Легендарная трасса Сузука всегда оценивалась гонщиками неоднозначно: кто-то её любит, как, например, Михаэль Шумахер или Ник Хайдфельд, а кто-то считает её устаревшей. Особенно часто критикуют Сузуку за небольшую, по современным меркам, ширину дорожного полотна и отсутствие заасфальтированных зон безопасности. К тому же на Сузуке весьма непросто обгонять, поэтому эта трасса требует от гонщиков максимальной концентрации и ошибок не прощает.
В полной мере коварный характер японской трассы испытал на себе еще во время пятничных заездов Льюис Хэмилтон. Череда неудач британского экс-чемпиона продолжилась и в Японии – в пятницу он разбил машину, на которой пришлось поменять коробку передач, за что судьи выписали Льюису штраф с потерей пяти мест на старте. Но и даже новая КПП преподнесла неприятный сюрприз в гонке, и дело могло закончиться для Хэмилтона третьим подряд сходом. Но все это было в воскресенье. А в субботу на Сузуку обрушился практически тропический ливень, и дирекции гонки не оставалось ничего другого, как перенести квалификацию на воскресенье. В последний раз аналогичный случай произошел здесь же, на Сузуке, в 2004 году.
В Японии болиды Red Bull показали былую форму и единолично заняли первую линию стартового поля. Тринадцатый поул в своей карьере выиграл Себастьян Феттель, а следом за ним расположился его напарник Марк Уэббер. Третьим стал Льюис Хэмилтон, четвертым, неожиданно для всех, – Роберт Кубица. Только пятый результат смог показать триумфатор сингапурского этапа Фернандо Алонсо, рядом с ним на третьем ряду стартового поля расположился Дженсон Баттон – единственный из всей первой десятки использовавший в финальной части квалификации жесткие шины. Седьмым стал Нико Росберг, восьмым – Рубенс Баррикелло, девятым – Нико Хюлькенберг, и замкнул десятку Михаэль Шумахер. За замену коробки передач Хэмилтона переместили на восьмую позицию, а все пилоты, за исключением Шумахера и Хюлькенберга, следовательно, поднялись на одну позицию вверх. Главными неудачниками квалификации стали Масса (12) и уже традиционно Виталий Петров, опять показавший весьма скромный тринадцатый результат. Впрочем, это было еще не самое страшное, что ожидало Массу и Петрова в тот день.
Едва погасли огни светофора, как оба гонщика Renault ринулись вперед. Но если Роберту Кубице удалось обогнать Марка Уэббера и выйти на второе место, то гонка для Виталия Петрова закончилась, едва успев начаться. Стремительный прорыв выборжца прервало столкновение с Хюлькенбергом, после чего его Renault R30 выбросило с трассы, и он замер у отбойника. Но неприятности для российского пилота на этом не закончились – судьи, расследовав этот инцидент, вынесли вердикт не в его пользу и оштрафовали россиянина потерей пяти мест на старте следующей гонки.
В первом повороте трассу также не поделили Масса и Лиуцци, после чего покалеченные Ferrari и Force India замерли в гравийной ловушке. Судьям не оставалось ничего другого, как выпускать пейс-кар. Пока Mercedes SLS AMG под управлением Бернда Майландера водил пелетон по трассе, а стюарды эвакуировали «подбитые» машины, правое заднее колесо умудрился потерять Роберт Кубица, после чего персоналу Renault F1 оставалось только паковать чемоданы. Такое катастрофическое развитие событий не могло присниться Эрику Булье, шефу французской конюшни, в самом страшном сне. И если к результатам Петрова, вернее, к их отсутствию, все уже начинают привыкать, то Кубица вполне мог побороться в гонке если и не за подиум, то уж точно за четвертое-пятое место.
На седьмом круге пейс-кар свернул в боксы, и гонка продолжилась. Шумахер смог пройти Баррикелло, а Феттель начал медленно, но неотвратимо уходить в отрыв от преследующего его Уэббера, с методичностью хорошо отлаженного механизма штампуя быстрейшие круги. Алонсо потихоньку начал отставать, но все же держался на безопасном расстоянии от едущих следом Баттона и Хэмилтона. К 15-му кругу ситуация в гонке стабилизировалась, и лишь в глубинах пелетона отношения выясняли Трулли, Ямамото, да Камуи Кобаяши, к радости японских болельщиков, упрямо прорывался наверх, демонстрируя чудеса пилотажа. Сначала японец едва не устроил ДТП с участием Хайме Альгерсуари, а затем настиг и прошел Сутила.
