История компании Porsche фактически началась задолго до регистрации сложного названия фирмы в реестре предприятий довоенного Штутгарта. Фердинанду Порше понадобилось прожить 56 лет, чтобы 25 апреля 1931 года году дать бизнесу свое заслуженное имя. Аббревиатура «Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG», которая и сейчас украшает официальные документы компании Porsche, расшифровывается приблизительно как «Акционерное общество почетного доктора инженерного дела Фердинанда Порше».
Первоначально эта фирма вообще не производила никаких автомобилей. Porsche было лишь одним из многочисленных европейских предприятий, наперебой предлагавших услуги своих конструкторов крупным производителям. Кстати, консультировать компания Porsche продолжает и по сей день – ее идеи покупали не только европейские коллеги (Audi, SEAT), но и японцы из Subaru, сербы из уже несуществующей фирмы Yugo и даже наши ВАЗовцы.
Сотрудничество ВАЗа с Porsche, по слухам, было... эхом Второй Мировой войны. Легенда гласит, что в 1975 году тогдашний президент Porsche Эрнст Фюрманн встретился с министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым (тем самым, который был первым руководителем «АвтоВАЗа»). В разговоре немец, видимо, уже изрядно расслабившийся и подобревший, предложил Советскому союзу «компенсировать» страдания, причиненные фашистами.
Наш министр не растерялся и придумал для компании Porsche контракт, результатом которого должно было стать начало производства нового советского переднеприводного автомобиля. Немцы получили за сотрудничество полтора миллиона марок, а СССР в итоге достался трехдверный ВАЗ 2108.
Но вернемся в год 31-ый. Фирма Porsche предлагала «конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Ее первыми клиентами стали компания Wanderer, мотоциклетная фирма Zündapp, автопроизводитель NSU Motorenwerke AG. Компания Wanderer обязана бюро Porsche оглушительным успехом своей модели W-21 с шестицилиндровым двигателем – это был агрегат, придуманный Фердинандом Порше.
С производителем мотоциклов и швейных машинок Zündapp у компании Porsche сложились куда менее плодотворные отношения. Заказчик захотел перейти к производству автомобилей и ждал от Фердинанда Порше прототипа «Auto für Jedermann» - «Автомобиля для всех» (идея «народного» авто уже витала в воздухе). Но взгляды партнеров на предпочтения «всех» оказались настолько разными, что сотрудничество закончилось после создания трех опытных образцов. Кстати, марка Zündapp вернулась к идее выпуска автомобилей в 1957 году, сделав микрокар Janus.
Основным партнером бюро Porsche в довоенные годы оказалась компания NSU Motorenwerke AG. Сотрудничество началось с 1931 года – правда, тогда еще речь не шла о создании целого автомобиля, фирма Porsche разрабатывала лишь некоторые узлы и агрегаты. До комплексной разработки прототипа для NSU дело дошло в 1933 году – это был концепт заднемоторного компактного автомобиля под названием Typ 32.
Однако как конструкторскому бюро, не собирающему ничего под своим брендом, удалось стать престижным автопроизводителем? Пожалуй, компанию вывели на мировую арену вкусы Ферри, сына основателя фирмы. Все дело было в его довольно иррациональной страсти к спортивным машинам, которая перевесила практицизм старика Порше. Тот горел идеей создания «народного автомобиля», во время Второй Мировой с удовольствием разрабатывал военную технику, а после нее брался за компактные тракторы. Сыну же хотелось чего-то совсем не утилитарного, его душа требовала игры в автоспорт.
Так появился первый спортивный автомобиль фирмы Porsche – сделанный в 1939 году на базе «Жука» прототип, известный сразу под тремя разными названиями: Porsche 64, KdF 64K10 и Volkswagen Aerocoupe. Некоторые считают, что именно эта машина и является отправной точкой в развитии компании Porsche. Пожалуй, это верно – ведь первая серийная модель компании, купе 1948 года Porshe Typ 356 (или просто Porsche 356) во многом похожая на довоенных прототип. Тут вам и характерный дизайн, и те же унифицированные узлы от Volkswagen...
В 1951 году Porsche 356 победил в 24-часовой гонке Ле-Мана. Как водится, это сразу принесло мировую славу начинающему автопроизводителю. Ферри Порше, которому Фердинанд перед кончиной передал управление компанией, решил и дальше делать ставку на спорт. Два года напряженной работы – и в 1953 году на Парижском мотор-шоу дебютирует гоночный Porsche 550, известный еще под именем Porsche Spyder.
С модели Spyder началась многолетняя череда триумфов фирмы Porsche в гонке Targa Florio. Трасса не слишком длинная – всего 72 километра, зато все 10 кругов гонки ехать нужно только по серпантину. Ферри Порше вообще-то не думал, что его автомобилю удастся вот так, с наскока, получить главный приз. Вместе с пилотом Умберто Маньоли на Сицилию приехали всего два механика. Их задача была просто испытать в деле модифицированный 550-ый – его назвали Porsche A Spyder. Он был еще легче «простого» Spyder – из алюминия был сделаны не только панели, но даже и силовой каркас кузова. В итоге масса машины была меньше 600 кг, при том, что расположенный посередине оппозитный двигатель объемом 1,5 литра выдавал 130 л.с.
Spyder, несмотря на свой успех, выступал недолго. На трассе Targa Florio машина появилась в 1956 году, а в 1960 ее уже полностью заменил другой болид – Porsche 718 RS 60. У последнего было сразу несколько версий – Spyder, который очень успешно выступал в раллийных гонках, и 718/2, формульный болид компании Porsche. Этот, впрочем, громкими победами не прославился.
