В России начали делать «народный» Fiat

В России стартовало производство еще одного автомобиля, который претендует на звание «народный». Речь идет о седане Fiat Linea

Все началось пять лет назад, когда компания Северсталь Авто (ныне Sollers) выкупила производственные мощности Завода Микролитражных Автомобилей. Здесь, где в середине 80-х начинала свой конвейерный путь крошечная «Ока», 20 лет спустя освоили производство вездеходов Ssang Yong, а затем и легковых автомобилей FIAT. Кстати, корейские вседорожники в прошлом году мигрировали на новый завод Sollers во Владивостоке, а в Татарстане теперь прописаны только итальянские модели. Причем бюджетную Albea и грузопассажирский каблучок Doblo Panorama выпускают по полному циклу, то есть со штамповкой, сваркой и окраской.

Но все это можно считать прелюдией к куда более грандиозному действу. Вчера, 13 сентября 2010 года, в Набережных Челнах состоялся запуск серийного производства нового FIAT Linea – автомобиля, который способен вернуть россиянам любовь к этой итальянской марке. Вообще-то, впервые мы увидели его еще в сентябре 2008-го на Московском международном автосалоне в Крокус Экспо. Новую Linea не только показали публике, но и пообещали буквально «вот-вот» освоить ее промышленное производство в России.

Машина сразу приглянулась многим. Современный, симпатичный и удобный седан на голову превосходил простенькую Albea. Одно плохо – московский дебют Linea пришелся аккурат на кризисную осень 2008-го. Недели сменялись месяцами, а новый FIAT для россиян оставался величиной виртуальной. Покупатели на Украине давно делились друг с другом впечатлениями о ездовых качествах Linea турецкой сборки, а наши соотечественники безуспешно обновляли страничку интернет-портала Sollers – новостей о начале производства не было.

Прошло еще два года, и на MAIS– 2010 FIAT Linea вновь представили как новинку, выдав полный комплект технических характеристик, рассекретив прайс-лист и позвав прессу в Набережные Челны. Пока Linea здесь собирают крупноузловым методом по технологии SKD. На фоне расположенных рядышком современных и масштабных промышленных мощностей, где по полному циклу делают Albea и Doblo, линия сборки новинки выглядит скромно. На завод приходят практически готовые кузова – окрашенные, остекленные, с установленной внутренней отделкой. Рабочим Sollers остается их распаковать, помыть и дособрать, выбирая комплектующие, разложенные вдоль конвейера, как овощи на прилавке супермаркета.

На сборочной линии SKD длиной не более 70 метров Linea неспешно обрастает «мясом»: подвеской, силовым агрегатом, колесами, аккумулятором, глушителем. Затем в машину заливают эксплуатационные жидкости и отправляют на проверку. Сначала сеанс на вибростенде, затем проверка электрооборудования, сход-развал и, конечно же, обязательное омовение – тест на герметичность уплотнений кузова. И все – добро пожаловать на склад готовой продукции.

Первоначальные планы Sollers не поражают широтой размаха – до конца года планируется продать всего 1400 автомобилей. Ничтожна и доля локализации – подавляющее большинство компонентов приходят с турецкого завода Tofas. Впрочем, это пока. Ведь указ о промышленной сборке автомобилей предписывает каждый год увеличивать долю российских комплектующих на 10%. Кроме того, согласно тому же документу через 18 месяцев завод в Набережных Челнах должен перейти на полномасштабную сборку Linea – со штамповкой и окраской. Так было и в случае с Albea, получившей в итоге полноценное российское гражданство.

Так что нынешний запуск, не обошедшийся без легкого официоза местных чиновников, как надеются в Sollers, начало сверхамбициозного проекта. Ведь при полной загрузке предприятие в Набережных Челнах, а также перспективный завод в экономической зоне «Алабуга» способны выпускать до полумиллиона автомобилей в год. И это будет не только Linea. Поговаривают, что в планах значится производство аж девяти новых моделей, среди которых пять будут собирать по полному циклу с максимальной долей локализации комплектующих. Речь о машинах класса C и D, а также вседорожниках марки Jeep.

Что ж, если все пойдет хорошо, то лет этак через тридцать в Набережных Челнах, возможно, придется ставить новый монумент – легковому FIAT Linea, открывшему новую главу в истории города.

Линия выходит на старт

Linea – это так называемый глобальный автомобиль в модельном ряду FIAT. Машина, пришедшая на смену семейству Palio/Albea, уже выпускается в Турции, Индии, Бразилии, а теперь вот и в России. Формально Линия (именно так с ударением на первый слог произносят название автомобиля в Sollers) построена на платформе хэтчбека B-класса Grande Punto, но благодаря увеличенной на 100 мм колесной базе этот седан по габаритам ближе скорее к автомобилям сегмента С, более известного как «гольф»-класс.

Эффектный дизайн – дело рук Джорджетто Джуджаро – радует глаз, а диван – все остальное туловище. Linea действительно очень просторный седан – даже при полностью сдвинутом назад переднем кресле сзади спокойно усядется человек ростом 185 см. Впечатляет и 500-литровый багажник, объем которого благодаря складному дивану можно увеличить более чем вдвое.

Но все-таки главный козырь автомобиля – под капотом. Там разместился новый двигатель семейства T-Jet. Благодаря турбонаддуву скромные 1,4 литра рабочего объема трансформируются в весьма достойные 120 л.с. мощности, но что еще важнее – в 200 Нм крутящего момента. Судя по всему, седанчик обещает стать весьма горячей штучкой – обещанный разгон в 9,2 секунды до 100 км/ч – лучший среди машин этого ценового сегмента.

Другое дело, что сама цена не кажется демпинговой. На заре зарождения проекта поговаривали, что русская Linea будет стоить порядка 380-400 тысяч. На ММАС-2010, правда, объявили совсем другую цифру – от 569 000 руб. Да, речь идет о 120-сильном седане, с кондиционером, ABS, фронтальными эйр-бэгами и передними электростеклоподъемниками. Но, скажем, версия с окраской «металлик» и обогревом сидений – это уже 595 000 руб. А, например, ESP доступна лишь в топ-исполнении Emotion за 663 000 руб. Как видите, ничуть не дешевле, а где-то даже и дороже Focus, который Вадим Швецов, генеральный директор Sollers, считает главным конкурентом (Ford Focus седан с мотором объемом 1,8 л (125 л.с.) продается за 616 400 руб. с похожим оснащением). Решить исконно русскую задачу догнать и перегнать русскому FIAT мешает и ряд других причин. Ведь, в отличие от Focus, который у нас можно купить с четырьмя кузовами, пятью бензиновыми или дизельным двигателем, а главное, как с «механикой», так и с «автоматом», Linea не балует выбором. Один кузов, один мотор, одна коробка. Модель с кожаной отделкой руля и рычага КПП, подогревом передних кресел, задними электростеклоподъемниками, CD с MP3 + управлением магнитолой на руле обойдется в 585 тыс. руб. Ну а Linea Emotion за 660 тыс. руб. имеет уже 16-дюймовые литые диски (в базе – 15 дюймовые стальные), хромированную отделку в салоне, подлокотники спереди и сзади, климат-контроль, электропривод водительского кресла, Bluetooth.

Впрочем, повторимся, пока Линия делает лишь самые первые робкие шажки на рынке. Как удалось выяснить, уже в следующем году возможно расширение гаммы моторов и трансмиссий. Кто знает, может быть, с неизбежным увеличением доли местных комплектующих удастся «договориться» и с ценами.

Михаил Медведев
Фото автора