Вот говорят умные люди, что, мол, не зарекайся. И правильно говорят! Я зарекался, иной раз даже и вслух, что никогда не сяду за руль изделия китайского автопрома. И вот поди ж ты... Сел. Проехал на нем почти 300 километров по не самым лучшим дорогам, и... И новый Lifan Solano заставил меня задуматься – о китайском автопроме, его прошлом и настоящем.
Думаю, что кое-кто автомобили Lifan уже видел, а кто-то на них даже и ездил. Имею в виду модели 520 и 521 – Breez в кузовах седан и хэтчбек соответственно. Теперь им на подмогу пришла модель 621 Solano. Интересно, что собирают все эти машины у нас в России, в Черкесске. На частной автомобильной компании Derways, ведущей свою историю с 2002 года. Тогда братья Деревы, уже имевшие бизнес-опыт (природная минеральная вода, водка, мебель и многое-многое другое), решили создать свой автомобиль. Купили «Ниву», разобрали ее, и уже через два года выпустили первый внедорожник Derways. Заявленные мощности предприятия должны были составить 5000 машин в год. Однако когда себестоимость производства начала превышать отпускную цену, от своих автомобилей пришлось отказаться. Но автомобильный запал не пропал. Просто вместо «своих», на заводе начали собирать китайские модели: Geely, Great Wall и Lifan. А теперь вот в семействе Lifan пополнение – модель класса С по имени Solano.
...На обочине довольно разбитого шоссе стоит серебристая стела с гордой эмблемой и надписью DERWAYS AUTOMOBILE. За стелой – забор, за забором – CKD-комплекты. В деревянных ящиках лежат детали кузова (боковины, днище, крыши, двери), двигатели и трансмиссия, всевозможная «начинка». Конвейер по сборке кузова полуавтоматизированный, расположился в ангаре метров в триста длиной. Пока тут много ручного труда: при нынешнем объеме производства автоматика просто нерентабельна.
Теперь покрасочный цех. Линия катафореза здесь китайская, а покрасочная – корейская. Кузов будущего Solano напоминает мне Иванушку-дурачка из сказки про Конька-горбунка: ему тоже предстоит «искупаться в трех котлах», чтобы превратиться в прекрасного принца... Ну, насчет трех котлов это я поскромничал. Только чтобы отмыть кузов от всего лишнего, его погружают в различные ванны раз шесть. И только потом три катафорезные ванны (сила тока – до 500 А, напряжение – до 500 В, управляет всем процессор), откуда кузов отправляется на сушку. А потом поднимается на второй этаж, в покрасочные камеры. Установленное на Derways оборудование позволяет красить кузова в восемь различных цветов: снаружи детали красят роботы, внутри – люди.
Из покрасочного цеха кузова попадают в сборочный. В работе несколько десятков машин одновременно. На стеллажах – двигатели с надписью Lifan (лицензионные Toyota 4А), ШРУСы с полуосями, кипы проводов, комплекты обивки салона... Кузова защищены от царапин матами, все очень культурно. Вот у одного кузова начинается «женитьба»: под него подвозят задний и передний мосты, уже в сборе с двигателем и трансмиссией. В другом ряду клеят стекла (на «раз-два-взяли»), тут же готовый автомобиль тестируют на стенде на предмет работы электронных систем: у Lifan Solano в «базе» ABS и EBD.
Спереди Lifan Solano напоминает «младшие» Volkswagen, сзади есть нечто общее с Toyota Corolla, вид сбоку – что-то от Passat, но поскромнее. Одним словом – миленько. Багажное отделение огромно. Под ковриком, уложенным не слишком аккуратно, полноразмерная запаска на литом диске. Если сложить сидения (60:40, для складывания надо потянуть за фиксатор), откроется огромный проем: хоть матрас перевози. А что в самом салоне? А там... кожа (так написано в спецификации). Очень приятная на ощупь, перфорированная... Но вот кресло приняло меня недружелюбно: короткое сиденье и спинка спрофилирована так, что тебя «выталкивает» к рулю. Боковая поддержка – не очень. Четырехспицевый руль имеет дешевые накладки «под алюминий». Вскоре он станет мультимедийным: появятся кнопки управления музыкой и бортовым компьютером.
