Родео на «бешеной» Skoda Fabia S2000

Мы познакомились с раллийной Шкодой на чешском этапе чемпионата IRC – Barum Czech Rally Zlin

Натягиваю «балаклаву» из огнеупорного «Номекса», хватаю шлем с «переговоркой» и пытаюсь пробраться через нагромождение стальных труб и попасть «пятой точкой» в узкий нерегулируемый «ковш». Получилось. Причём легко. Механик помогает застегнуть ремни безопасности. Слышу в наушниках: «Nice to meet you», жму руку в гоночной перчатке. Я – в боевой Skoda Fabia S2000, а слева – Ян Копецки, гонщик заводской команды Skoda. Так началось моё знакомство с гоночной серией Intercontinental Rally Challenge.

Длинная «трель» стартера, и под капотом с явным недовольством оживает двухлитровая бензиновая «четвёрка». Но недолго я наслаждаюсь неровными холостыми оборотами и вибрациями по кузову – Ян резко срывает машину с места. Плавно это сделать не позволяет секвентальная кулачковая коробка передач X-Trac. И теперь главное – упереться что есть сил ногами в штурманскую подставку!


Рёв мотора, вой трансмиссии и громкие «отстрелы» выхлопной системы – что может быть приятнее слуху человека, по чьим венам течёт высокооктановый бензин? В первом же повороте Ян срывает зелёную Шкоду в занос, и мы соскакиваем на узкий асфальтовый спуск в лесу. Третья, четвёртая, пятая, шестая – к счастью, я вижу только номер передачи на большом жидкокристаллическом экране.

Но я не ору благим матом от страха и эмоций. Во-первых, я доверяю пилоту на все сто процентов. Или убеждаю себя, что доверяю. Во-вторых, это всё равно бесполезно. А, в-третьих, я вижу только кроны деревьев, пролетающих мимо. Штурманское кресло установлено очень низко, так что перед глазами – лишь остатки передней панели, отделанной антибликовым материалом, и нехитрый инвентарь «ко-драйвера».

О том, что Копецки «валит» на всю катушку, я могу понять только по уровню ускорений. На торможениях без упора обойтись нельзя – иначе тело будет в синяках от ремней. А какой «держак» в поворотах! Сейчас мы улетим? Нет! Раллийные слики BF Goodrich в сочетании с гоночными амортизаторами Reiger Racing удерживают 1200-килограммовую Фабию на, казалось бы, запредельных скоростях. Пролетаем лес, эффектный разворот с «ручником» – и обратно.


Набравшись смелости, выглядываю чуть выше – выщербленный асфальт, а по краям совсем не саженцы, а многолетние деревья. Скорость? Огромная – даже на шестой передаче двигатель уже едва ли не в «отсечке». Но на лице Яна Копецки не дрогнул ни один мускул – для чемпиона Чехии по ралли и бывшего пилота WRC эти дорожки всего лишь разминка перед очередным этапом серии IRC, Barum Rally Zlin.

Ретардер из конусов перед командным шатром Копецки тоже проходит эффектно, на радость фотографам. Останавливаемся. На лице – идиотская улыбка, на языке – сплошные эмоции. Не страшно, сердце стучит не от адреналина, а от восторга. Благодарю Яна и вновь преодолеваю стальной лабиринт, уступая место коллеге, которому ещё предстоит пережить несколько приятных минут...


В чешский Злин я попал, конечно же, не случайно, а по приглашению Skoda. И чтобы сразу нырнуть с головой в атмосферу IRC, организаторы устроили вот такое лакомое блюдо. Кстати, можно было прокатиться и с Юхо Ханниненом – финн не только выиграл Ралли России в этом году, но и отлично выступил на домашнем этапе WRC, где он финишировал первым в группе N4 и десятым в «абсолюте».


