Правы были те специалисты, которые еще зимой предрекали, что сезон 2010 года будет богатым на события. Ведь выяснять отношения должны были сразу четыре чемпиона мира, выступающие за три разные команды, плюс ко всему еще с прошлого года о своих амбициях заявили гонщики Red Bull. Так и получилось – практически каждая гонка сезона держала зрителей в напряжении, а вот бразильский этап выдался достаточно спокойным. Но именно в Бразилии были даны ответы на многие вопросы, волновавшие мировую автоспортивную общественность. Однако обо всем по порядку.
В очередной раз в расстановку пилотов на стартовом поле вмешалась погода. В субботу лил дождь, и неожиданно для всех, и в первую очередь для самого себя, поул выиграл дебютант Интерлагоса Нико Хюлькенберг. Молодой немец достаточно легко опередил всех соперников, привезя ставшему вторым Себастьяну Феттелю целую секунду. Williams на поул-позиции – подобного зрелища не наблюдалось уже более пяти лет. Второй ряд стартового поля разделили Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон, и только на пятой позиции расположился лидер чемпионата Фернандо Алонсо. Испанец, конечно, рассчитывал на более высокое место, но после квалификации признал, что рад и пятому месту. Рисковать на мокрой трассе двукратный чемпион не хотел и надеялся отыграться в гонке. А вот его сосед по третьему ряду стартового поля Рубенс Баррикелло, наоборот, был доволен как самим собой, так и машиной, а также рассчитывал порадовать своих земляков удачной гонкой. На четвертом ряду расположились Роберт Кубица и Михаэль Шумахер. Семикратный чемпион своё восьмое место расценил как провал, так как рассчитывал именно на дождевую квалификацию. Слабым утешением «Красно-серебристому барону» стало тринадцатое место главного «соперника» – Нико Росберга. В Бразилии Шумахер смог наконец опередить своего молодого и традиционно более резвого напарника. Замкнули десятку Фелипе Масса и Виталий Петров. Несмотря на горячую поддержку трибун, Масса провел весьма слабую квалификацию, и по всему было видно, что бразилец мысленно уже пребывает в следующем сезоне. А вот десятое место Петрова в стане Renault расценили как небольшую победу. Выборжец смог пройти в финальную часть квалификации и имел неплохие шансы пополнить очковую копилку французской конюшни. Один из претендентов на титул и действующий чемпион – Джейсон Баттон квалифицировался лишь одиннадцатым. Но на этом неприятности для британца не закончились, и уже после квалификации на Баттона было совершено вооруженное нападение. К счастью, в этом инциденте никто не пострадал.
После того как погасли огни светофоров, Нико Хюлькенберг лидировал в гонке считаные метры – уже в первом повороте его обошел Феттель, а в середине круга и Уэббер. Для Виталия Петрова гонка, как это не раз уже бывало, закончилась, не успев толком начаться – российский пилот провалил старт и откатился на 18-е место. А вот Алонсо сразу же начал прорываться наверх. На втором круге испанец обошел Хэмилтона и насел на Хюлькенберга. Молодой немецкий пилот всячески сопротивлялся, но добился лишь того, что Алонсо потерял за ним достаточно много времени. На седьмом круге Фернандо все же обогнал Хюлькенберга, но его отрыв от лидирующего Феттеля составлял уже почти семь секунд. После того как Алонсо устремился в погоню за пилотами Red Bull, за Хюлькенберга взялся Хэмилтон, но немец героически отбивал все атаки британского экс-чемпиона. За этой схваткой наблюдали едущие следом Кубица и Баррикелло, за спиной которых выясняли отношения Шумахер и Баттон. Действующий чемпион неплохо стартовал и пробился в очковую зону, но было ясно, что в Бразилии он сложит с себя чемпионские полномочия. Дженсон попытался прибегнуть к излюбленной тактике с ранней сменой резины и уже на 12-м круге отправился на пит-стоп, но подобный ход лишь позволил ему закрепиться в середине первой десятки. Через круг после Баттона на пит-стоп отправился Масса, а затем и Баррикелло. Для обоих бразильцев пит-стопы стали поистине роковыми. Масса кругом позже опять вернулся в боксы для замены плохо закрепленного переднего колеса, а Баррикелло подвели механики, слишком долго менявшие заднее колесо. Из лидеров первым отправился переобуваться Алонсо – на 25-м круге испанец сменил мягкую резину на жесткую, а кругом позже в боксы отправился Феттель. На 27-м круге переобулся Уэббер, после чего гонка продолжилась без каких-либо ярких событий. Если не считать таковым прокол колеса Рубенса Баррикелло в борьбе с Хайме Альгерсуари.
