Когда владельцы «Газелей» узнают, что горьковская полуторка, наконец, получила дизельный двигатель, они задают одинаковые вопросы. Поэтому вместо традиционного обзора новинки мы решили провести полноценный ликбез.
Что за двигатель?
Думая, какой двигатель окажется под капотами дизельных машин, горьковчане выбирали между Cummins и Daimler (последний устанавливается на Mercedes Sprinter), но победил более дешёвый и более простой Cummins ISF рабочим объемом 2,8 л (мощность — 120 л.с., крутящий момент — 297 Н•м). Этот двигатель выпускается в Китае на совместном китайско-американском предприятии Beijing Foton Cummins.
Чем отличается начинка дизельной машины?
Изменений — масса! Во-первых, изменено сцепление, получившее оригинальный ведомый диск ZF Sachs с демпфером крутильных колебаний. Во-вторых, усилена коробка передач: появились более жёсткий картер, валы и шестерни из легированной стали, изменились передаточные числа (также изменилось передаточное число главное передачи). А еще переделаны рулевое управление (оригинальный насос гидроусилителя руля ZF), впускная система (оригинальные глушитель и приёмная труба), электрооборудование (блок управления двигателем, аккумулятор увеличенной ёмкости), система охлаждения...
Как определить дизельную машину снаружи и внутри?
Единственная примета дизельных автомобилей — на дверях имеются скромные (и практически незаметные) шильдики «Cummins Turbo Diesel». Интерьер «Газели-Бизнес» практически одинаков и у бензиновых, и у дизельных машин. Единственное малозаметное отличие: в дизельных грузовичках имеется отдельная клавиша, включающая догреватель охлаждающей жидкости. Зачем нужен догреватель — читайте далее.
Насколько шумнее?
Трудно поверить, но дизельная машина акустически намного комфортнее бензиновой! Спасибо хорошей шумо- и виброизоляции (со временем аналогичные доработки получит и бензиновая «Газель-Бизнес»): во-первых, непривычно тихо, во-вторых, полностью отсутствуют характерные для дизелей вибрации. Единственное неприятное ощущение — турбина насвистывает довольно назойливо, но газовцы обещают решить проблему.
Как едет?
Классно! Другое слово подобрать трудно: дизельная машина отлично ускоряется на любой передаче (эластичность — потрясающая!), а внушительный крутящий момент позволяет выделывать такое... Первая передача, отпускаю сцепление, не трогая педаль акселератора — машина трогается, вторая передача — трогается, третья — трогается. Отличная тяговитость! Если раньше грузоподъемность «Газелей» ограничивал слабенький бензиновый моторчик, то теперь водители начнут грузить гораздо больше...
Как будет заводиться зимой?
В системе впуска имеется подогреватель, который гарантирует беспроблемный запуск мотора до -250С. Также дилеры будут предлагать за доплату «автономку», с которой дизельная «Газель-Бизнес» будет заводиться и при -300С. За доплату предлагается и догреватель охлаждающей жидкости (для автобусов он входит в базовую комплектацию), необходимый, чтобы зимой в кабине было тепло даже при работе двигателя на режимах частичных нагрузок и холостого хода.
Какой расход топлива?
По заводским данным, расход топлива дизельной «Газели-Бизнес» составляет при 60 км/ч — 8,5 л/100 км, при 80 км/ч — 10,3 л/100 км. Впрочем, газовцы считают, что при максимальной нагрузке и крейсерской скорости расход вырастет до 12-13 литров.
Сколько стоит?
Если базовая модификация «Газели-Бизнес» оценивается продавцами в 425 тысяч рублей, то стоимость дизельной полуторки, как пообещали заводчане, окажется примерно на 100 рублей больше. Значит, бортовая машина будет стоить 525 тысяч рублей, фургон — 540 тысяч, автобус — 580 тысяч. Заманчиво! Первые машины дилеры получат в сентябре.
Выгодно ли покупать дизельную машину?
По сравнению с бензиновым грузовичком стоимость владения дизельной машиной должна снизиться на 20% и составить 4,7 руб./км. Притом межсервисный интервал составляет 15 тыс. км, а заявленный моторесурс двигателя — внушительные 500 тысяч км.
Можно ли самому поставить дизель?
Нет, нельзя. Объем заводских доработок слишком велик, чтобы своими силами заменить бензиновый двигатель дизельным — намного проще и существенно дешевле купить заводской грузовик, работающий на дизельном топливе.
Когда усилят задний мост?
Не секрет, что слабым местом «Газели» является задний мост. Но только по одной причине — машину нещадно перегружают: при грузоподъемности 1,5 тонны автомобиль возит по 3 тонны! Поэтому следующим шагом станет появление машины, которая сможет официально перевозить чуть больше 2 тонн груза и займёт промежуточное положение между обычной «Газелью» и лёгкой версией «Валдая» (грузоподъемностью 3,5 т). Вот на ней-то и появится усиленный задний мост!
И когда появится кондиционер?
В начале следующего года. Помимо кондиционера «Газель-Бизнес-Плюс» (это рабочее название, которое, вероятно, заменят более привлекательным) получит центральный замок и новые обивки дверей. А уже сейчас все дизельные автомобили оснащаются круиз-контролем (функция поддержания заданной скорости), управление которым выведено на подрулевой рычажок.
Алексей Кованов
История
Главный недостаток «Газели» — ужасающе большой расход топлива — был известен с момента появления машины. Трудно поверить, но скромная полуторка расходовала и продолжает расходовать 20-25 литров бензина! И вообще: бензин и коммерческий транспорт — понятия, которые встречаются вместе крайне редко. Развозные грузовички и фургончики, пассажирские автобусы и маршрутки весь цивилизованный мир оснащает экономичными дизелями.
Сами газовцы начали устанавливать дизельные моторы давно — с 1995 года, но это были единичные экземпляры. В разное время под капотами «Газелей» появлялись дизельные двигатели Andoria, Iveco, Perkins, Steyr, Toyota... Фирмы, занимающиеся тюнингом, предлагали собственные варианты моторов: Hyundai, Mercedes, Peugeot, а также экзотические для автомобильного транспорта тракторные дизели ВТЗ и МТЗ. Все эти машины не получили широкого распространения, потому что были либо слишком дороги, либо слишком тихоходны.
До появления нынешней дизельной «Газели» с двигателем Cummins единственной серийной полуторкой, работающей на тяжелом топливе, была машина, оснащенная австрийским мотором Steyr. Сам двигатель оказался слишком проблемным как в эксплуатации, так и в ремонте, а потому устанавливался на небольшие партии грузовичков с 1997-го по 2003-й годы.
С того времени завод пытался найти подходящий дизель (например, Iveco), но эти попытки оказывались безуспешными, а инициативу перехватили частные фирмы — они оснащали «Газели» польскими дизелями Andoria.