Второе поколение Freelander продержалось на конвейере без изменений почти четыре полных года — дебют машины пришелся на 2006-й. Самое время для модернизации. Тем не менее ничего радикального в процессе омоложения с кроссовером не произошло. Знакомиться с новинкой мы отправились в популярный «тестовый» город Барселону. Программа испытаний, помимо рафинированных автобанных условий и несколько не вяжущихся с обликом Фрилендера лихих каталонских серпантинов, подразумевала еще и заезды на полигоне Land Rover Experience.
Возможно, этим ходом создатели машины хотели напомнить, что внедорожные гены в этом паркетнике есть. А уж в свете последнего обновления доказывать наличие генотипа стало ну просто необходимо. Шутка ли — впервые Land Rover в виде переднеприводной модификации. К этому можно отнестись двояко. С одной стороны, налицо откровенное попрание вечных ценностей английского производителя внедорожников. Бродяга Defender, преодолевающий жуткую грязь какого-нибудь старого Camel Trophy, тотчас скорчился бы в недоумевающей гримасе: «Переднеприводный Лэнд Ровер?! Позор!»
Да и внутри компании было много противников внедрения переднеприводной модели. Ценности, основанные на полном приводе Land Rover, — это наследие, которое холится и лелеется. Но (как это обычно бывает, когда дело доходит до пренебрежения традициями) в дело вмешались маркетологи.
Они выяснили, что в современном мире, который зациклен на экономичности и экологичности, многим покупателям уже не нужен полный привод. Особенно в Европе, где грязь скоро будут продавать в супермаркетах как большой дефицит. И таким клиентам вполне хватит и монопривода.
Планируется, что в Европе доля переднеприводных Freelander составит солидные 23% от общего числа. Клиент, который выберет такой автомобиль, не полезет во внедорожные дебри или (с полным прицепом) к верхушкам снежных Альп в разгар лыжного сезона. Он будет чинно ездить на 150-сильном дизеле с «механикой» по городу и пригороду, эффектно экономя топливо. Ведь подобный Freelander весит на 75 кг меньше и имеет систему Start/Stop.
Но в России, уверен, такую машину не поняли бы, хотя теоретически ценник можно было бы в таком случае загнать ниже миллионной отметки, сильно воздействуя доступностью такого Лэнд Ровера на неподготовленные умы. Однако, как показывает практика, в нашей стране к «недоприводным» кроссоверам относятся еще хуже, чем к универсалам. Поэтому решение компании не поставлять эту версию к нам кажется вполне оправданным.
Обновление внешности минимально. Появился новый передний бампер и противотуманки, решетка радиатора доступна в двух цветах (темная для самой простой версии TD4 и серебристая для более мощной SD4). Фирменная эмблема теперь не желто-зеленая, а серебристо-зеленая. В компании считают, что так современнее. Из других обновлений «малой кровью» можно выделить новую хромированную полоску на пятой двери и ее ручку, окрашенную в цвет кузова. Еще немного изменился рисунок задних фонарей. Добавились колесные диски. Самые большие — 19-дюймовые. На них Freelander смотрится особенно грациозно. Во внешности — это все.
Впрочем, глупо было бы требовать радикального фейс-лифтинга от этого автомобиля. Во-первых, у Land Rover не принято сильно менять внешность своих машин во время обновления, что свойственно премиальным брендам. Во-вторых, зачем искать добра от добра и перелопачивать то, что хорошо продается?
Вот и салон оригинального Фрилендера, будучи изначально скроенным по классическим лекалам интерьеростроения, ничуть не постарел к концу 2010-го. Посему и изменен он минимально. Новая приборная панель, а также четыре вида отделки сидений. Плюс — невиданные доселе декоративные накладки на двери и центральную панель.
Внимания заслуживает комплектация Premium Pack, которая приближает Freelander к высококлассным родственникам Range Rover. Выбрав этот пакет опций, покупатель получает нежную кожаную обивку сидений Windsor (черное дерево), Almond (миндаль), Ivory (слоновая кость) или Tan (дубильная кора). Сами кресла имеют регулировки по 8 или 6 параметрам, тут также коврики и специальное покрытие на центральном тоннеле. Вкупе с 19-дюмовыми дисками и набором внешних аксессуаров все это делает такой Freelander весьма индивидуальным.
