Фердинанд Порше-старший. Биография

Фердинанда Порше не зря называют одним из самых талантливых инженеров за всю историю автомобилестроения. Именно он является создателем «Жука» - самой массовой модели в истории человечества. Но «Жуком» его достижения не ограничиваются

Фердинанда Порше не зря называют одним из самых талантливых инженеров за всю историю автомобилестроения. Именно он является создателем «Жука» - самой массовой модели в истории человечества. Но «Жуком» его достижения не ограничиваются.

Интересно, что великий немецкий конструктор родился 3 сентября 1875 года вовсе не в Германии. Городок Мафферсдорф в то время находился на территории Австро-Венгрии (сейчас Мафферсдорф входит в состав Чехии и называется Вратиславице). Молодой мальчик с самого детства стал проявлять огромный интерес к техническим наукам. Стоит только сказать, что уже в 15 лет он построил свой собственный генератор, благодаря которому можно было освещать дом при помощи электрических лампочек. А для Мафферсдорфа это была неслыханная роскошь – в те времена электричество было только в доме бургомистра города.

Свою трудовую карьеру Фердинанд Порше начал учеником жестянщика в фирме отца. Но всем было понятно, что этот мальчик способен на большее. Именно поэтому Фердинанд уезжает в Вену и начинает слушать лекции в местном техническом университете. А параллельно он работает в небольшой компании по производству электродвигателей. Разумеется, пока еще не конструктором – молодому юноше первое время поручили убирать помещение. Но махать метлой ему пришлось совсем недолго.

Уже в 1898 году Фердинанда принимают на работу в компанию Lohner, и он сразу же приступает к работе над серьезными проектами. Так, в 1900 году на автосалоне в Париже был показан автомобиль, который, как говорили, опередил свое время. Речь идет о машине под названием Lohner-Porsche, которая была... электромобилем.

Причем, электрические двигатели располагались в ступицах передних колес. И это в 1900 году! Не удивительно, что детище 25-летнего юноши было признано лучшим автомобилем выставки. В том же 1900 году Порше дорабатывает свой электромобиль, оснастив его еще и бензиновым двигателем. То есть фактически Порше построил первый в мире гибрид!

После этого начался стремительный взлет карьеры Фердинанда. В 1906 году он становится техническим директором компании Austro-Daimler. В возрасте всего 31 года он отвечает за весь модельный ряд огромной автомобилестроительной компании.

В то время Фердинанд был по-настоящему счастлив. У него есть любимая работа, большой коллектив единомышленников, имеются все необходимые средства для создания новых машин. Да и с личной жизнью у Фердинанда полный порядок – в 1903 году он женится на красивой девушке Алоизии Каес, с которой встречался уже несколько лет. Вскоре у молодой семьи появляется прибавление – девочка по имени Луиза. А спустя шесть лет после брака Алоизия подарила своему мужу еще и мальчика, которого решили назвать в честь отца Фердинандом. А чтобы не путаться, ребенка в семье стали называть не иначе как Ферри – позже он тоже станет автомобильным конструктором, причем не менее талантливым, чем его отец (кстати, имя Фердинанд настолько полюбилось семейству Порше, что им назвали еще и сына Ферри Порше, который получил прозвище Бутци).

После того, как Фердинанд стал техническим руководителем Austro-Daimler, стало ясно, что больше всего инженера привлекают спортивные автомобили. Он строит большое количество гоночных машин, которые постепенно начинают ехать все быстрее и быстрее. Приходят и победы. Если в 1909 году в гонке на призы принца Генриха автомобиль созданный Фердинандом пришел к финишу вторым, то в 1910 году команда Austro-Daimler отпраздновала абсолютную победу – три первых места. Причем, в этой гонке Фердинанд проявил себя еще и как талантливый пилот, ведь за рулем первой машины сидел он сам! Есть и еще один интересный факт – механиком у Фердинанда Порше в той гонке был молодой юноша по имени Иосиф, который позднее станет известным как руководитель Югославии Иосиф Броз Тито.

После Первой мировой войны Фердинанд переезжает из Австрии в Германию в немецкий Штутгарт и становится техническим директором уже всего концерна Daimler. Там он создает автомобили, благодаря которым марка Mercedes стала такой знаменитой. Именно на его счету многие знаменитые компрессорные Mercedes 20-х годов прошлого века!

Но Daimler не стал вершиной карьеры Фердинанда. После нескольких лет работы на этот концерн Порше решает уволиться оттуда и основать свою собственную фирму. Так в 1931 году появляется компания с довольно длинным, но понятным названием: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». Недостатков в заказах у Фердинанда не было, ведь к тому времени он является, пожалуй, самым известным автомобильным конструктором в Европе.

Мало того, Фердинанда Порше даже приглашали стать министром... СССР. Да-да, это не шутка. В 1932 году Фердинанд Порше вместе со своим сыном по приглашению Сталина посещают Советскую Россию. В комфортабельном литерном вагоне они объезжают все крупные советские стройки 30-х годов. Судя по всему, Иосиф Виссарионович хотел поразить Порше масштабом и будущими перспективами, ведь Фердинанду заранее давали карт-бланш на любые работы. Но Порше решил не связывать свою судьбу с Россией.

