Мы часто называем его озером, но местные именуют не иначе как морем или даже океаном. Здесь многие искренне верят в существование духов, а ГИБДД не останавливает шаманов. В этом месте есть человек, который 75 лет пролежал в могиле, но все его до сих пор считают живым. Речь идет о Бурятии и Байкале – именно в этом загадочном районе компания Skoda устроила Yeti Baikal Experience.
Жителям европейской части России добраться до Бурятии ой как непросто. На машине долго и сложно (про качество дорог и говорить нечего), трястись почти четверо суток в поезде тоже мало кому понравится. Самолет выглядит наиболее привлекательным средством передвижения, но при этом за 6 часов полета по маршруту Москва-Улан-Удэ перевозчики просят 20, а то и 30 тыс. рублей за билет туда-обратно в экономическом классе. Для сравнения, слетать в Лондон и обратно сейчас можно за... 12-14 тыс. руб. В общем, нет ничего удивительного, что столичных туристов в Бурятии мало. Мало там и европейских машин, а Yeti так и вовсе воспринималась как нечто с другой планеты.
Но чехи специально выбрали для своего «экспириенса» такое место, как Бурятия. Им хотелось не только познакомить журналистов с этим потрясающим краем, но и доказать всем, что Yeti получил свое название не просто так. Ведь, как оказалось, этот автомобиль, несмотря на всю свою «кроссоверность», способен при необходимости на совершение настоящих внедорожных подвигов. Конечно, никто не сравнивает по проходимости Yeti с нашими «уазиками», но, кажется, именно в Бурятии чешский кроссовер подошел к пределу своих внедорожных возможностей.
Значимых для мировой истории достопримечательностей в Улан-Удэ нет. Разве что гигантская бронзовая голова вождя мирового пролетариата пугает непривычных к таким нелепым скульптурам гостей. Памятник в виде отрубленной головы высотой 13,5 м действительно выглядит жутковато, хотя местные жители им очень гордятся.
Как и находящимся недалеко от Улан-Удэ Иволгинским Дацаном, который по праву считается центром буддизма в России. Место действительно очень интересное, особенно для жителей европейской части России. Ведь здесь собрано множество реликвий, которые имеют для буддистов огромное значение. Но, вне всякого сомнения, наибольший интерес представляет человек, которого зовут Хамбо лама Итигэлов (кстати, в Бурятии ударение в слове лама ставят на второй слог).
Приезжие из европейской части России обычно с некоторой усмешкой слушают историю о Хамбо ламе Итигэлове. Если кратко, то вот она. 15 июня 1927 года Итигэлов собрал вокруг себя своих учеников, сел в позу лотоса, прочитал молитву «Благопожелание уходящему» и перестал дышать. Перед этим он попросил своих последователей прийти к нему через 30 лет, посмотреть на тело. А вернуться Итигэлов обещал спустя 75 лет. И вот в 2002 году его могилу раскопали и достали тело. И выяснились по-настоящему удивительные вещи. За 75 лет тело Хамбо лама Итигэлова не подверглось процессу гниения, глазные яблоки не вытекли, пальцы рук и все суставы остались подвижны, в сосудах даже осталась кровь, которая, правда, теперь не жидкая, а желеобразная. Но она есть! Кроме того, Хамбо лама Итигэлов потеет, его кожа теплая!
Нам посчастливилось посмотреть на Итигэлова, хотя вообще людей допускают к Великому только несколько раз в году в главные буддистские праздники. И вы знаете, он действительно излучает какую-то энергетику. Говорят, Итигэлов может излечивать людей, спасать их от неприятностей и наставлять на путь истинный. А еще местные уверены, что именно он является вернувшимся на землю Буддой... Сейчас число паломников к Итигэлову исчисляется сотнями тысяч. Люди приезжают со всех концов света, и после каждой встречи с людьми его тело становится тяжелее примерно на 100 граммов.
В общем, нет ничего удивительного, что в Хамбо ламу Итигэлова в Бурятии верят практически все, в том числе и православные. А еще здесь все так же искренне верят в духов, которые живут в лесу, воде и вообще везде. Именно поэтому на дорогах часто можно встретить так называемые «святые места» – их можно легко узнать по огромному количеству ленточек, привязанных к веткам деревьев. Любой житель Бурятии вам скажет, что при поездке на машине рядом с этим местом нужно обязательно остановиться и отдать дань духам – налить им водки, дать сигарету или печенье, положить копеечку. Стоимость вещи значения не имеет, главное здесь – отдать уважение духу.