На 23-м круге в боксы поехал Хэмилтон и Шумахер, кругом позже переобулись Алонсо и Феттель. А вот Дженсон Баттон, после пит-стопа Марка Уэббера на 26-м круге, вышел в лидеры и в боксы заезжать не спешил. Эта стратегия не оправдала себя, так как к тому времени лидирующая группа, как и Баттон, ехала на жесткой резине, только у Дженсона покрышки были уже изношенные, а у всех остальных – свежие. В аналогичной ситуации оказался и Нико Росберг, который переобулся на втором круге, во время появления пейс-кара на трассе. За Росбергом пристроился его напарник Шумахер, который благодаря свежей резине был явно быстрее, но пройти своего молодого земляка семикратный чемпион так и не смог. Дженсон Баттон продержался на трассе до 39-го круга и только потом поехал переобуваться. К тому времени было ясно, что он не только не обгонит за счет позднего пит-стопа Алонсо, но и пропустит вперед Хэмилтона. Так оно и получилось. Действующий чемпион вернулся на трассу только пятым, проигрывая своему напарнику почти 14 секунд. А Хэмилтон меж тем уверенно нагонял Алонсо, и к 40-му кругу двоих бывших напарников по McLaren разделяло чуть более двух секунд. Неизвестно, как дальше развивались бы события, но именно в тот момент в коробке передач McLaren Хэмилтона «пропала» третья передача. Алонсо тут же начал отрываться, а вскоре на хвост Льюису сел Баттон. Экс-чемпион не стал до последнего защищать свою позицию, прекрасно понимая, что Баттон быстрее его, и галантно пропустил своего напарника вперед.
Меж тем настоящие самурайские подвиги творил на трассе Кобаяши. Он опять догнал Альгерсуари, и опять между ними произошел контакт. Sauber в очередной раз доказал, что понятие «швейцарское качество» – это не пустой звук. Кобаяши кинулся преследовать Сутила, а злосчастный Альгерсуари поехал в боксы менять переднее антикрыло. Сбежать Сутилу от неистового японца не удалось – на его Force India сгорел мотор, и немец, выпуская клубы густого дыма, отправился в боксы.
На 49-м круге «подвиг» Роберта Кубицы повторил и Нико Росберг, также по непонятным причинам потеряв заднее колесо. На том же круге Кобаяши расправился с Баррикелло, насел на своего напарника Ника Хайдфельда, кругом позже прошел и его, выйдя на седьмое место. Впереди в шести секундах ехал Михаэль Шумахер, и японец устремился в погоню, но догнать семикратного чемпиона не успел, так как через три круга Себастьян Феттель пересек финишную черту, и мир узнал имя очередного победителя японского Гран-При. Вторым, завоевав для Red Bull дубль, приехал Марк Уэббер, а третьим стал Фернандо Алонсо. Четвертое и пятое место – это все, что смогли заработать в Японии пилоты McLaren, которые рассчитывали на более высокий результат. Правда, Хэмилтон был рад, что он заработал хоть какие-то очки, так как из-за барахлившей коробки передач вообще не надеялся добраться до финиша.
Японский этап могут записать в свой актив Шумахер, Кобаяши и Хайдфельд. Михаэль хоть и стал шестым, но из-за схода гонщиков Renault заработал для Mercedes важные очки, Камуи Кобаяши, стартовав с 14-го места, смог пробиться на седьмую позицию и провел одну из самых лучших гонок в своей карьере, а Ника Хайдфельда можно поздравить с первыми после возвращения в гонки очками.
Что касается Виталия Петрова, то пока приходится констатировать очевидное – в финальную часть квалификации выборжец опять не прошел, очков в копилку французской конюшни в очередной раз не принес. Если честно, сложно поверить в то, что в оставшихся трех гонках сезона российский пилот сможет показать пусть и не выдающиеся, но хоть какие-то результаты. Особенно это касается следующей гонки – Гран-При Кореи. Мало того что Виталию придется выступать на незнакомой трассе, но и на старте он потеряет пять мест. При этом нельзя сказать, что Виталий Петров откровенно бездарный и слабый пилот. Формула-1 знала гонщиков гораздо хуже. В этой связи вспоминается фраза Луки ди Монтедземоло, сказанная им в 1995 году о Жане Алези, который после окончания сезона покинул Скудерию и отправился в Benetton. Монтедземоло сказал тогда, что он «очень уважает гоночный талант Алези, относится к нему как к члену семьи, но уж больно Жан... невезучий». То же самое, похоже, можно сказать и про Виталия Петрова. На долю россиянина в этом сезоне выпало столько неприятностей, сколько хватило бы с избытком на нескольких пилотов. Конечно, отчасти он и сам виноват в некоторых ошибках, но за рулем болидов сидят живые люди, а не роботы. А людям свойственно иногда ошибаться. Да, от Виталия ожидали других результатов. Тем более что, располагая конкурентоспособной Renault R30, он вполне мог их показывать. Не исключено, что ему пока элементарно не хватает опыта и что в следующем году он наконец раскроет весь свой потенциал. Но вопрос в том, даст ли Эрик Булье ему еще один год? Поверит ли он в перспективы россиянина? Или просто слегка перефразирует слова Луки ди Монтедземоло, объясняя отставку Петрова?
Обо всем этом мы узнаем в самое ближайшее время. Булье пообещал назвать имя второго пилота Renault до конца чемпионата. Это означает, что ждать осталось чуть больше месяца.