Пытаюсь найти нейтраль. Получается с трудом. Да и сам набалдашник почему-то не закреплен и вертится вокруг своей оси. М-да... А вот и еще одна неожиданность – самостоятельно прокатиться от Черкесска в Домбай нам не позволят! Вместо навигатора у нас ДПС-сопровождение, с сиреной и «люстрой». Первые впечатления – сцепление чересчур лёгкое и схватывает поздновато, требуя активной работы с педалью газа. К коробке все же удается приноровиться, хотя реверсивная передача включается с затруднением, причём без каких-либо предохранителей – просто «вправо до упора и назад». Есть претензии и к рулевому управлению – не хватает обратной связи. На парковке «легкий» руль кому-то может и понравиться, но вот на горной дороге с ее извилистыми поворотами он раздражает.
Двигатель удивил. И неприятно удивил. На равнине еще более-менее. Стоит дороге пойти в гору как 106 «лошадей» уже не хватает. В результате, чтобы машина нормально ехала в горах, приходится постоянно раскручивать движок, который на высоких оборотах очень неприятно ревет.
Если не крутить мотор, в салоне на удивление тихо! Ни аэродинамических шумов, ни шороха шин: покрышки Cordiant Sport тоже неплохо справляются со своей задачей. Интересно, а почему так тихо? Ведь должен шуметь хотя бы вентилятор... Да он просто не работает! На водительском месте тесновато. Правое колено упирается в консоль, левое – в дверь. Отодвинуть сидение до конца? Можно, но ноги все равно согнуты в коленях: чувствуется, что салон создавался под среднестатистического китайца. Кроме того, по высоте сиденье не регулируется. Да и ремень безопасности коротковат: будь я поупитаннее (не 50-го, а 54-56 размеров), пряжка могла бы не застегнуться.
На первой остановке жалуюсь на неработающий климат-контроль главе представительства Lifan Motors в России Сунь Цзэцзюню (на заводе его по-свойски зовут Виктором). Сунь садится за руль, выключает зажигание, снова включает, тыкает пальцем в кнопки... Заработало! И работало уже без «затыков». Что вызвало сбой электроники, не ясно.
Едем дальше, но теперь я на пассажирском сиденье. Тут можно расположиться повольготнее, хотя в центральную консоль теперь упирается левое колено. Сидящий сзади уверяет: несмотря на то, что мое сиденье отодвинуто назад до упора, места для ног достаточно.
Очередная остановка: перед фото-сессией на Домбае машины решено помыть. Наш караван моментально обступают местные джигиты, сравнивая содержимое Lifan со своими «Ладами». Узнав про список опций, восхищенно цокают языком, но цена машины их огорчает: 355 тысяч в Карачаево-Черкесии большие деньги. Разъезжаются показательно: с визгом покрышек, чтоб мы поняли – они тоже не лыком шиты.
До Домбая еще километров 40. Дорога портится (ремонтируют ее асфальтовой крошкой, залитой битумом), но в салоне тихо, ничего не скрипит и не гремит. Только что мы мчались по долине между горами, где снег оставался лишь в котловинах, теперь же вдоль узкой ленты асфальта высятся сугробы и замершие водопады. Впереди справа – заснеженные вершины Сулахат (3489 метров) и Эрцога (3863 метра), слева – Белала-Кая (3861) и Джугутурлючат (3898), склоны которых изрезаны ледниками. Солнце жжет сквозь стекла, ручьи бегут в журчащую справа по камням Теберду (тут ее исток). Красота...
Вот и конечный пункт – Домбай (более полутора километров над уровнем моря), здесь дорога просто заканчивается: или назад, или на горные лыжи. Лыж мы не взяли. А потому, после краткого отдыха, назад, в Черкесск. К тому же времени до вылета – в обрез. Обратно – спасибо сопровождению – мчим под 140. Постоянно приходится работать рычагом переключения передач, хорошо, что хоть крены в поворотах не слишком сильные, а подвеска так и вовсе приятно удивила. Она легко проглатывает ямы и неровности асфальта.
Последняя остановка – на берегу Теберды. Чтобы пробраться сюда, надо проехать с километр по так называемой «грунтовке», усыпанной валунами. Как только мой сосед говорит, что тут даже наша «десятка» не пройдет, мол, клиренс у нее маловат, под днищем раздается удар, и глушитель моментально меняет тональность, уходя с баритона в басы. На остановке посмотрели – заметно «отрихтован» резонатор, сама труба искривилась, а соединительный хомут начал елозить по ней, издавая противные скрипы. Но тут уж вина не машины, а целиком моя: надо было еще больше скорость сбросить.