Но я предпочёл Копецки – ведь Barum Rally Zlin, на которое мы, собственно, и приехали, проводится по асфальту. Так что на его стороне была не только армия болельщиков в «домашней» гонке, но и его излюбленное покрытие. Забегая вперёд, скажу, что я не ошибся – Ян Копецки выиграл ралли с большим отрывом. Но этому предшествовало немало интересных событий.


Во-первых, в лагерь команды нагрянул... Евгений Новиков! Российский пилот решал на Barum Rally Zlin несколько задач. Это была и тренировка на асфальте перед испанским этапом WRC, который пройдёт в октябре, и первая гонка с новым штурманом – Стефаном Прево. Бельгиец прежде ездил в экипажах с Бруно Тири, Франсуа Дювалем и Крисом Аткинсоном и заменил Дэйла Москатта, с которым команда E-ART приняла решение расстаться.

А приехал Новиков для того, чтобы провести первые тесты Skoda Fabia Super 2000, на которой ему и предстояло покорять чешский асфальт. По словам Евгения, никаких особых предпочтений при выборе машины не было, просто Skoda сделала самое выгодное предложение. Выбор был сделан незадолго до старта, поэтому осваиваться Новикову пришлось уже по ходу ралли.


Справлялся с этим Новиков весьма неплохо – после вечернего 9-километрового зрительского суперспецучастка он расположился на 12-й позиции. А пилоты заводской команды Skoda – Ханнинен и Копецки заняли первые два места. Главными же неудачниками пятницы стали лидер чемпионата Крис Мик, который вылетел и доезжал «доп» на колёсном диске, и пилоты Proton – из-за схожих проблем с двигателями Брайан Буфье вообще не смог стартовать, а его напарник, Гай Уилкс, стал лишь 29-м.

Суббота началась быстрыми лесными участками. И здесь Копецки был неудержим! Чех на первом же «допе» разом «привёз» Ханнинену 12 секунд и вышел в лидеры ралли. Финн же, напротив, откатился на третье место, пропустив вперёд ещё и Николя Вуйоза на Peugeot. За «бронзу» сразу же началось «рубилово» – в четыре секунды от Ханнинена уложились ещё и Джандоменико Бассо (Abarth), и прошлогодний победитель Фредди Лойкс (Peugeot), и Лука Россетти (Abarth). А Новиков поднялся на восьмое место.

К слову, Ян Копецки лидерства уже не уступил, а сильнее всего местный герой оторвался, когда в середине дня начался ливень. К тому моменту Вуйоз уже сошёл, а Ханнинен и Новиков начали потихоньку пробираться вперёд. И тут с 8-го СУ приходит известие – Бассо угодил в аварию, «доп» отменили и перевели в дорожный режим. Непонятно, куда так нёсся итальянец, если на тот момент он уступал лидеру больше 50 секунд...

А на первом же воскресном СУ сошёл и Фредди Лойкс, окончательно лишив интриги гонку. Так Копецки и закончил «домашнее» ралли заслуженной победой. Вторым добрался до финиша неудачник пятницы Крис Мик, а до третьего места поднялся-таки Юхо Ханнинен. Жаль, что из-за технических проблем раньше времени закончил гонку Евгений Новиков – а ведь шёл москвич в очковой зоне. Но, несмотря на досадную поломку, экипаж остался очень доволен и гонкой, и совместной работой. Теперь перед ними главная задача – испанский этап WRC.

Что до ситуации в первенстве IRC, то успех Копецки в Barum Rally Zlin позволил сократить отставание от лидера серии, Криса Мика, всего до 3 очков. Впереди ещё три этапа, два из которых пройдут по асфальту. Так что у Яна Копецки и Юхо Ханнинена есть козыри в рукаве – уже в первый свой сезон Skoda Fabia Super 2000 доказала свою конкурентоспособность в любых условиях. И пусть в командном зачёте армада Peugeot выглядит недосягаемой, но чехи могут вполне резонно надеяться на первый титул в личном зачёте IRC.

Вадим Гагарин
Фото автора

ИСТОРИЯ

ПИЛОТЫ

Вадим Гагарин