Можно, конечно, и не останавливаться. Но в этом случае не удивляйтесь, что у вас начнут, скажем, прокалываться шины (а у одних наших коллег, которые были на Байкале в прошлом году и не поверили в силу духов, они даже не прокалывались, а неведомым образом разбортировались). И шины – это мелкое из зол, которое способны причинить духи. По местным поверьям, всеми авариями в этой местности заведуют именно волшебные силы.
Что касается шаманов, которые умеют общаться с духами, то они в Бурятии считаются самыми уважаемыми людьми. По негласному правилу даже гаишники не останавливают машины с шаманами за рулем. И не потому, что начальство не велит. Просто боятся обидеть этих людей, которые могут делать заговоры на все что угодно и помогают больным людям порой не хуже врачей. Причем настоящие шаманы не занимаются коммерческой деятельностью – говорят, что если они начнут использовать свой дар в корыстный целях, то тут же будут наказаны. Хотя деньги они принимают, но лишь столько, сколько вы сами решите дать. Вымогать десятки тысяч рублей за всякие снадобья и заговоры здесь никто не будет.
Приходил шаман и к нам, разговаривал с духом Байкала, лизал раскаленные камни и брызгал на всех водкой. Все это можно было бы воспринимать как некое шоу для туристов, если бы не одно но. Местные жители во все это искренне верят. Кроме того, ваш покорный слуга попросил «поработать» с его поясницей, которая побаливала. Колдун опять лизнул раскаленный камень, набрал в рот водки, вылил ее на спину и... И все! Неприятные ощущения прошли. Мгновенно. Нет их и до сих пор. Вот и не верь после этого в духов и шаманов...
Большое впечатление произвел и Байкал. Поверьте, посмотреть на это чудо природы нужно хотя бы раз в жизни. И не просто посмотреть, а прожить на его берегу несколько дней. Ведь только в этом случае вы сможете понять, что Байкал – это не просто озеро. Это какой-то Солярис. Он постоянно меняется, постоянно преподносит какие-то сюрпризы. И речь идет не только о погоде или температуре воды (здесь ничего нельзя загадывать даже на пару часов вперед). Секрет Байкала намного глубже, и понять его, кажется, простому человеку невозможно.
А что же Skoda Yeti, спросите вы. Как она чувствовала себя среди всех этих красот и плохих дорог (увы, но последние встречаются здесь постоянно)? Вы знаете, на удивление неплохо, особенно если обладать чувством меры и не нестись по разбитой грунтовке на 150 км/ч (а ведь некоторые именно так и поступали, пусть им будет стыдно).
Организаторы предложили журналистам сразу два маршрута, каждый из которых был весьма экстремальным (а на Skoda Yeti Baikal Experience приехали не только россияне, но и китайцы, чехи, итальянцы и журналисты из других стран). И если один из них предполагал поездку по горам, то второй проходил исключительно по песку. Именно он единодушно был признан самым интересным. Еще бы, ведь до сих пор мало кто осмеливался забираться на Yeti с его скромным для внедорожника 180-миллиметровым дорожным просветом и отсутствием сложной трансмиссии на подобный участок. Именно поэтому в каждой машине был не только трос и домкрат, но и специальные сэнд-траки, которые надо было подкладывать под колеса, когда машина окончательно зарывалась в песок (правда, прежде чем их подсунуть, приходилось как следует помахать лопатой, которая тоже входила в «базовую комплектацию»).
При этом оказалось, что Skoda Yeti может проехать гораздо дальше по песку, если все электронные системы (такие как ESP или режим Off Road) отключить. Кроме того, нужно было не забывать, что тяжелые пески надо проходить ходом, не сбавляя газ и не тормозя. Перед нами все-таки кроссовер!
А вот в горах ESP и режим Off Road уже пригодились. Ведь если нажать на «внедорожную» кнопку, то в этом случае не только отодвигается предел срабатывания противозаносной системы (полностью ее выключить, кстати, невозможно), но и активизируется помощник при спуске с горы. Вещь, как оказалось, очень удобная. Она позволяет совершенно спокойно катить вниз на небольшой скорости, причем у водителя есть возможность замедляться или ускоряться при помощи педалей газа и тормоза даже при включенной «нейтрали».
Не боится полноприводный Yeti и диагонального вывешивания на камнях. Электронная имитация блокировок умеет справляться с подобными проблемами. Но в сотый раз хочется сказать: не надо думать, что Yeti сможет жить там, где обитают «уазики». Это все-таки кроссовер, который должен бегать по городу. Однако благодаря Skoda Yeti Baikal Experience удалось понять, что понятие «кроссовер» весьма растяжимо. Поверьте, Yeti может проехать по весьма сложным участкам. Главное, чтобы голова работала.
Денис Смольянов
Фото автора и Skoda