотря на все их преимущества. Но основная причина того, что производители не торопятся поставлять к нам дизели, — качество отечественной «солярки».
И здесь действительно есть чего опасаться. По данным Международного центра качества топлива (IFQC), еще совсем недавно, в 2008 году, наша страна занимала не очень почетное, 44-е место по качеству дизельного топлива. Ниже всей Европы, между Мексикой и Перу.
Делается ли что-то для улучшения этой ситуации? Да. Еще с 2006 года действует ГОСТ, который разрешает производство дизтоплива не ниже Евро-3 (то есть 350 мг серы на 1 кг топлива). Но... Строгость закона у нас компенсируется необязательностью его исполнения. Не был отменен старый ГОСТ, который допускает содержание серы в 0,2%, то есть 2000 мг/кг! А такая доза будет смертельной для катализаторов и сажевых фильтров. Но в Москве действует свой закон — продажа дизтоплива, не удовлетворяющего нормам Евро-3, запрещена.
А ведь кроме серы есть еще и смазывающие свойства топлива, и, самое важное зимой, температура застывания, то есть предельная отрицательная температура, при которой топливо еще может прокачиваться по магистралям и обеспечивать нормальное смесеобразование... И часто неопределенность с этими вопросами становится решающей при ответе на вопрос: «А может, купить дизель?»
Но все же понемногу, по чуть-чуть лед трогается, что-то меняется. Объем продаж дизелей в России хоть и медленно, но растет. По оценке агентства Автостат, в 2008 году доля дизелей в легковых машинах составляла 4,4% от общего числа, в 2009 году — уже 5,6%. Однако подавляющее большинство из них — это средние и крупные внедорожники. Среди компактных моделей доля дизельных версий существенно меньше.
В Европе ситуация в корне иная: в 2006 году дизельные моторы заняли более 50% рынка и удерживали лидерство 2 года, и лишь в 2009-м их доля снизилась из-за кризиса. Но в некоторых странах (Бельгия, Франция, Испания, Норвегия) их количество доходит до 70%!
Что же предложит Skoda тем, кого не пугает качество нашей солярки? Дизелизация коснулась трех старших моделей: Octavia, Superb и Yeti. На всю троицу ставится один и тот же двигатель объемом 2,0 литра. Этот современный мотор (впрыск common rail, изменяемая геометрия турбины) поистине многолик — в зависимости от модификации он может развивать от 110 до 179 л.с. (момент — от 250 до 400 ньютон-метров), ставится он на широчайший ряд моделей концерна Volkswagen: от Audi A3 до Volkswagen Transporter. Известен он и в России — по Audi A4, Q5, Volkswagen Passat, Tiguan и другим.
Yeti 2.0 TDI 4x4 DSG
Для этого кроссовера мотор придется особенно впору. Те, кто хочет «погорячее», до сих пор вынуждены были мириться с механической коробкой передач, ведь DSG ставился только на самую младшую переднеприводную версию с мотором 1.2. Дизельная версия, напротив, оснащается только коробкой DSG.
Да, машина в такой версии теряет в отточенности ездовых повадок, но — оно того стоит. По ощущениям — тяги достаточно для любых маневров, хотя ускорение до 100 км/ч отнюдь не пушечное — 10,2 секунды (у 1.8 TSI — 8,4 с). При активном разгоне мерное гудение дизеля, конечно, не будоражит кровь, но в штатных режимах его почти совсем не слышно. На крейсерской скорости 100 км/ч двигатель работает всего на 1800 об/мин. На холостых оборотах нет ни вибраций, ни стука. Все 320 Н•м крутящего момента доступны уже с 1750 об/мин, что позволяет коробке не слишком частить с переключением передач даже при шустрой езде в городском потоке. Если же решительно «наступить в пол», то коробка позволит двигателю раскрутиться примерно до 4500 «оборотов», но тяга «наверху» довольно быстро падает. Хотя ущербным при обгонах на трассе себя не чувствуешь.
