Статистика – вещь упрямая. Согласно ей, подавляющее большинство аварий происходит именно из-за «человеческого фактора» (около 90%). По вине техники по разным данным случается порядка 1 – 5% происшествий. Остальное приходится на внешние не зависящие от водителя воздействия.
О проблеме «человеческого фактора» мерседесовцы знают не понаслышке. И действительно. Какой толк от новейших высокотехнологичных систем активной безопасности, когда многие из водителей, даже тех, которые не один год за рулём, элементарно не имеют представления, как поведёт себя автомобиль в экстремальной ситуации? Какие действия нужно предпринимать, если машину на льду внезапно выставило боком и потащило совершенно «не туда»? Многие скажут, – тише едешь дальше будешь, езжай потихонечку и все будет ОК. ABS и противозаносная система в случае чего всё сделают за тебя.
Сделают, но не всё. В неприятную ситуацию на дороге может попасть абсолютно каждый. И из неё нужно ещё умудриться выйти. Исход здесь по большей части зависит именно от подготовки – от вашего понимания происходящего и уровня взаимодействия с автомобилем. Пример? Скорость 30 км/ч, прямик, вы с относительного чистого шероховатого асфальта въезжаете в раскатанный обледеневший поворот. Что делать? Тренироваться. Понимание физики процесса придёт только тогда, когда не единожды побываешь за гранью скольжения.
В Мерседесовской школе скоро будет несколько этапов обучения – от теоретических основ безопасности до спортивного вождения. На первых порах для желающих Driving Academy предложит восьмичасовую программу Fascination Mercedes-Benz, которую будут проводить немецкие инструкторы (контролируют обучающихся через переводчика)... Её-то я и прошёл.
Основная задача Driving Academy – формирование и закрепление навыков поведения в стрессовых и критических ситуациях. Особое внимание уделяется грамотному использованию вспомогательных систем – ABS и ESP. В рамках восьмичасового тренинга отрабатывается несколько элементов: объезд препятствия с торможением, переставка и скоростная змейка. Упражнения выполняются как с включенной, так и частично дезактивированной противозаносной системой.
Я в рамках тренинга успел потренироваться практически на всех представленных моделях. Кстати, некоторые из них были в двух вариантах – моно- и полноприводном. Как говорится, почувствуйте разницу. Автомобили с разным типом привода в скольжении на дуге под тягой ведут себя совершенно по-разному. Заднеприводный – однозначно отправляется в занос. Передний привод провоцирует снос и потерю управления. Наиболее каверзен, особенно для новичков, полный привод, поскольку в скольжение в повороте могут уйти обе оси одновременно. Так что техника управления автомобилями с различными приводами различна. В Driving Academy этому учат.
Конечно, нюансов — миллиард! Но если вы неоднократно под присмотром грамотных специалистов побывали за гранью скольжения, вы себе существенно облегчили жизнь. И, главное, сделали своё пребывание на дороге более безопасным. Если вы обладаете навыками спортивного вождения, автомобиль, оснащённый современными системами активной безопасности, в ваших руках становится просто сокровищем. Нет, это не значит, что в повседневной езде дуги развязок и поворотов вы должны проходить на сумасшедшей скорости в скольжении боком вперёд. Нет. При наличии в вашем «инструментарии» приёмов активного управления у вас больше шансов избежать неприятностей. И постигать премудрости такого управления можно до бесконечности.
Мерседес имеет школы контраварийной подготовки более чем в 20 странах. Регулярные курсы Академии Вождения у нас начнутся во второй половине текущего года. Приобрести тренинг можно у всех официальных российских дилеров. Приблизительная стоимость – 17 500 рублей. С 2011-го года будет уже три программы: для начинающих автомобилистов, продвинутых и экспертов.
Mercedes-Benz Driving Academy располагается на территории автодрома Автомотоклуба ФСО России в Подмосковье близ посёлка Старая Купавна по Горьковскому направлению, где созданы оптимальные условия для изучения и отработки навыков вождения в экстремальных ситуациях. Недавно открытый полигон построен компанией Thielke, которая занимается проектированием и строительством трасс для Формулы 1.
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Mercedes-Benz