Земноводные

Какой рыбак, охотник или просто любитель активного отдыха не мечтал об амфибии — автомобиле, способном передвигаться и по суше, и по воде?

Какой рыбак, охотник или просто любитель активного отдыха не мечтал об амфибии — автомобиле, способном передвигаться и по суше, и по воде? И хотя прадедушка современных водоплавающих авто был изобретен более чем два века назад, такие транспортные средства так и не получили широкого распространения.

Что объединяет транспортные средства и живые существа? И те и другие берут свои истоки в водной стихии! Ведь согласно теории эволюции жизнь на нашей планете зародилась именно в воде, а затем уже постепенно перебралась на сушу. Так и развивая навыки передвижения и перевозки грузов на вспомогательных конструкциях, человек вначале научился сплавляться по рекам и морям, а уж затем, по прошествии многих тысяч лет, изобрел колесо и смог передвигаться по земной тверди.

Конечно, попытки создать амфибию люди предпринимали с давних времен, но все эти потуги не дали ровным счетом никакого эффекта. В древних летописях можно найти упоминания о кораблях, которые передвигались по суше при помощи приделанных к корпусу огромных деревянных колес. Но даже если эти летописные события имели место быть, факт самостоятельного передвижения «сухопутных кораблей» за счет силы ветра, а также возможности управления такими судами вне водной поверхности, ставится под большое сомнение.

И плывет, и едет

В начале XIX века произошло событие, ставшее отправной точкой в истории создания амфибий. К тому времени человечество уже хорошо освоило паровой двигатель, развив сеть железных дорог и судоходство, в котором уже не осталось места парусникам. И, казалось, сложно было придумать что-то новое, однако американский изобретатель Оливер Эванс, опроверг это заблуждение. В 1805 году он продемонстрировал жителям родной Филадельфии транспортное средство под названием Orukter Amphibolos. С виду оно напоминало обычную лодку с паровым двигателем, которые сотнями бороздили водные просторы Нового Света. Когда Эванс запустил мотор и поплыл по реке, среди толпы зевак пронесся вздох разочарования — ведь им обещали показать какую-то диковинку! Впрочем, самое интересное их ждало впереди. Когда лодка приблизилась к берегу, Эванс не стал останавливаться: лодка, не сбавляя ход, выбралась на берег и... продолжила ехать по суше! Теперь взору собравшихся предстала вся подноготная конструкции «Оруктера»: под его днищем были закреплены четыре деревянных колеса, связанные приводными ремнями с паровым двигателем, который также вращал гребные колеса. Благодаря хитроумной системе привода эта лодка могла самостоятельно забираться на берег и спускаться на воду.

Оливер Эванс был изобретателем, а не бизнесменом, поэтому, несмотря на всю уникальность Orukter Amphibolos, эта разработка не принесла ему денег. Но зато у него появилось много последователей, которые всячески усовершенствовали конструкцию амфибии, делая ее все более и более практичной. Так, в конце XIX века на смену паровому мотору пришел двигатель внутреннего сгорания, и вскоре он появился на амфибии: первое земноводное транспортное средство с ДВС было создано уже в 1905 году. Такой силовой агрегат был намного компактнее парового и обладал большим запасом хода, что коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу амфибий. В 20-х годах прошлого столетия в мире начался настоящий бум водоплавающих автомобилей: их делали по заказу спасательных служб и геологоразведывательных компаний. Богатые охотники также не брезговали подобными транспортными средствами. Однако главными заказчиками амфибий стали военные. Благодаря интересу последних на разработку «земноводных» транспортных средств тратились огромные деньги: их проектированием занимались лучшие инженеры, а сборку осуществляли на заводском конвейере, перейдя от штучного производства к серийному.

Лучший друг солдата

Стоя на пороге Второй мировой войны, нацистская Германия мобилизовала всю свою промышленность на производство вооружения. В конструкторском бюро Porsche разрабатывались танки, бронеавтомобили и прочая техника, требовавшаяся Вермахту. Используя узлы «Жука», подопечные Фердинанда Порше создали легкий внедорожник VW Type 86, впоследствии ставший конкурентом американских полноприводников Willis MB и Ford JPW, а на базе 86-го «Фолькса» была спроектирована амфибия VW Type 166. Над обликом амфибии работал главный дизайнер Porsche — Эрвин Коменда, «отец» спорткара Porsche 356, с которого позже и началась история компании «Порше».

Солдаты любят давать машинам прозвища, и VW Type 166 не стал исключением. Однако немецким воякам явно не хватило креатива на то, чтобы придумать этой модели имя собственное, и вместо скучного индекса амфибия получила такое же скучное название — Schwimmwagen, что дословно означало «плавающий автомобиль». Впрочем, это название точно соответствовало машине, поскольку плавала она просто отлично, причем не только по воде, где ей помогал отдельный гребной винт, но и по грязи — благодаря полному приводу, большому дорожному просвету и гладкому днищу Schwimmwagen преодолевал самую непролазную жижу. На фронте такие «всепролазные» машины были незаменимы, особенно при ведении боевых действий в российской глубинке, где порой не могли проехать даже танки. Чтобы удовлетворить спрос, сборку амфибий пришлось вести сразу на двух заводах — Porsche в Штутгарте и VW в Вольфсбурге. При этом кузова в форме лодки для VW Type 166 делали в Берлине — на мощностях компании Ambi Budd. Всего с 1941 по 1944 годы было выпущено свыше 15,5 тыс. таких амфибий, что стало рекордом для транспортных средств такого класса.