Расход в загородном цикле примерно 6 л/100 км. Хотя это сильно зависит от манеры. При объеме бака 60 литров дальнобойность около 1000 километров! Неплохо. Версия с бензиновым мотором 1.8 TSI потребляет около 7 литров на «сотню», но в городе разница заметнее — 9 л у дизеля против 11,5 у бензинового мотора (по паспорту соответственно 7,6 против 10,1). Да, если заняться арифметикой, то получается, что «окупится» экономия на топливе нескоро, но не будем забывать, что за лишние 100 000 рублей дизельная версия будет снабжена еще и автоматизированной коробкой.
Стоимость дизельного Йети в России — 1 119 000 рублей, что на 100 000 дороже версии 1.8 TSI. И среди дизельных кроссоверов это едва ли не самое выгодное предложение: если не брать в расчет SsangYong Actyon (2.0 XdiAT за 840 000 рублей), то все остальные будут дороже. Собрат по платформе — Volkswagen Tiguan — с тем же дизелем стоит от 1 248 000 руб., а ближайшим реальным конкурентом будет Ford Kuga за 1 163 000 р. С 2,0-литровым дизелем и автоматической коробкой.
Octavia Combi 2.0 TDI DSG
На Октавию (только с кузовом универсал) устанавливается тот же дизель в точно такой же версии — 140 сил, 320 «ньютонов» крутящего момента. Но она на полтора центнера легче, чем Yeti, и спринт «до сотни» ей дается на полсекунды быстрее. Проверить динамику в реальных условиях не удалось: на севере Чехии, где мы знакомились с машинами, несколько дней шли сильные снегопады, а узкие извилистые дорожки никто, к счастью, не поливал реагентами. Зато в полной мере оценили работу климат-контроля!
Обладатели современных дизелей часто жалуются, что салон долго не прогревается после холодного запуска. Эффективность дизельных моторов настолько высока, что они не выделяют «лишнего» тепла и его не хватает даже на «печку». В Октавии водителю это не грозит — когда за бортом минус 15, в салоне даже на холостых оборотах вполне тепло. Конечно, интересно, что будет в минус 25, но для этого нам придется подождать российского теста машины.
Skoda Octavia 2.0 TDI DSG стоит от 969 000 рублей, это на 40 000 рублей дороже варианта с мотором 1.8 TSI в той же комплектации Elegance. Главный конкурент — универсал Peugeot 308 SW HDi AT, цены на который сейчас начинаются от 911 700 р., но если, как говорится, «немного добавить», то можно перейти в следующий класс и выбрать, например, Ford Mondeo.
Superb 2.0 TDI DSG
Те же 10,2 секунды до «сотни» в Супербе воспринимаются спокойнее, чем на Yeti: машина большая, степенная, комфорт скрадывает скорость. Отличный вариант для корпоративного парка, для машин с большими пробегами по городу. 7,5 литра расхода в городском цикле — и недостижимый для одноклассников комфорт задних пассажиров, мечта рачительного флит-менеджера.
Жаль, универсал Superb Combi с таким двигателем в Россию пока не везут. А то был бы идеальный «семейно-дальнобойный» автомобиль — загрузил поклажу, усадил с комфортом всю семью, да и махнул из Москвы в Европу, не боясь тамошних цен на топливо.
Superb может оснащаться турбодизелем только в топовой комплектации Elegance, и стоить он будет 1 124 000 рублей. В конкурентах — Opel Insignia 2.0 DT AT за 1 060 000 р., Citroen C5 2.0 Hdi AT и, конечно, Ford Mondeo — с учетом текущей скидки 2,0-литровый 140-сильный Mondeo в комплектации Titanium обойдется «всего» в 881 500 рублей. Но ни у кого из них нет такой хитроумной пятой двери, да и места на заднем ряду будет поменьше.
Леонид Айзикович
Фото автора и Skoda
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: