В погоне за русской мечтой на Cadillac

Ночь в Вегасе, старый кабриолет Cadillac с приятным скрипом кожаного салона, утренний черный кофе в дешевой забегаловке, виски, Барак Обама… Даже в самых глухих трущобах Кингстона знают все об американской мечте. А вот мечта русская – «птица» редкая.

Ночь в Вегасе, старый кабриолет Cadillac с приятным скрипом кожаного салона, пакетик с остатками кокаина во внутреннем кармане пиджака, утренний черный кофе в дешевой забегаловке, штраф за просроченный парковочный талон, пропущенный платеж по кредиту, виски, Барак Обама... Даже в самых глухих трущобах Кингстона знают все об американской мечте. А вот мечта русская – «птица» редкая. Кто-то пытался выдать за неё кредитный Focus, кто-то новый iPhone, а некоторые и вовсе посягнули на московскую прописку. Но мы-то знаем, что счастье не в этом. А вот в чем заключается квинтэссенция русской мечты, мы попытаемся выяснить в автопробеге «От Белого моря к Черному», который устроила компания Cadillac.

Начало поискам было положено на севере, в городе Северодвинск. На берегу Белого моря было припарковано семь автомобилей – Cadillac CTS, SRX и Escalade. Серое небо, грязное море с желтоватым оттенком, моросящий дождь и грязные автомобили – казалось, весь мир старался показать, что заморские машины чужие в этом городе.

Выезжаем. Час в пути – и мы в Малых Корелах, деревушке, в которой расположен самый крупный в Европе музей зодчества под открытым небом. На территории в 140 гектаров собрано более сотни построек, самые ранние из которых датируются XVI веком. Деревянные здания выкупались в различных деревнях Архангельской области, перевозились в Малые Корелы, после чего бревнышко за бревнышком обретали свой первозданный вид.

Каждый шаг по музею наполняет посетителей противоречивыми чувствами. С одной стороны, не хватает привычного городского шума, скоростного интернета, характерных запахов автомобильного выхлопа и фастфудов. С другой, посетив Малые Корелы начинаешь все больше понимать дауншифтеров. Уверен, что и у остальных участников пробега проскользнула шальная мыслишка: «А может бросить ко всем чертям мегаполисы, да и перебраться в деревню?..». Тем более что быт даже в самой отдаленной северной деревушке продуман настолько, что одной мебельной шведской компании и не снилось. Под одной крышей строились изба и скотный двор, так что зимой можно было не выходить из помещения по несколько дней. В ту половину дома, которая была выделена для скота, строили удобный подъезд с широкими воротами. Разумеется, делалось это для удобства подвоза сена, однако сегодня вполне можно перепрофилировать помещение: судя по ширине заезда, в подобную избу с легкостью бы поместился Escalade. Хорошая «соломинка» для тех, кому сельская жизнь придется не по духу.

Топили жилую комнату по-черному, причем, прибегали к такому методу не только бедняки, но и зажиточные жители. Оказывается, помимо экономической выгоды, такой метод топки позволял «консервировать» бревна, из которых был построен дом, поэтому возраст изб, которые топили по-черному, иной раз переваливал за добрую сотню лет.

В первый день нам был уготован 550 километровый перегон до города Вельск. Еще до начала пробега автор наслушался рассказов «опытных» товарищей: «На севере дорог нет, без УАЗика там делать нечего, оставите вы в Архангельской области свою низкопрофильную резину». Я всегда относился к подобным заявлениям с доброй толикой скепсиса, и, как оказалось, не зря. Дороги в Архангельской области хорошие, причем такая оценка получается из среднего арифметического между участками вроде «да тут только на джипе комфортно ехать можно» и «эх, мне бы сюда Porsche». Впрочем, и Cadillac CTS, который достался нашему экипажу на этот перегон, справился со своей задачей на «отлично». Полный привод и 307 лошадиных сил делали свое черное дело: в первый день мы ехали как никогда быстро. На прямых участках трассы казалось, что педаль газа сама тяжелеет и продавливается в пол – прыть, с которой Кадди набирает скорость, действовала на нас как наркотик, хотелось ехать все быстрее и быстрее. На одном из таких участков и случилось неизбежное, и свой цепкий взор на нас обратил блюститель порядка. Скажу сразу, что северные гаишники – отдельная и весьма емкая тема для разговора. Штрафуют они за все, от превышения на 10 километров в час до разговора по мобильнику во время движения. На иных северных трассах проезжающий раз в десять минут автомобиль для них является настоящим праздником, поэтому схлопотать штраф можно за то, на что у столичных инспекторов и жезл не поднимется. Так случилось и с нами: 110 километров в час на «Визире» и квитанция на сто рублей.