Если раньше на нашем рынке предлагалась лишь одна дизельная модификация, 160-сильная, 2,2-литровая, то теперь она исчезла, зато на ее базе сделали две новых модификации. Первая — 150-сильная TD4 (эта машина может быть как с «механикой», так и с «автоматом»). Вторая — 190-сильная. Такой мотор в России комплектуется только АКП. Оба двигателя развивают идентичный крутящий момент в 420 Н•м (это на 20 Н•м больше, чем у дорестайлингового двигателя). Силовые агрегаты снабжены турбокомпрессорами с изменяемой геометрией (и жидкостным охлаждением), новыми настройками ECU. Система управления мощностью (IPMS) заряжает АКБ за счет рекуперации энергии при торможении. Дизельные моторы способны работать на топливе с 10-процентным содержанием биодизеля. Определенная работа проведена по улучшению шумо- и виброизоляции моторного отсека.
«Автомат» Aisin Warner AWF21 второго поколения также нацелен не только на быструю работу, но и на экономичность. Например, блокировка гидротрансформатора работает в более широком диапазоне, снижена масса коробки и оптимизирована конструкция внутренних компонентов. А вот «механика» Getrag M66, которая в свое время была разработана специально для Freelander, осталась без изменений.
Для теста разработчики припасли только версию с самым мощным дизелем и 6-ступенчатым «автоматом». Гораздо более дорогая модификация с бензиновым V6 хоть и динамичнее по цифрам, но проигрывает по моменту, а стало быть, и ощущениям. Не говоря уж про экономичность. Версия с V6, на фоне двух отличных дизелей, кажется, останется уделом редких эстетов. Ну а самым популярным у нас будет наверняка все же TD4 с «автоматом». Особенно учитывая тот факт, что у него одинаковое со 190-сильной машиной количество крутящего момента. Хотя разница в 116 000 рублей (между этими версиями с «автоматом») на фоне стоимости автомобиля может и не оказаться решающей.
Наконец я за рулем обновленного «Фрила». Эргономика совершенно не изменилась. Внутри это старый знакомый. Все та же характерная «командирская» посадка. Та же отличная обзорность, что вперед, что назад. Мотор заводится с кнопки, но для этого надо предварительно вставить ключ в паз. Двигатель оживает весьма тихо для своей дизельной сущности. Уже с первых метров пути обилие момента на колесах позволяет наслаждаться легким разгоном на каждой передаче. Даже на скорости за 140 км/ч.
По идеальному испанскому автобану едешь — словно в параллельном мире. В машине — тишина, лишь ветер несильно шумит где-то в стойках. Двигатель тоже особо не слышно, но с ростом оборотов у него прорезается какой-то не совсем дизельный баритон. Управляешь машиной кончиками пальцев, короткими движениями баранки удерживая ее между линиями разметки...
Равнина сменяется извилистыми горными серпантинами, дорога, через хитрые последовательности шпилек и шикан, ведет нас вверх — к монастырю Монтсеррат, религиозному центру Каталонии (а по совместительству и одной из главных каталонских достопримечательностей). Нельзя сказать, что в таких условиях Freelander чувствует себя полностью в своей стихии. Крены и недостаточная поворачиваемость, конечно же, вносят свои коррективы в процесс управления кроссовером, однако быстрая езда не утомляет. Поведение машины понятно, картина ее управляемости в таких условиях не рушится. Грань, за которой начинается предел, хорошо чувствуется.
Полигон Land Rover Experience, куда мы приехали завершать тестовую программу, находится в горах, в 70 километрах от Барсы. Трасса проложена по горной местности и достаточно камениста. Понятно, что она создана не для того, чтобы клиенты компании засаживали там Лэнд Роверы, а для того, чтобы демонстрировать им способности этих машин. По правде говоря, в реальной жизни через некоторые из этих препятствий за рулем своего Фрилендера я просто не поехал бы. Того и гляди зацепишь подвеской или еще хуже — погнешь порог.
Но под контролем инструкторов Freelander достаточно легко преодолевал все преграды на своем пути. Внедорожный генофонд, определенно, есть в этой машине. В умелых руках на ней можно преодолевать ряд достаточно серьезных для обывателя внедорожных препятствий.
