Пожалуй, такого «адского» теста в моей жизни еще не было. Дождь лил как из ведра, все дороги были покрыты толстым слоем воды, при попытке выйти на улицу с фотоаппаратом объектив тут же покрывался каплями. В общем, в такую погоду было большое желание уехать из любимого города куда угодно. Да хотя бы в Женеву. Но нельзя – нужно было тестировать автомобиль, который многие тоже назовут «адским». Еще бы ведь, он стоит, внимание, 199 000 рублей. Да-да, СТО ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ. И это не страшный «китаец». Это автомобиль под названием Chance, который еще не так давно назывался Chevrolet Lanos.
Обычно автомобильные тесты строятся по стандартной схеме: сначала про внешность, потом про салон, чуть-чуть про двигатели и завершается вся эта поэма попыткой рассказать, как же машина управляется. Ну и в конце уставший к тому времени автор, который опаздывает со сдачей материала в редакцию, кратко пишет про конкурентов. Это чтоб потенциальным покупателям было удобнее.
Но мы пойдем другим путем. И сразу начнем с конца. С цен и конкурентов, ибо в данном случае это, пожалуй, самое важное. А если у кого-то от такого хода начал дергаться глаз, то кратко пройдемся по стандартным пунктам программы: дизайн как у Lanos, салон как у Lanos, качество сборки как у Lanos, двигатель работает, автомобиль едет, колеса поворачивают. А теперь переходим к самому интересному.
Что же нам продают на 199 000 руб? За эти деньги предлагается седан с 13-дюймовыми колесами без усилителя руля, подушек безопасности, электроприводов, музыки и кондиционера. Есть комплектация и с усилителем, но она сразу на 44 000 руб. дороже (версия SX с кондеем, усилителем. центральным замком и электроприводом передних стекол обойдется уже в 270 000 руб.). Поэтому сразу можно дать совет – если вы мужчина в самом расцвете сил, и вам нужен простой и дешевый автомобиль, то выбирайте версию именно за 199 000 руб. Ибо платить 44 000 руб. за «гидрик» – это перебор (для сравнения усилитель на Renault Logan стоит 12 900 руб.). К тому же руль на Chance не слишком-то тяжелый.
199-тысячный Chance имеет под капотом двигатель объемом 1,3 л производства Мелитопольского завода (МеМЗ) и его же коробку передач. Сразу скажем – мотор не самый лучший. Мощности у него не шибко много, хотя 70 «лошадок» позволяют передвигаться в городе и не создавать помех для других участников движения. Но не более. А, самое главное, есть определенные проблемы с переключением передач. Кроме того, мотор работает шумновато, обороты время от времени скачут, причем без какой-либо мотивировки. Позже нам удалось пообщаться с «шансоводами», которые уже ездят на таких машинках. И оказалось, что проблема коробки и нестабильных оборотов им прекрасно знакома. Это хронические «болячки» Chance 1.3. Но их можно вылечить – коробка, как нам сказали, «притирается», а с оборотами борются путем нехитрой настройки «мозгов».
Но возвращаемся к конкурентам. И, оказывается, их не так уж и много. Ведь самый простой Renault Logan 1.4 стоит как минимум 299 000 руб., то есть он на «сотку» дороже. А 100 000 руб. в данном случае - это огромная разница. Вот и получается, что главным соперником Chance среди иномарок является старушка Daewoo Nexia – от 229 000 руб. за машину в минимальной комплектации без усилителя (Matiz стоит от 179 000 руб.).
Ну и еще есть наши любимые Lada. Да не какие-то там модные Priora (от 285703 руб.), а культовые заднеприводные «Жигули». Ведь «семерка», скажем, стоит всего на 27 000 рубликов дешевле Chance. Вы поняли? Разница в цене между переднеприводным Chance, который более-менее похож на автомобиль, и «КЛАССИКОЙ» составляет всего 27 тысяч!!! А что такое «классика», наверное, объяснять не нужно.
Можно еще вспомнить про переднеприводные Samara. Но они уже дороже базового Chance (обновленная «девятка» стоит от 240 269 руб., а за седан Lada-2115 просят 246 547 руб.). Причем, оснащение этих машин почти такое же, как у украинского Chance, разве что добавляются передние электростеклоподъемники, а двигатель здесь объемом не 1,3 л, а 1,6 л.
И это все! Больше соперников у Chance на нашем рынке нет! Конечно, можно вспомнить про Chevrolet Lanos, который еще продается, но он заметно дороже – от 310 150 руб. (истории превращения Chevrolet Lanos в Chance будет посвящена отдельная глава).
В общем, вы поняли, с чем конкурирует Chance. Соответственно, и требования к этой машине должны несколько отличаться от того, чего мы обычно хотим получить от новеньких Volkswagen, Ford или Opel.
Ну а теперь, зная, что дешевле Chance у нас можно купить только Matiz и отечественную «классику», давайте сядем в этот автомобиль (как уже было сказано, внешне Chance практически ничем не отличается от хорошо знакомого нам Lanos). После посадки в машину стало ясно, что и внутри отличий от Lanos почти нет. Все тоже самое: неинтересный дизайн из прошлого века, жесткий пластик, не слишком удобные кресла. В общем, беднота. Но при этом Chance сумел сохранить самое главное, что было в Lanos. Речь идет об ощущении, что машина собрана более-менее качественно. А уж по сравнению с нашими «Жигулями» Chance вообще превращается в образец надежности и красоты. Правда, немного портит впечатление уже упоминавшаяся коробка передач производства МеМЗ.
