На долю столичного асфальта выпадает немало злоключений: тут и шипованные покрышки, и победные парады с гусеничной техникой, и ежегодное «общение» с коммунальщиками по весне... Прошедшее воскресенье принесло городским дорогам особое «блюдо»: знакомство с неудержимой яростью восьмисотсильного двигателя болида Формулы-1.
Крохи со стола «Королевских гонок» долетают до столицы уже не впервые. Год назад Bavaria Moscow City Race уже отыграла успешную гастроль в центре Москвы. Тогда шоу собрало огромное количество зрителей: желающие посмотреть на болиды чуть ли не штурмовали стены Кремля в поисках наиболее удачной точки обзора. Уже тогда организаторы говорили, что первый блин не вышел комом, и появление болидов стоит ждать на следующий год. Пивовары не соврали: в начале лета стало известно, что гонки состоятся, и город посетит одна из формульных команд. Буквально за нескольких дней до шоу появилась информация, что столицу посетит уже три команды – Vodafone McLaren Mercedes, AT&T Williams и Red Bull Racing. Последнюю команду представлял полюбившийся многим «пенсионер» Дэвид Култхард, а честь первых защищали молодые дарования Хейкки Ковалайнен и Казуки Накаджима.
Подготовка шоу на месте прошла быстро, заняв примерно три дня. На рекогносцировку дорожникам потребовалось двое суток: перекрыв движение в центре вечером пятницы, коммунальщики начали усиленно латать трассу перед заездами. За 36 часов рабочие заварили все канализационные люки, немного поправили покрытие, установили заграждения, которым суждено было пройти краш-тест. Ни для кого не секрет, что если на Кремлевской набережной асфальт весьма и весьма неплох, то на Моховой встречались участки далеко не «формульного» качества. Подлатать эти участки получилось неплохо – проехав трассу, Дэвид Култхард смог на своих двоих добраться до паддока. Но вполне вероятно, российский асфальт запомниться организму чемпиона надолго.
Заезды болидов Формулы-1 заняли не так уж много времени: каждому пилоту полагалось две попытки по два круга. Несмотря на то, что на старте стоял секундомер, спортсмены никуда не спешили: на развороте чемпионы не упускали возможности покрутить столь любимые зрителями «пончики». Оставшееся время трехчасового шоу было отдано параду суперкаров, выступлению дрифтеров и байкеров, заезду дакарского чемпиона Владимира Чагина из команды «КАМАЗ-Мастер». Не обошлось и без ЧП: сразу же после старта отказала коробка передач у Formula Student, а затем попал в аварию уникальный Bugatti EB-110 SuperSport. Судя по всему, водитель суперкара не справился с управлением в повороте, и уникальный автомобиль «встретился» с отбойником. Ни водитель, ни пассажир не пострадали, а вот машине повезло меньше: вердикт механиков оказался суровым – восстановлению не подлежит. Количество таких машин в мире измеряется десятками, и потеря одной из них стала самым драматическим событием шоу.
Однако не избежала Bavaria Moscow City Racing и ложки дегтя. Во-первых, организаторы и персонал были абсолютно не готовы к поломкам и авариям на трассе. И если на эвакуацию Formula Student ушли еще более-менее вписывающиеся в рамки приличия 15 минут, то на ликвидацию последствий «кульбита» Bugatti потребовалось полтора часа. Во-вторых, преимущества, которые имели владельцы билетов перед простыми «смертными», для которых все шоу состояло из пары минут рева формульного мотора, никак не соответствовали сумме, которую за них просили. Обычные билеты давали зрителю лишь право на место на трибуне. Причем, большая часть трибун была организована на Кремлевской набережной, которая на день соревнований превратилась в скоростную прямую. Зрелищем для таких посетителей было секундное созерцание болида, который уже успел разогнаться до первой космической скорости. Обладателям VIP-билетов, стоимость в 10 тысяч рублей, были предоставлены трибуны с тентом, что было весьма актуально, учитывая 30-градусную жару, бесплатные напитки и лучший обзор. Вместе с тем, обещанного на многих рекламных баннерах доступа в паддоки для VIP-гостей организовано не было: охранники на подступах к болидам отсеивали всех расщедрившихся на десять тысяч.
Посмотрев Bavaria Moscow City Racing, не покидает ощущение, что приезд в столицу Формулы – это не просто шоу, а подготовка к чему-то большему. И не зря городские власти на пресс-конференции говорили про полноценные соревнования: строительство трассы займет еще несколько лет, а поиск спонсоров и бюрократическая волокита в создании российского Гран-при «королевских» гонок потребует еще больше. Единственный путь быстро привезти Формулу в Россию – организовать полноценную трассу в центре города. Благо, воскресное шоу доказало, что вся инфраструктура, включая дороги, позволяет организовать трассу, которая будет соответствовать всем требованиям. Да и опыт Сингапура, Валенсии да Монако подсказывает, что это задача осуществима. Дело лишь за малым: привлечь спонсоров и обеспечить инициативу поддержкой «сверху». И если первое даже в кризисные времена не является фантастической задачей, то для второго придется изрядно попотеть. Пир Свинкельс, один из организаторов Bavaria Moscow City Racing, сказал, что создание этого шоу стало настоящим испытанием. Основное проблемой стала ФСБ, которой потребовалось такое количество согласований, что гонки оказались под угрозой срыва. «Если вы сделали это в Москве, вы сможете сделать где угодно», - делится впечатлениями от работы Пир. Вероятно, в будущем столичным властям стоит быть чуть сговорчивей, и только тогда у города появится шанс устроить настоящий этап Формулы-1. И не стоит забывать о финансах: не думаю, что тот же Сингапур остается в накладе от проведения «королевских» гонок.
Александр Еремин