Ну а что же «гражданские» авто? О них Ферри Порше, увлекшийся автоспортом, забыл на долгие 17 лет. Как началось в 1948 году производство Porsche 356, так оно и продолжалось аж до 1965 года. Справедливости ради, модель была очень успешна, автомобили раскупались как горячие пирожки. Но пора было начинать делать что-то более современное, более мощное и вместительное.
В 1963 на смену первенцу марки пришел Porsche 911 – заднемоторное четырехместное купе с оппозитным 6-цилиндровым двигателем. Как ни странно, ему не удалось сразу вытеснить четырехцилиндровые машины: напротив, еще долго был популярен сравнительно недорогой Porsche 912, наследник первого серийного автомобиля марки Porsche 356. Однако именно 911-ый стал легендой бренда Porsche, войдя в десятку самых массово выпускающихся спортивных автомобилей.
История 911-ого делится на пять периодов. Первый, самый длинный, – эра классического 911-ого, который выпускался в разных вариантах (в том числе и 911 Turbo, серия 930) по 1989 год. У этого купе были разные моторы, разные трансмиссии: механическая и полуавтоматическая Sportomatic.
В 73-74 годах компания выпускала Porsche 911 Carrera RS – модифицированный вариант классической версии с двигателем 2,7 литра, более жесткой подвеской, другими крыльями и спойлером. Модель 911 Carrera RS особенно ценится коллекционерами – возможно, потому, что сейчас нелегко найти такую машину, сохранившуюся в заводском состоянии.
На смену 911 Classic пришла серия 964 – автомобиль, построенный на полностью переработанной платформе, оборудованный ABS и гидроусилителем руля. Первоначально машина выпускалась только с полным приводом. А в 1990 дебютировала заднеприводная Carrera 2 (версия с AWD назвалась Carrera 4). Eще через три года эту серию 911-ых подновили, а в 1997 году полностью заменили на автомобили с жидкостным охлаждением двигателя. Последняя «фишка», выходит, появилась на Carrera даже позже, чем подушка безопасности – airbag применяется на всех автомобилях Porsche с 1991 года.
Самая свежая версия 911-ого была запущена в 2005 году – автомобиль изменился и внешне, и технически. Причем дизайн машины последнего поколения стал ближе к оригинальному – вернулись знаменитые круглые фары, интерьер стал более лаконичным и респектабельным.
На расширение модельного ряда в Porsche, как мы уже поняли, всегда шли не слишком охотно. Вторая модель у марки появилась только в 1975 году (многочисленные прототипы, естественно, не считаем). Porsche 924 не стал таким долгожителем, как «одиннадцатый», но все равно эту машину сняли с производства лишь после 13 лет сборки. Народу автомобиль полюбился, прежде всего, благодаря доступной цене. Всего было продано около 150 тысяч таких машин.
Кстати, идея запуска Porsche 924 принадлежит уже не семье Порше. В начале семидесятых они решили оптимизировать управление бизнесом и реструктурировали предприятие. В итоге руководить компанией стал посторонний человек – Эрнст Фюрманн. Впрочем, у Ферри Порше все равно осталась большая часть акций фирмы, его доля значительно превышала долю его сестры Луизы Пих. Сын Ферри, Фердинанд Порше, тогда решил основать свою компанию – Porsche Design. A сын Луизы, Фердинанд Пих, ушел сначала в Audi, а потом возглавил весь концерн Volkswagen.
Эрнст Фюрманн запустил не только производство Porsche 924. Новый президент фирмы попытался заменить 911-ый моделью Porsche 928 c классической компоновкой (двигатель спереди, задний привод). Машина выпускалась долго, но по продажам и по «народной любви» она серьезно проигрывала 911-й.
Тем не менее, семья Порше решила убрать Фюрманна из компании и в 1981 году привела нового директора, Питера Шутца. Но ни он, ни сменившие его Арно Бон, а затем Хайнц Браницки не смогли вывести компанию на принципиально новый уровень. Второе дыхание у компании открылось лишь в 1993 году, когда у руля встал Венделин Видекинг. Первым результатом его труда стал дебютировавший в 1996 году Porsche Boxster – родстер с шестицилиндровым оппозитником объемом 2,5 литра и мощностью 204 л.с., сделанным в духе ранних моделей и прототипов марки.
Венделин Видекинг прославился и премьерой 911-го, которую он провел почти одновременно с запуском модели Boxster. А дальше компания Porsche принялась буквально заваливать мир своими новинками. Porsche 911 кабриолет, за ним 911 Turbo, потом Carrera GT c двигателем V10 мощностью 612 л.с. Эта машина, кстати, в 2006 году стала самым быстрым серийным автомобилем на Северном Кольце Нюрбургринга. В общем, за десять лет Видекинг смог поднять марку Porsche на вершину автомобильного Олимпа. И это дало ему право выпустить самый неоднозначный автомобиль марки – Porsche Cayenne.
В 2005 году парад сенсационных премьер ненадолго прервался. Да, вышел обновленный Boxter, затем появился Cayman. Последний позиционируется как отдельная модель, но фактически это купе, сделанное на базе Бокстера. После этого наступило относительное затишье. Конечно, модельный ряд честно «подновляли», выпускали всевозможные специальные, ограниченные, доработанные версии прежних автомобилей. Но грома не было. Он грянул в прошлом году, когда по миру поползли слухи о том, что компания Porsche взялась за седаны. Седана в итоге не появилось, в серию пошел пятидверный хэтчбэк представительского класса под названием Panamera.
В июле 2009 года компания Porsche выставила за дверь Венделина Видекинга, которому она обязана успехом последних 15 лет. Бывший президент, однако, не слишком расстроен – ему пообещали компенсацию в 50 миллионов евро. Таковы издержки слияния Porsche с концерном Volkswagen.