Мгновение – и идущий впереди автомобиль скрылся в облаке пыли. Тормоз в пол, визг покрышек, стрекот ABS... Шоссе, которое на протяжении нескольких километров по качеству покрытия могло соперничать с немецким автобаном, превратилось в плохо укатанную грунтовку из крупной щебенки и песка. Плотная завеса из пыли мгновенно поглотила даже «стопы» идущих впереди автомобилей, а барабанная дробь, которую нам сыграли небольшие камни, вылетающие из-под колес нарастала с каждым пройденным метром. Именно так началось наше знакомство с федеральной трассой «Байкал», по которой проходил автопробег из Иркутска в Москву на «свежеиспеченных» на заводе под Калугой Peugeot 308.
![](https://resizer.mail.ru/p/6f8a5f7d-4675-5302-945b-ed2dfc4e2ce9/AQABS5i2EjouJpBDN8uxsm-xSwJq8XxRjMxiooAnfDQtu7UKMqxNJpZ2ioXu8TnOD_8PFG7g12x_Pq7rGhf137b1rqg.jpg)
Авто Mail.Ru ввязывается в подобные авантюры далеко не впервые: редакторы издания уже успели прокатиться из Москвы в Будапешт, пересечь страну от Белого моря до Черного и проследовать Янтарным путем. Но на этот раз предстояла игра по-крупному – шутка ли, одолеть более 5 тысяч километров далеко не лучших дорог на хетчбэке гольф-класса. А многие скептики еще до начала пробега прочили «французам» скорую гибель на сибирских трактах: мол, до Иркутска еще ладно, но вот на обратную дорогу в столицу «силенок» им точно не хватит. А сколько аналогичных «экспертных» мнений пришлось выслушать на заправках и возле придорожных кафе...
![](https://resizer.mail.ru/p/c800456c-d2c4-5591-9b56-48840bf5a6ed/AQABjaPetsBuh7WqkS1WYKpprlh4-pLj108_PbQBu7NpeQjuXJO9Eb3a-cZL76_WS_YF5OTYUOSzc2ZNpLhq1u7EYY4.jpg)
Вечер в Шереметьево, ночь во французском авиалайнере в позе эмбриона, перевод стрелок на пять часов вперед – и мы в Иркутске. Кто-то судорожно пытается вспомнить статьи из путеводителя и запомнить достопримечательности города, кто-то просто спешит в отель, чтобы отоспаться. Нас же интересует другое. Дело в том, что автомобильный журналист – существо особенное. Помимо отточенных годами талантов по поеданию стейков, критике лучших отелей Европы и выявлению скверного послевкусия у коллекционного вина, коллеги мастерски умеют... ломать автомобили. А посему в глазах у многих появился алчный блеск – предвкушение внушительного списка неисправностей. Тем более что в пробег отправились первые автомобили, собранные на новом заводе Peugeot в Калуге.
![](https://resizer.mail.ru/p/3a66102f-f92d-5b97-a881-9a3ebdb457d3/AQABgOdTQ5SiCLIwe3APCWr1lOlYqbfUxGP9AIc-lUsYHKcj7DAfySlcrnhJPDYxL74Kn1mpY7a2rB1oJcTNUFwFU10.jpg)
К сожалению или к счастью, но надежды так и остались надеждами. Все автомобили добрались до Иркутска практически без приключений, если не считать рессоры от грузовика, которая пробила на одном «триста восьмом» бензобак. Но проблему решили оперативно, и экипаж в тот же день нагнал колонну.
![](https://resizer.mail.ru/p/2187043a-e171-539f-8e43-1a8308f00b50/AQABDUL8jFQbWCHICv7MPtv9WaF42LB2FhR8jiMda4YLtSH5bHQpn3BD1bhk_ItJuF9rE9HROTJ1x9pVORuElyVaD8g.jpg)
Передавая ключи в наши руки, первая группа журналистов отчаянно старалась напугать грядущими лишениями долгого путешествия: дороги плохие, гаишники суровые, хороший бензин на многих перегонах редкость... На деле все оказалось намного проще. Полного бака с лихвой хватало, чтобы добраться до «проверенной» заправки, сибирские сотрудники ГИБДД не проявляли излишнего интереса к французским машинам, а вот дороги... Впрочем, еще до начала первого перегона в город Тулун организаторы нас честно предупредили, что федеральную трассу «Байкал» назвать «трассой» можно с большой натяжкой. На участке от Иркутска до Красноярска асфальт порой отсутствовал по 50 километров. Ехать по такой дороге приходится очень аккуратно: хоть в каждой машине и лежало по три «запаски», перспектива менять колеса на пыльной трассе мало кого прельщала. К слову, местные власти уже много лет обещают достроить магистраль, но пока до заветного финиша еще далеко. Хоть ближайшей датой окончания строительства и значится 2011 год, верится в это с трудом. А пока местным жителям приходится постоянно держать ухо востро – в конце прошлого года из-за обвала дорожного полотна многие водители провели на трассе несколько дней, а в январе текущего года из-за плохого состояния покрытия произошло ДТП аж с 43 автомобилями. Правда, откровенно опасна трасса лишь до Красноярска, после чего до самого Челябинска качество покрытия «Байкала» позволяет ехать достаточно быстро.