Довольные представители компании чуть позже потирали руки и говорили, что даже переднеприводная версия смогла проехать трассу Land Rover Experience. Правда, под управлением опытного «джипера». Отлично. Но только я сомневаюсь, что он сумел бы повторить свой успех, если бы пошел дождь.
Кстати, цены озвучены. И они вполне конкурентоспособные. Самый простой Freelander в комплектации Е со 150-сильным дизелем и «механикой» можно купить примерно за 1 174 000 рублей. Топ-версия оценивается в 2 000 000 рублей, и она может быть дороже за счет опций. Самый ходовой вариант с автоматом и дизелем можно приобрести примерно на 1,5 млн рублей.
Я же могу констатировать, что всемирный рыночный успех (например, в Китае зафиксирован рост продаж на 75% за прошлый год) пришел к этому автомобилю неспроста. Freelander — харизматичный, качественный и весьма симпатичный внешне автомобиль с приятным классическим салоном. Рестайлинг не поменял автомобиль коренным образом, а улучшил в деталях и предоставил новые возможности покупателям.
Леонтий Тютелев
Фото автора и Land Rover
История
Если нынешний Freelander конкурирует с кроссоверами премиум-марок, то модель первого поколения, увидевшая свет в 1997 году, соперничала с такими «паркетниками», как Toyota RAV4 и Honda CR-V. Тот Land Rover имел не только пятидверную версию, но также короткобазную трехдверку и экзотичный по нынешним временам кузов «ландо»: над передними местами — металлическая крыша, над задними — снимающийся верх. Внешне Freelander больше походил на полноценные джипы, чем японские конкуренты: в глаза бросались мускулистые колесные арки из некрашеного пластика и солидная на вид защита картера. Хотя такого арсенала, как понижающая передача и блокировки дифференциалов, у Лэнд Ровера тоже не было. Но Freelander оказался востребованным именно в таком виде: вплоть до начала 2000-х эта модель удерживала титул абсолютного европейского бестселлера среди всех полноприводных машин.
Базовым мотором была 1,8-литровая бензиновая «четверка», альтернативой ей служил 2-литровый дизель, а флагманская модификация имела 2,5-литровый бензиновый V6, выдававший 177 л.с.
Именно на Фрилендере дебютировали «электронные помощники», облегчающие преодоление бездорожья, которые теперь получили распространение практически среди всех внедорожников. Так, уже первое поколение могло похвастать системой Hill Descent Control, которая отлично себя проявляет при спуске с горы по скользкому покрытию. Она поддерживает определенную безопасную скорость (около 8 км/ч), не требуя использования тормозов. Без нее всегда есть риск перетормозить и заблокировать колеса, после чего автомобиль заскользит вниз, полностью потеряв управление.
Появившийся в 2007 году Land Rover Freelander второго поколения метил уже в более высокую лигу. Машина получила значительно более качественную, чем прежде, отделку салона, более мощные моторы, включая 3,2-литровый двигатель (233 силы), и стильную внешность в духе Range Rover Sport.
Интересно, что, перейдя в люксовую категорию, Freelander оказался, тем не менее, лучше подготовлен для бездорожья, чем большинство «паркетников». Если многие конкуренты имеют дорожный просвет, сравнимый с легковыми машинами (около 18 см), то у Лэнд Ровера — 21 см. Производитель официально заявляет, что автомобиль способен преодолевать броды до полуметра глубиной. Да и логика работы полноприводной трансмиссии здесь своя. Другие модели в большинстве режимов движения получают тягу на передние колеса и лишь после возникновения пробуксовки подключаются задние. Freelander всегда трогается с полным приводом, и лишь убедившись, что колеса имеют достаточное сцепление с дорогой, электроника отключает заднюю ось.
Как у флагманских британских внедорожников, в салоне Freelander появилась ручка системы Terrain Response, с помощью которой можно подстраивать повадки машины под разные виды пересеченной местности (снег, грязь, колея и т. д.). Впрочем, если у старших моделей эта электроника варьирует степень блокировки дифференциалов и меняет высоту посадки кузова с помощью пневмоподвески, то у маленького Лэнд Ровера все проще. Меняется лишь поведение системы стабилизации и АБС, а также чувствительность педали газа. Впрочем, и этого достаточно, чтобы назвать Freelander одним из лучших по проходимости «паркетников».
Конкуренты
История и конкуренты — Павел Ёлшин