Целью второго дня пробега был Ярославль, причем путь туда лежал через Вологду, в которой нам предстояло поохотиться на русскую мечту в музее Семенково. Архитектурно-этнографический музей Вологодской области после посещения Малых Корел не впечатлил: экспозиция насчитывала около 10 изб, причем заходить можно лишь в некоторые из них. Более того, руководство Семенково разработала новый вид заработка на фотографах – для того, чтобы «расчехлить» свою камеру на территории музея, нужно купить специальную лицензию. Юмор ситуации в том, что даже с заветным квиточком снимать внутри экспонатов нельзя. После такого «хода конем» осматривать экспозицию, признаться честно, совсем не хотелось, но Семенково реабилитировалось мастер-классами по старинным русским промыслам. Гостям предложили вырезать пару фигурок из дерева, сшить куклу и попробовать свои силы на настоящем гончарном круге. Причем за этим кругом сидела обворожительная девушка: могу поспорить, что всем участникам пробега вспомнился фильм «Привидение» с почившим Патриком Суэйзи.

...Чуть больше газа в повороте – и черный CTS задорно «вкручивается» в крутой вираж. Поразительно, ведь вчера мы ехали на такой же машине, отличается лишь цвет. Неужели правы психологи, которые утверждают, что цвет машины влияет на ее восприятие водителем?.. Видимо, нет: на перегон из Вологды в Ярославль нам достался особый CTS, который отличается от своих собратьев более жесткой подвеской и задним приводом. Так вот откуда такая управляемость! Если бы я выбирал Cadillac, то определенно купил бы именно эту комплектацию. И ездил бы исключительно за рулем – только так получается отвлечься от того обилия информации о качестве дорожного покрытия, которым одаривает пассажиров подвеска. При поездках в городе это не особо напрягает, а вот в дальних «марш-бросках» такой CTS способен вытрясти всю душу.

В Ярославле погонщикам Кадиллаков досталась еще одна порция «русского духа» - фабрика по производству валенок. Причем, духа в прямом смысле этого слова: запах на предприятии стоит непередаваемый. Сотрудники, конечно, его давно не чувствуют, но вот гостям в таких местах наслаждаться интересной экскурсией было трудновато. Кстати, несмотря на обилие новых технологий в производстве обуви, фабрика валенок до сих пор живет и процветает. По словам сотрудников предприятия, заказы на исконно русскую обувь идут не только из России, но и из Европы: так, буквально за пару дней до нашего приезда партия валенок отправилась в Италию.

Путь из Ярославля в Коломну был, пожалуй, самым простым перегоном в нашем путешествии. Отличная трасса, хорошая погода и Cadillac SRX оказались настоящим рецептом хорошей поездки. Пожалуй, SRX – наиболее приспособленный Кадди для дальних поездок. Большой багажник, прекрасные сидения с выраженной боковой поддержкой, мощный двигатель, который позволяет осуществлять любые обгоны – что еще нужно для затяжного турне?.. Правда, плата за такой комфорт высока: наш SRX отличался завидным аппетитом. Так, за время этого перегона он «осушил» топливный бак два раза.

В Коломне нас ожидала экскурсия по Кремлю, путь к которой был весьма драматичным. Дело в том, что от отеля, в котором мы расположились, до самого Кремля нас сопровождала экскурсовод на Hyundai Getz, которой явно ближе езда по трассе в Мячково, чем по старинному русскому городу. Признаюсь честно, даже на Cadillac SRX, двигатель которого развивает 255 лошадиных сил, было тяжело держаться за этим «Шумахером в юбке»: под знак 40 она «валила» все 120, перестраивалась в каждое свободное окно в потоке... Ох, и весело же было колонне автомобилей, которая ехала за ней.

Еще в Коломне было решено, что часть пути мы проедем не по М4, на которой в то время было очень много фур, а по параллельным трассам через различные села. Наш путь начинался очень легко: хорошая дорога, над которой сомкнулся полог из верхушек деревьев, чьи листья уже были окрашены в красно-оранжевые цвета осени, поля, на которых блестели после дождя посадки в лучах заходящего Солнца. Иногда казалось, что именно с этой дороги срисовывали трассы для какой-нибудь части культовой игры Need for Speed. Но в определенный момент все это великолепие оборвалось – водитель CTS, который шел перед нами, вдруг резко ударил по тормозам. Оказалось, что посреди чистого поля шоссе обрывается, после чего следуют 200 метров разбитой дороги с очень глубокими ямами, потом же снова можно «топить» - отличный асфальт. Сколько колес оставлено и сколько лестных слов было сказано в этом месте автомобилистами в адрес дорожников, история умалчивает. Метров через 500 на шоссе и вовсе висит... «кирпич». Недоуменно оглянувшись, мы заметили колею, которая уходит в лес – продолжать движение нужно было по ней. Оказывается, в этом месте идет строительство развязки с трассой М4 «Дон», и объезд стройобъекта был организован по грунтовке через лес. Объезд мы миновали успешно, но риск зацепить картером плохо выкорчеванный пень на этой грунтовке очень велик.