![](https://resizer.mail.ru/p/13d44aa7-aa4d-5d73-ab12-d604d05e949a/AQABTuldKDB0Z07VnNKGv_sP4FrdOXAvTP325f8cRH-OttyKsjEYIR0qlIyFNC5IM6CcjhtYuLe9CbiIywjibfOarAk.jpg)
Оставшийся путь до Москвы трудности не представляет: после «закалки» Сибирью любые колдобины кажутся сущим пустяком. Пожалуй, особо отметить стоить лишь перегон между Тюменью и Уфой, который изобилует закрытыми поворотами с перепадами высот, поэтому обгонять там нужно крайне аккуратно. Осилить дальнейшую дорогу на столицу – раз плюнуть. После Уфы появляется все больше и больше крупных заправок, на которых помимо бензина можно найти еще и недорогую еду, качество асфальта больше не заставляет подвеску исполнять «барабанную дробь». Впрочем, большая часть пути по-прежнему пойдет по однополосной трассе, которая, к тому же, буквально испещрена знаками «Обгон запрещен». Игнорировать их не стоит, так как на некоторых участках концентрация ДПС поражает даже закаленных московских водителей: иногда два экипажа стоят всего в километре друг от друга. Впрочем, во время пробега выяснилось, что в отдалении от Златоглавой добрая традиция предупреждать встречный поток об экипаже ДПС не просто живет, но и здравствует, что поможет избежать вашему кошельку вынужденной диеты.
![](https://resizer.mail.ru/p/d8fb4021-e0e8-50e4-96c3-f71deadc1200/AQABDhO7nGDQEZ31ccluXvtNsu3pOhLJ9ntVQ9VNw_nWoJn74wnX7g5xTcPET7rIvz8VzEJJpQrG1-UKifA5VOSIKao.jpg)
Вообще, езда по сибирским городам на французском автомобиле – удовольствие особое. Нет, никто не показывает пальцем на чудо европейской инженерной мысли и не крутит у виска. Лица большинства соседей по потоку выражали немой вопрос: «Зачем?». Зачем тратить на французскую машину такую сумму, которой почти хватает на две относительно свежие «японки»? А как же страшилки про надежность и ликвидность на вторичном рынке? Неужели эти автомобили способны выжить на местных дорогах? Ответы на эти вопросы мы получали в каждом городе, который посчастливилось посетить по пути: перед началом нового перегона «гильдия погонщиков львов» посещала местных дилеров Peugeot. И сотрудники дилерских центров хором отвечали, что в целом продажи французских автомобилей в Сибири рекордов не бьют, но с каждым месяцем все больше и больше клиентов отдают предпочтение именно этой марке. Причем, свой выбор покупатели аргументируют не только привлекательным дизайном и относительно низкой ценой, но и наличием гарантии: в мире подержанных праворульных автомобилей она ценится на вес золота. Кстати, особая гордость Peugeot –Тюмень. В этом городе на радость владельцев японских «зажигалок» на модель 307 SW пересадили... ДПС.
![](https://resizer.mail.ru/p/80e64723-a704-5b20-bc6e-a09eecba535c/AQABnrL26R7mxEhbfV9_h9g08MGxi4t4CeOi0aF1A4k7fUd0WkGt_z2JCxFYLsnzh0vPb21fwqks2W-tpHU6Qg77arc.jpg)
Не раз после возвращения в столицу нас спрашивали, стоит ли вообще пускаться в такое путешествие. Однозначного ответа дать определенно не получится: с одной стороны, проехать почти через всю страну – это незабываемое приключение, которое запомнится на всю жизнь. С другой, бюджет такой поездки получится, мягко говоря, не скромным. Если не учитывать возможный ремонт подвески автомобиля, которого, увы, не избежать после трассы «Байкал», расходы на топливо и жилье перекроют стоимость перелета до самого Иркутска. Даже в Тюмени, где вдоль каждой дороги установлены десятки нефтяных вышек, цена 95-го бензина не опускалась ниже 23 рублей за литр, причем по всему маршруту очень велик риск нарваться на некачественное топливо. Цены в придорожных кафе сравнимы с подмосковными, что, впрочем, совсем не гарантирует качества обслуживания: во время поиска еды стоит ориентироваться лишь на дальнобойщиков, которые хорошо знают трассу и останавливаются только возле проверенных мест.
![](https://resizer.mail.ru/p/201f0f68-149f-5723-adc5-478bbfdf599f/AQABcj6XfTooJG48-acJWhuCwCp_kJBQ8LsBqwYOTzMizZ2UsA68ibcO3TmgDEYyDTyACuE-SfEi8o_YzfaEhoLjZGc.jpg)
Пять тысяч километров – это много или мало? С одной стороны, такого пробега недостаточно, чтобы делать какие-то выводы о надежности модели. С другой, его хватает, чтобы максимально близко познакомиться с машиной. На протяжении десяти дней вся группа с энтузиазмом искала недостатки у «триста восьмого», но, несмотря на все наши старания, список получился коротким. Пожалуй, в минусы автомобиля стоит записать лишь жестковатую подвеску, да низко расположенный номерной знак, которому хорошо «досталось» от сибирской щебенки. В остальном хэтчбек день ото дня радовал водителя и пассажиров отменной эргономикой салона, хорошей работой «климата» и неплохим звуком, который выдает штатная магнитола. А что еще нужно для длительного путешествия?..
Александр Еремин
Фото автора