Но Schwimmwagen не был одинок: на поле боя у него имелся серьезный соперник — американский Ford GPA, созданный на базе «прадедушки» современного «джипа». Американцы подсуетились позже немцев: GPA встал на конвейер лишь в 1943 году, но зато штамповать его стали с таким усердием, что всего за два года практически догнали конкурентов, выпустив 12,8 тысячи амфибий. Кстати, эта модель впоследствии стала образчиком для создания первой советской амфибии — ГАЗ-46 МАВ (аббревиатура расшифровывается как «Малый автомобиль Водоплавающий»), сконструированной на базе внедорожника ГАЗ-69, в простонародии именуемого «козлом». МАВ пошел в серию в 1952-м, и в том же году на столичном Заводе имени Сталина стартовало производство еще одной «клонированной» амфибии — «Большого автомобиля водоплавающего», ставшего копией 6-колесного американского DUKW, выпускаемого концерном General Motors. DUKW, получивший фронтовое прозвище duck — «утка», и его русский брат-близнец стали самыми массовыми «земноводными» транспортными средствами: тираж каждого из них превысил 20 тысяч экземпляров.

«Обкатав» технологии на моделях МАВ и БАВ, советские инженеры пошли дальше, спроектировав амфибии на базе ВАЗ-2121 «Нива» и «УАЗа». С 1976 по 1987 годы по заказу Министерства обороны было построено несколько десятков прототипов амфибий ВАЗ-2122, однако после развала СССР уникальная машина, практически готовая к серийному производству, оказалась невостребованной. Та же участь постигла УАЗ-3907 «Ягуар», созданный на шасси УАЗ-3151. Легкой амфибии ЛуАЗ-967, построенной на узлах «запорожца» ЗАЗ-965, повезло больше. Этот автомобиль, созданный для перевозки раненых с поля боя и транспортировки боеприпасов, пошел в серию в 1961 году и долгие годы находился на вооружении нашей армии. Особенностью данной модели было центральное расположение руля — для устранения крена на воде водителя разместили посередине, а двух пассажиров — по бокам. При форсировании водной преграды машина гребла всеми колесами, двигаясь со скоростью до 3 км/ч. Позже на базе этой амфибии был создан внедорожник ЛуАЗ-969.

Не только военным

Обладая огромными финансовыми ресурсами и не особо считаясь с затратами, армия долгое время оставалась главным заказчиком амфибий. И лишь в начале 60-х годов немецкая компания Amphicar предприняла попытку разрушить эту монополию. Компания, основанная на средства семейства Квандт, владевшего (и до сих пор владеющего) контрольным пакетом акций BMW, должна была стать первым серийным производителем «гражданских» амфибий. На осуществление этого проекта была выделена колоссальная по тем временам сумма в $5 млн долларов. Чтобы удешевить конструкцию, многие узлы амфибии брались от существовавших серийных моделей: так, трансмиссия была позаимствована у Porsche 356, а «донорами» деталей подвески и тормозных механизмов стали автомобили Mercedes-Benz. При этом мотор был взят английский — от малолитражки Triumph Herald 1200. Этот компактный агрегат, развивавший 43 л.с., по своим характеристикам считался одним из лучших в классе, отличаясь небольшой массой и высокой удельной мощностью.

Премьера первого серийного «Амфикара» состоялась в 1961 году. На фоне своих предшественников эта модель отличалась проработанным дизайном. Пожалуй, это была первая амфибия, которая внешне была похожа на автомобиль, а не на катер с колесами. Обладая оригинальной внешностью с модным «ракетным» оперением кормы и элегантным открытым верхом, данная модель смотрелась выигрышно даже рядом с обычными легковушками, и при этом она умела плавать! В штиль на водной поверхности Amphicar мог выжать до 15 км/ч, что является недурным результатом и для обычных моторных лодок, а на суше передвигался со скоростью до 110 км/ч. При этом управление амфибией было настолько простым, что освоить его мог даже начинающий автолюбитель. Но несмотря на удачный дизайн и хорошие ходовые характеристики в обеих стихиях, «Амфикар» не оправдал ожиданий своих создателей.

Чтобы производство амфибий приносило прибыль, нужно было ежегодно продавать до 20 тысяч таких машин, а покупателей оказалось ровно в двадцать раз меньше. Камнем преткновения стала высокая цена модели: крохотный Amphicar стоил как хороший лимузин, а сделать машину дешевле, без увеличения объемов производства, не представлялось возможным. Из-за низкого спроса через четыре года после запуска конвейер предприятия Amphicar был остановлен. Всего было выпущено 3,9 тысячи амфибий, основная часть которых была отправлена в США. Но несмотря на провал, эта модель сумела отличиться, став самой массовой амфибией для гражданских нужд.