По идее надо что-то сказать про управляемость и тормоза. Но здесь даже не знаешь, что и писать. С одной стороны, управляемость Chance является невнятной, крены в поворотах велики, обратная связь недостаточна, курсовая устойчивость оставляет желать лучшего, а тормоза не слишком информативны. Но это если сравнивать с «приличными иномарками». Но если на Chance сесть сразу после «семерки», которая, напомним еще раз, дешевле всего на 27 000 руб., то украинский автомобиль воспринимается уже совершенно по-другому.
Безусловно, многих волнует вопрос надежности. Мы довольно много времени провели на различных форумах, пообщались с владельцами как Chance (он раньше у нас продавался под брендом Sens), так и Lanos. И вот какой вывод можно сделать. По кузову, салону, подвеске и качеству сборки Chance и Lanos одинаковы. То есть в большинстве случаев машина сделана прилично для своей ценовой категории, хотя бывают и всякие неприятные исключения, типа выхода из строя рулевой колонки через 15 000 км или слишком ранней смерти сцепления.
Различия есть только в двигателе. 1,5-литровый мотор с корейской коробкой передач (именно этот набор ставили на Lanos, а сейчас его имеют дорогие версии Chance) однозначно лучше по всем показателям: мощность, динамика, шумность. Но он и существенно дороже. Автомобили с 1.3 дешевле 1,5-литровых сразу на 73 000 руб. Согласитесь, разница приличная. При этом стоит отметить, что серьезных претензий к надежности 1,3-литрового агрегата и «мемзовской» коробки пока нет. Главное, грамотно провести обкатку движка и перенастроить «мозги». По крайней мере, 100-150 тыс. км они должны отработать.
Lanos, Sens, Chance
История появления автомобиля с именем Chance весьма интересна. Изначально этот автомобиль назывался Daewoo Lanos – переднеприводной автомобиль с дизайном от ателье ItalDesign был показан еще в 1997 году. Причем, корейцы делали Lanos сразу в трех кузовах: седан, 3- и 5-дверный хэтчбек. В 2002 году Daewoo показала новую модель под названием Kalos, однако Lanos продолжил свое существование. Ведь в 1998 году выпуск этого автомобиля был налажен в украинском городе Ильичевск (вскоре эту машину стали делать уже в Запорожье на мощностях «ЗАЗа»).
В России Daewoo Lanos как-то не пользовался особенным спросом. Однако ситуация изменилась, когда этот автомобиль начали поставлять к нам с Украины под брендом Chevrolet (американцы из General Motors в начале века купили обанкротившуюся компанию Daewoo). И Lanos, который был одной из самых дешевых иномарок на рынке, очень быстро стал одной из самых популярных моделей в России.
Украинцы выпускали Lanos с мотором объемом 1,5 л (86 л.с.), однако руководство «ЗАЗа» приняло решение начать сборку на базе Lanos новой «бюджетной» версии. Она получила уже не корейский силовой агрегат, а более дешевый 1,3-литровый движок (70 л.с.) с коробкой передач, которые были созданы на Мелитопольском моторном заводе. Такие машины продавались главным образом на территории Украины, причем под новым именем – ZAZ Sens. С 2007 года такие автомобильчики стали завозить и в Россию. Но люди пугались слова ZAZ, да к тому же разница в цене между Lanos и Sens была не слишком большой.
Однако далеко не все были рады тому, что Lanos продавали под маркой Chevrolet – говорили, что такая бюджетная модель негативно сказывается на имидже марки в целом. И «джиэмовцы» приняли решение... запретить производство Lanos. Точнее, они не разрешили продавать в России автомобили с названием Chevrolet Lanos (на украинском рынке эту модель можно продавать как ZAZ Lanos).
Казалось, что продажи Lanos в России будут прекращены навсегда, все-таки модель уже довольно старая. Но не тут-то было. Руководители компании «Квингруп» не захотели терять приличный кусок рынка бюджетных моделей. Поэтому они предложили «ЗАЗу» начать производство Lanos для российского рынка под новым именем – Chance. Причем, в Россию под брендом Chance решено поставлять автомобили как с дешевым мотором объемом 1,3 л (Chance 1.3), так и с корейским 1,5-литровым агрегатом (Chance 1.5). А еще Chance в России отныне можно купить не только в кузове седан, но и как 5-дверный хэтчбек.
Интересно, что Chance 1.5 и Chevrolet Lanos, которые еще можно встретить в автосалонах, ничем не отличаются друг от друга. У них такой же мотор, такая же коробка, такой же уровень оснащения. Но при этом Lanos стоит у нас как минимум 310 150 руб. за машину без усилителя руля, кондиционера и подушки безопасности. А вот за точно такой же Chance просят 272 000 руб. Неужели бренд Chevrolet стоит 38 тысяч? Или речь идет об элементарном демпинге? Ведь что такое Chevrolet Lanos все прекрасно знают, а зверь со смешным названием «Шанс» может многих испугать.
А теперь по поводу «сладкой» цены в 199 000 руб. Вне всякого сомнения, речь идет о маркетинговом ходе, который позволяет привлечь внимание к новой модели. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на стоимость Chance в комплектации с гидроусилителем и колпаками колес. Такие автомобили почему-то сразу на 44 000 руб. дороже. Ну не могут гидроусилитель и колпаки колес столько стоить! Не могут! Однако пока факт остается фактом – Chance можно купить меньше, чем за 200 000 руб. И это очень хорошая цена.
Автомобиль для теста был предоставлен сетью автосалонов «Лаура» (Санкт-Петербург).