На 51-м круге Витантонио Лиуцци не справился с машиной и врезался в отбойник, после чего на трассе появился пейс-кар. Воспользовавшись этим, в боксы ринулись оба пилота McLaren, Масса, Петров и Росберг, механики которого проявили излишнюю нервозность и едва не испортили Нико гонку. Впрочем, смена резины не повлияла на конечный результат. После рестарта Хэмилтону, Баттону и Массе пришлось буквально продираться через плотный «строй» круговых, в то время как лидирующая тройка опять ушла в отрыв. Масса, несмотря на то что гонка для него не задалась с самого начала, неудержимо и порой агрессивно прорывался вперед, столкнувшись при этом с Себастьеном Буэми и едва не устроив ДТП с участием Виталия Петрова. Пыл бразильца наверняка оценили трибуны, но для самого Массы этот прорыв не значил ровным счетом ничего – после трех пит-стопов бразилец даже не мог рассчитывать на попадание в очковую зону.
А Себастьян Феттель уверенно довел гонку до победного конца. Вторым стал Марк Уэббер, третьим – Фернандо Алонсо, который, несмотря на третье место, остался лидером чемпионата. И если имя нового чемпиона станет известно только через неделю в Абу-Даби, то дубль Red Bull позволил австрийской конюшне досрочно выиграть Кубок конструкторов. На протяжении всего сезона болиды Red Bull, созданные гениальным Адрианом Ньюи, имели явное преимущество над соперниками, и Кубок конструкторов является достойной наградой как для команды Red Bull, так и для Адриана Ньюи, лишний раз подтвердившего свою репутацию лучшего конструктора современной Формулы-1. В послужном списке Ньюи до этого были Кубки конструкторов, выигранные с Williams, McLaren, а теперь и с Red Bull. Наверняка это обстоятельство должно порадовать и формульную легенду – Джеки Стюарта. Ведь Red Bull – это не что иное, как созданная отцом и сыном Стюартами в 1996 году команда Stewart, впоследствии переименованная в Jaguar и проданная концерном Ford в 2004 году боссу Red Bull Дитриху Матешицу. Австрийскому миллиардеру потребовалось пять лет, чтобы из второразрядной конюшни Jaguar, превратить Red Bull в топ-команду, способную побеждать таких серьезных соперников, как Ferrari и McLaren.
Однако вопрос о чемпионском титуле еще остается открытым. Перед последней гонкой сезона список претендентов покинул Дженсон Баттон. Чисто теоретические шансы на чемпионскую корону имеет Льюис Хэмилтон, но, чтобы примерить её во второй раз, Хэмилтону нужно не только выиграть Гран-При Абу-Даби, но и его троим основным соперникам надо столкнуться с невероятными проблемами. Во что верится с трудом. Поэтому чемпионский титул через неделю достанется либо Алонсо, либо Феттелю или Уэбберу. Наиболее предпочтительнее выглядит Алонсо. Он не только имеет фору в 8 очков перед Уэббером и 15 перед Феттелем, но и получит новый мотор. Да и трасса Яс-Марина неплохо подходит Ferrari F10. Однако Формула-1 тем и хороша, что имеет свойство опровергать любые прогнозы.
Включая прогнозы и о дальнейшей судьбе Виталия Петрова. Еще летом шеф Renault F1 Эрик Булье озвучил условия, согласно которым Петров мог продлить контракт с французской конюшней на следующий год – стабильный выход в финальную часть квалификации и стабильное зарабатывание очков. Дабы Renault смогла обогнать в зачете Кубка конструкторов Mercedes GP. Очки Петров как не зарабатывал, так и не зарабатывает, схватка с Mercedes проиграна, да и вообще надо быть большим оптимистом, чтобы назвать дебют Петрова в Формуле-1 удачным. Пятнадцатое место в личном зачете и проигрыш напарнику Роберту Кубице 107 очков говорят сами за себя.
Возможно, Виталий неплохой пилот, и его талант попросту не успел раскрыться в дебютном сезоне, но Формула-1 – это высшая лига автоспорта, где собраны лучшие гонщики планеты. От которых требуется одно – сражаться и побеждать. Роберт Кубица сражается и побеждает. Пусть он не выигрывает гонки, но он стабильно зарабатывает очки и фактически в одиночку тащит на себе всю команду. То же самое Булье хочет и от Петрова. В конце концов, не надо забывать, что конюшня Renault – это чемпионская команда. Два титула выиграл Фернандо Алонсо, а до этого, когда команда называлась Benetton, два титула завоевал Михаэль Шумахер. Другими словами, в Renault умеют добиваться высочайших результатов. Конечно, логотипы российских спонсоров и заезды российского премьера В.В. Путина на гоночном болиде Renault лишний раз подчеркивают тесное российско-французское сотрудничество, но и очки кому-то зарабатывать надо...
Понятно, что последняя гонка сезона в судьбе Петрова уже ничего не решит. Остается надеяться, что фортуна будет благосклонна к выборжцу и даст ему еще один шанс выступить в «королевских гонках». Но даже если этого не случится, все равно свою миссию Виталий Петров уже выполнил – стал первым российским пилотом, пришедшим в Формулу-1. Хочется надеяться, что не последним.