В начале 30-х годов Фердинанд начинает заниматься созданием самого знаменитого своего детища – народного автомобиля. Сначала заказ на проектирование дешевой машинки ему дает мотоциклетная компания Zundapp, однако, этот проект из-за отсутствия средств был вскоре свернут. Но после появления на политическом небосклоне национал-социалистов проект автомобиля для простого народа вновь получил свое развитие. В 1934 году Фердинанд озвучивает свою идею создания Volks-Wagen, которое было поддержано новыми властями Германии. «Германские рабочие не будут добираться до работы пешком. Благодаря национал-социализму они получат свой собственный автомобиль», - кричал фюрер во время своих выступлений.

Уже в 1935 году Фердинанд показывает первые ходовые экземпляры нового автомобиля, а в 1936 году начинается строительство завода для выпуска этой модели. Причем, для его создания был организован сбор средств у простого народа. Разработанная национал-социалистами программа предусматривала, что каждую неделю рабочий будет перечислять на специальный счет 5 марок. И спустя 3 года 8 месяцев он накапливал бы 990 марок, на которые он мог купить автомобиль под названием KdF («сила через радость»).

Более 300 000 немцев поверили, что за 990 марок новые власти Германии смогут дать им новую машину. Однако их надеждам на светлое автомобильное будущее не суждено было сбыться. Началась Вторая мировая, а те несколько сотен KDF, которые успели собрать, были переданы руководителям Третьего Рейха. Интересно, что после окончания войны многие вкладчики потребовали от концерна Volkswagen свои автомобили, на которые они накопили те самые 990 марок. Однако получить от производителя машины им так и не удалось – Volkswagen смог только предоставить обманутым вкладчикам скидку.

Иногда можно услышать, что Порше очень помог фашисткой Германии в войне. Мол, это именно он придумал танк «Тигр» и «Королевский Тигр». В 1944 году в советских газетах даже опубликовали заметка, где было написано, что 12 августа младший лейтенант А. Оськин подбил новейший «Королевский тигр», которым управлял Фердинанд Порше. Мол, заносчивый конструктор был так уверен в неуязвимости своего танка, что даже сам сел за рычаги боевой машины (журналистов не смутило, что Порше в 1944 году было 69 лет). Однако внимательное изучение вопроса говорит нам о том, что у талантливого конструктора просто не получалось делать военную технику! Да, конструкторское бюро Порше принимало участие в тендере на производство этой машины, однако, созданный Фердинандом образец проявил себя хуже, чем танк от компании Henschel. А к так называемому «Королевскому Тигру» Порше лишь разрабатывает лишь один из вариантов башни. И получается, что из тяжелой техники на счету Порше есть лишь не слишком удачная самоходная установка «Фердинанд» (было сделано лишь 90 таких машин) и два огромных танка Maus («Мышонок»).

Для чего Фердинанд сделал этого гиганта весом в 180 тонн до сих пор не понятно, ведь все эксперты по танкостроению были против создания такой машины – большинство мостов просто-напросто не выдержали бы его веса. Всего было собрано два «Мышонка», которые в 1945 году немцы взорвали при приближении советских войск (позднее один из монстров был восстановлен нашими инженерами – сейчас Maus стоит в военном музее в Кубинке).

Поражение в войне больно ударило по семье Порше. И не только потому, что союзники разбомбили штаб-квартиру конструкторов, в результате чего в огне погиб весь архив с чертежами. В 1945 году французские власти приняли решение арестовать отца и сына Порше – их обвинили в том, что они активно сотрудничали с фашистским режимом, использовали труд военнопленных и выдавали гестапо бойцов Сопротивления, которые пытались саботировать выпуск военных автомобилей.

В 1946 году Ферри Порше решили отпустить на свободу, после чего он в кратчайшие сроки разрабатывает гоночный автомобиль для итальянской компании Cisitalia, а все полученные за это деньги (1 млн. франков) передает французским властям в качестве выкупа за отца. К тому же и сам Фердинанд за решеткой не сидел сложа руки. Он тоже работал – по слухам, именно Порше помог компании Renault создать модель 4CV.

Фердинанд Порше старший просидел в тюрьме в общей сложности 22 месяца, причем никакого обвинения ему в итоге так и не предъявили. И нахождение за решеткой окончательно подорвало его здоровье. Причем, когда Фердинанд находился в заключении, к нему почему-то не допускали опытных врачей. А когда Порше стал совсем слаб, то доктору все же позволили осмотреть инженера. Эскулап потребовал немедленно выпустить больного на свободу, ибо было совершенно очевидно, что жить пожилому человеку осталось всего несколько месяцев.

Предсказание сбылось. 19 ноября 1950 года Фердинанд Порше перенес инсульт, а 30 января 1951 года его сердце остановилось. Однако до этого момента у Порше еще было несколько счастливых мгновений. Он успел увидеть, как началось действительно массовое производство его «Жуков». А, самое главное, он вместе со своим сыном успел построить автомобиль, который получил название 356. Это был первый серийный автомобиль новой компании Porsche!