В Воронеж стоит съездить исключительно ради коня Ярыша, чье бронзовое «достоинство» вот уже несколько лет пугает постояльцев одного отеля, который расположен недалеко от города. И, к слову, не только «достоинство»: во рту непарнокопытное сжимает... кусок рельсы. Оказывается, этому есть логичное объяснение – концепция Ярыша перекликается с поэмой Сергея Есенина «Сорокоуст», в которой приводится аллегория на противостояние природы и технического прогресса.

Перегон из Воронежа в Ростов-на-Дону запомнился в первую очередь замечательными селами, которые встречались нам по пути. «Хреновое», «Кордон Удодов» - ну где еще встретишь такие населенные пункты?.. В остальном трасса не принесла никаких сюрпризов, тишь да гладь. Путь начался для меня на пассажирском сидении Escalade. Признаться честно, на тот момент я был от машины в восторге: очень удобные мягкие кожаные сидения, подвеска, которая способна «проглотить» любую яму, отличная музыкальная система Bose... Но пересев за руль в «царском» Кадди я разочаровался. Управляется Escalade как иной автобус – на руль не передается никакой информации о том, где и как едут колеса, машина очень не любит колею, а на большой скорости и вовсе начинает основательно рыскать по трассе. Впрочем, все недостатки нивелируются уважением (а, скорее, трепетным страхом), которое испытывают к автомобилю другие участники движения. В левом ряду можно не моргать фарами – увидев приближение такой махины, «малышей» на легковых машинах сразу же сдувает вправо, стоит только включить поворотник при выезде со двора – как стройный ряд автомобилей разомкнется, пропуская «тяжеловеса». И 16 литров бензина на сотню километров пути видятся мне скромной платой за такое подобострастие на дороге.

Задерживаться надолго в Ростове-на-Дону мы не стали: прокатившись на яхте, команда на семи Кадиллаках выдвинулась в Сочи. Дорога до всесоюзной здравницы стала настоящим испытанием для людей и техники. Вплоть до самой Джубги трасса не предвещала ничего плохого: ровная магистраль шла через поля, на которых выращивают подсолнухи и арбузы, все чаще встречались картонные муляжи гаишников вместо настоящих блюстителей порядка. После Джубги трасса превратилась в горный серпантин, по которому было по-настоящему страшно ехать. Причем причиной этому страху стало совсем не состояние дороги: асфальт на всем участке до самого Сочи в хорошем состоянии, практически вся трасса освещена. Нет, попотеть заставили местные водители. Не верьте, когда говорят, что плохо водят в Москве, это неправда. Максимум - столичный водитель вас подрежет, проскочит вперед на освободившееся место на парковке или объедет справа на светофоре. На юге от коллег-водителей можно ждать чего угодно: обгоняют справа и в закрытых поворотах, ездят по серпантину с огромными скоростями, обгон воспринимают не иначе как личное оскорбление, за которое обязательно нужно отомстить. Ночью Сочи превращается в подобие съемочной площадки фильма «Форсаж»: то тут, то там с визгом на пределе своих возможностей повороты проходят белые «семерки» с обязательным ксеноном, который, судя по всему, до своего перехода на автомобили служил на каком-нибудь местном маяке, и непременным глушителем, от утробного рыка которого сотрясались стены гостиницы. Днем же город ошеломляет другим своим лицом – пробками, которые способны на равных поспорить даже со столичными заторами. Ездить по Олимпийской столице на автомобиле практически невозможно, уж лучше попытать счастья на чем-нибудь двухколесном.

За семь дней пути мы преодолели 3,5 тысячи километров, побывали в семи областях и трех климатических поясах. Мы посещали музеи и памятники архитектуры, обедали в хороших ресторанах и купались в море. За окнами машин постоянно сменялись пейзажи: старинные избы чередовались безвкусным «новостроем», бедность северных районов показным богатством средней полосы. Но нигде на протяжении всего путешествия мы так и не приблизились к пониманию того, что зовется «русской мечтой». Древние постройки севера навсегда затесались в разряд диковинок для иностранных туристов, небольшие замки, возведенные вдоль трасс московской области в 90-е, не вызывают ничего кроме отвращения, как, впрочем, и бешеная погоня за Олимпийскими деньгами на юге. И лишь тогда, когда шасси самолета коснулись посадочной полосы в «Домодедово», стало ясно, что мы достигли цели нашего путешествия. Семь дней, проведенные за рулем автомобилей Cadillac, незабываемый опыт, но наш пробег показал, что искать мечту стоит именно дома. И, надеюсь, после такого путешествия у нас все-таки получится ее найти.

Текст и фото: Александр Еремин