По следу «Амфикара»

Несмотря на то что с момента выпуска последнего «Амфикара» минуло уже 45 лет, никто до сих пор так и не отважился побить его рекорд. Зато по всему миру находятся компании, стремящиеся занять пустующую нишу. Больше всего предложений на рынке амфибий можно найти в США. Здесь есть множество фирм, готовых построить амфибию по индивидуальному заказу. Так, компания WaterCar предлагает скоростную амфибию Python, оснащенную мотором от спорткара Chevrolet Corvette и способную рассекать водную гладь на скорости до 100 км/ч (!), достигая этой же скорости на суше всего за 4,5 секунды. Покупатель такой модели может быть уверен в ее уникальности, ведь при ее строительстве учитываются все его пожелания, включая возможность выбора более чем из 60 000 цветов кузова и 4 000 вариантов отделки интерьера. Основной недостаток этого «Питона» — цена, переваливающая за 200 000 долларов. Впрочем, в WaterCar подумали и о тех, кто не в состоянии заплатить столь внушительную сумму, — для них подготовлен проект «бюджетной» амфибии. Заплатив 29 500 долларов, покупатель получит «конструктор», в котором есть все необходимые комплектующие, за исключением мотора, коробки передач, колес, подвески и тормозов — все это предлагается взять у «донорского» VW Beatle, который можно задешево купить на автомобильной свалке.

Но такой «самопал» устроит далеко не всех, и именно на эту аудиторию рассчитывает конструкторское бюро Gibbs Technologies, имеющее представительства в Англии и США. В активе этой фирмы есть три проекта «земноводных» транспортных средств: спорткар Aquada, квадроцикл Quadski и большой внедорожник Humdinga. Все эти модели спроектированы на самом высоком технологическом уровне и имеют общую особенность — складные колеса. Благодаря запатентованной технологии при въезде в воду колеса амфибий Gibbs Technologies автоматически «подламываются» и втягиваются в кузов, что позволяет значительно увеличить скорость движения по воде. Все три амфибии могут дать фору скоростным катерам, но самый быстрый из них — Quadski: и на суше, и на воде он развивает 72 км/ч. Но, к сожалению, купить кого-либо из этой троицы пока не представляется возможным — продажи должны начаться лишь в следующем году. Сколько будут стоить такие модели, не ясно, хотя для Gibbs Aquadа назвалась ориентировочная цена в 100 000 долларов. Дорого? Дисконта не ждите: Gibbs Technologies не намерена гнаться за объемами продаж, да и своим основным покупателем здесь хотят видеть не «гражданских», а военных — именно для них разрабатывался «плавающий Хаммер» Humdinga.

Над водой и под водой

Если рассматривать варианты амфибий не только для свободной продажи, но и экспериментальные проекты, то нельзя обойти стороной работы тюнинг-конторы Rinspeed, основанной Франком Риндеркнехтом — 54-летним изобретателем из Швейцарии, помешанным на экологии и необычных машинах. Компания Rinspeed, сделавшая себе имя на оригинальных концептах, засветилась и парой водоплавающих автомобилей. Первый такой концепт был представлен на суд общественности в 2004 году. Модель, получившая название Splash («Брызги»), оснащалась 140-сильным турбомотором, работающим на природном газе, и крыльями, которые помогали ей развивать высокую скорость как на суше, так и на воде. При движении по асфальту крылья Rinspeed Splash увеличивали прижимную силу, обеспечивая лучшее сцепление колес с дорожным полотном и позволяя развивать до 200 км/ч, разменивая первую «сотню» всего за 5,9 секунды. Когда же амфибия съезжала в воду, сервопривод переворачивал крылья на 180 градусов, опуская их под днище. На подводных крыльях Splash был способен в прямом смысле лететь над водой со скоростью до 50 км/ч.

Ну а пару лет назад в голове у Франка Риндеркнехта родилась еще одна сумасбродная идея. После просмотра фильма «Шпион, который меня любил» он решил построить машину, способную плавать... под водой! Такая модель была у главного героя классики «бондианы», роль которого играл Роджер Мур. Автомобиль, на котором агент 007 погружался под воду, был «мультяшным», но Риндеркнехт во что бы то ни стало решил доказать, что подобный трюк можно проделать без всякой анимации. Для осуществления своей задумки он использовал родстер Lotus Elise, у которого были «выпотрошены» практически все внутренности. Вместо бензинового двигателя был установлен электромотор, вращающий колеса задней оси, а также два электрических привода для винтов. Еще пару вспомогательных движителей Seabob (также электрических) установили в передней части кузова в качестве подводных рулей и дополнительных источников тяги. Кузов автомобиля был тщательно герметизирован — от воды нужно было защитить отсеки, где располагались электромоторы, управляющая электроника и блок литиево-ионных аккумуляторов.

Максим Федоров