...Последнюю часть пути меня, как «провинившегося», коллеги везли на пассажирском диване. Но я не в обиде. Диван удобный, не в пример водительскому месту, простора для ног действительно хватает, справа подлокотник со встроенным подстаканником... Если бы не чумовая красота за окнами можно было бы и подремать, невзирая на скорость.
Тест-драйв закончен. Сунь спрашивает – ну как? На китайца обрушиваются попутчики – говорят и про неудобное сиденье, и про излишне «длинные» передачи... Сунь-«Виктор» критику принимает. Да, говорит, про сидения мы знаем, летом в комплектах будут приходить новые. И про двигатель в курсе – осенью вместо 1,6-литровых начнут поступать агрегаты объемом 1,8 л, причем, с вариатором. Вообще умение китайцев учитывать рекламации и замечания мне очень импонирует: в феврале дилеры пожаловались, что не хватает подогрева сидений. Уже этим летом из Китая пойдут комплекты с соответствующими изменениями. Полагаю, и выявленные нами проблемы будут решены так же оперативно. От жалоб до принятия решения – месяц, для исправления ситуации – четыре. Вот АвтоВАЗу бы поучиться...
Сравнения с топовой на сегодняшний день тольяттинской моделью все время напрашиваются. Думаю, что не только у меня. И это, между прочим, серьезный повод задуматься... АвтоВАЗ стремится удержаться на рынке, Китай – завоевать его. Хватит ли у тольяттинцев сил отстоять свои позиции при равных ценах?
КОНКУРЕНТЫ
Lifan Solano будет продаваться в России только в одной комплектации LX. В оснащение «китайца» будет входить кондиционер, регулируемая по высоте рулевая колонка, электропакет, «музыка», две подушки безопасности, 15-дюймовые литые диски, противотуманные фары. В общем, как всегда, у китайских автомобилей оснащение очень богатое. Стоить Lifan Solano будет у нас 355 700 руб. Что можно сейчас купить за эти деньги?
Российская Lada Priora по-прежнему берет ценой – от 289 983 руб. Однако за эту сумму владелец получит «пустой» автомобиль с одной подушкой безопасности, электроприводом передних стекол и центральным замком. А вот машина в версии «Люкс» с 16-клапанным двигателем объемом 1,6 л (в «базе» восьмиклапанный) с АБС, двумя подушками, «противотуманками», датчиком дождя, литыми дисками, парктроником и прочим обойдется уже в 358 902 руб. То есть почти столько же, сколько и новый Lifan.
Renault Logan не случайно стал самой популярной иномаркой в России, цены на него стартуют с отметки 309 000 руб. Правда, за эти деньги покупателю предлагается, по сути, голая «коробка» с одной подушкой безопасности, иммобилайзером и защитой картера. Да и двигатель слабоват – 1,4 л, 75 л.с. Logan Prestige с 1,6-литровым 102-сильным шестнадцатиклапанником (есть еще 8-клапанная 84-сильная версия этого агрегата) стоит уже 418 000 руб. Ну а Logan с установленными легкосплавными дисками, музыкальной системой, второй подушкой безопасности, АБС и «кожаным» рулем обойдется в 459 000 руб. Плюс расходы на доставку машины в тот или иной регион (за эту услугу тоже платит покупатель). Для жителей Москвы это примерно 4000 руб., для петербуржцев – 6000, а доставка Logan до Уфы обойдется в 12 000 руб. В общем, получается, что хорошо оснащенный Logan стоит почти на 100 000 руб. больше Lifan Solano. Но не забывайте, что у Logan в активе проверенная надёжность, а также трехлетняя гарантия (или 100 000 км).
Daewoo Nexia была известна россиянам еще в то время, когда ее ввозили из Южной Кореи. Модель представляет собой Opel Kadett Е, переданный и выпускаемый по лицензии компанией Daewoo. С 1996 года собирается на дочернем предприятии в Узбекистане. До 2008 года Nexia комплектовалась только двигателем 1.5 SOHC мощностью 75 л.с., с 2009 доступна версия с мотором 1.6 DOHC. 1,5-литровые автомобили стоят от 229 000 руб. за так называемую Nexia Low Cost. Более мощные Nexia 1.6 с кондиционером обойдутся в 329 000 руб. Но подушек безопасности и АБС здесь нет.
Лев Демин