Соль, песок и «лунные» пейзажи дались непросто... Четыре тысячи километров тремя(!) самолётами (хорошо, на сей раз обошлось без рогатых оленей и перевязанных собак). Две пересадки – во Франкфурте и Лионе. Чёрт побери! Мы не ищем лёгких путей! А кто сказал, что будет легко? Устали? Пожалуй. Но не до этого нам. Потому что нас ждут великие свершения! Сахара. Пять дней Сахары. 750 километров тренировок с лопатой под изнуряющим африканским солнцем. И 12 Volkswagen Touareg.
Чтобы доказать, что суровые условия Туарегам по зубам, организаторы подшефной Фольксвагену школы повышения водительского мастерства Volkswagen driving experience устроили тест-драйв в Тунисе.
Наконец-то прилетели. Аэропорт города Тозёр. Парковка. Вот они (осторожно шёпотом). Замерли. Ждут. 12. Все, как на подбор, – на пневмоподвеске, с V-образными дизельными «шестёрками» TDI о 240 «конях»... Январь, февраль... ...ябрь, ...ябрь, ...абрь... Вот они, голубчики (улыбка)! Боитесь нашего брата?! Никуда теперь не денетесь. Что русскому хорошо – немцу смерть, да? Ишь, стоят... Улыбаются... И не страшно вам?
А чего бояться-то? Чего они не видели? Бездорожья что ли? Терновый куст – дом родной. Пневмоподвеска с изменяемым клиренсом и жёсткостью, нестандартные пуленепробиваемые внедорожные «катки» Pirelli Scorpion ATR, размерностью 265/70 R17, заламинированные антиабразивной плёнкой бока... Они ждут и радуются. Радуются тому, что скоро им предстоит очередное погружение в пустынный перформанс. И мы тоже ждём. Прям даже вспотели все. Скорее по машинам!
Первую сотню километров по тунисскому асфальту (кстати, дороги там большей частью замечательные) проглотили за один присест – даже не заметили. Оказалось, что на твёрдом покрытии поведение Туарегов, обутых в высокие внедорожные «лапти», испортилось совсем несильно. Курсовая устойчивость даже на неровной дороге великолепна – бросаешь баранку, ну хоть бы на сантиметр сбился с траектории. Информации на руле, как и раньше, с избытком. Да, реакции на поворот стали несколько более размазанными, да, стабилизируется Туарег после манёвра менее охотно. Ну что ж поделать! Ориентация на бездорожье. Отрежь и отдай.
Кстати! А вот и оно. Давненько мне не приходилось тестировать автомобили на выносливость. Нет, фольксвагеновцы всё-таки молодцы. Хорошо всё устроили, побить на бездорожье машины нам удалось изрядно. Тунис – страна разнообразнейших ландшафтов. Сколько будешь ехать – пейзаж всё время разный. Полупустыня сменяется пустыней, кочующие дюны, соляные озёра, горы, наконец. В общем, разгуляться есть где... Постоянный ветродуй и песок, который везде – на зубах, в носу, в волосах, в объективе... Э-э-э, как бы технику не загубить!
Так, хватит. Может пора приступить к приключениям?! Прощай дорога, здравствуй песок. Отрубаем ESP, включаем «понижайку», задираем кузов и сваливаем в пустыню.
Кажется, началось. Караван гусеницей ползёт по барханам. Вправо, влево, вверх, вниз. Стоп-машина! Кто-то сел. Колонна застыла. Всё. Чеши грудь – сливай воду. Теперь лопата наш лучший друг. И так тридцать раз к ряду. Тяжело в ученье...
Первое, и, пожалуй, главное правило на слабонесущих грунтах – плавность и умеренность во всём. Чем плавнее управляешься с тягой, тем лучше. Чуть переборщил с газом – считай закопался. Ехать в рваном режиме – беспричинно разгоняться и интенсивно тормозить – тоже нет резона. Часто, особенно на мощных машинах, когда вы жмёте на газ, часть грунта выбрасывается из-под колёс. Автомобиль садится ниже, и выбираться ему из самостоятельно вырытых ям сложнее. Если впереди наметился сложный участок, лучше преодолевать его на одной передаче, не переключаясь. На каверзных покрытиях важно всегда поддерживать скорость и тягу. Здесь работает принцип снегохода на воде. Пока скорость и тяга есть – ты на плаву.
Что-то часто стали копать! Песок «потяжелел» и подъёмы круче. Стравливаем давление в шинах до одной атмосферы и принудительно блокируем межосевой и задний межколёсный дифференциалы. Ну вот, совсем другое дело? Двадцать минут уже едем без остановок... Так-то оно лучше, надёжно, но не интересно – с заблокированными дифференциалами каждый дурак сможет. Принудительная блокировка существенно повышает «порог застреваемости», она важна и эффективна при трогании с места, но трансмиссии от этого не легче – постоянный «перенапряг» грозит повышенным износом. Так что оставим эти игрушки для новичков.
Усложним задачу – отключаю блокировки и с распущенной трансмиссией карабкаюсь на гребень очередного бархана, но не как обычно, а под углом. Посмотрим, как себя поведёт машина при диагональном вывешивании. Ты смотри! И здесь выкрутился. Сколь либо заметных пробуксовок не обнаружилось. Заметен лишь рокот электроприводов блокировок диффов... Эх! Насколько же своевременно это всё срабатывает! Значит даже в автоматическом режиме трансмиссия способна помочь выкрутиться из большинства неблагоприятных ситуаций.
На самом деле мне не верилось, что в таком режиме наши Туареги долго протянут. Слишком нещадно наш брат журналист с ними обходился. Побили машины мы основательно. Да и организаторы, конечно, тоже хороши. Водные преграды и грязевые «ванны» – только с ходу. Высохшие русла рек, затопленные участки соляного озера, барханы, «лунные» кратеры... Всё вприпрыжку и только на «мысочках». Ба-бах! Это мы приложили защиту двигателя оземь в колее. Хрясь! А это рычагом выковырнули очередной валун. К-к-к-х-х – отозвался о происходящем порог. – Что это было? – А чёрт его знает. Вышли, осмотрели – вроде ничего. Поехали.
Даже у меня порой сердце обливалось кровью. Ну нельзя же так с техникой! Кстати, многие из журналистов к нещадно-садистскому стилю перемещения так и не привыкли. Интеллигентничали с техникой до последнего. И... застревали. Тот, кто продолжал интеллигентничать снова застревал. А я, наоборот, пустился во все тяжкие. Ну уж если ТАКИЕ испытания наш Туарег выдержал, не грех спровоцировать что-то, где «проходимец» точно спасует.
Гулять, так гулять. Отжечь удалось, конечно, капитально. На закате, не доезжая нескольких километров до лагеря, мы намеренно с коллегой-напарником отстали от каравана, мол, провести фотосессию (не дай бог кто из организаторов увидит наши издевательства). Специально выбрали труднопроходимое местечко среди барханов с большим перепадом высот. Дальнейшее можно охарактеризовать единственной фразой – «ложкой снег мешая».
Изверг я, не иначе! Осторожничал сначала на подъёмах, аккуратничал на спусках... Но после трёхминутной разминки обнаглел в конец. Каверзы грунта давно ясны и чёртик под ложечкой засвербел: «На газ-то будем нажимать? Или так и будем тащиться?»
Дальше себя я ощущал съехавшим с катушек Дон Кихотом, только сражавшимся не с мельницей, а с песчаными дюнамии... И вместо Росинанта у меня был Туарег, который со стороны, наверное, больше напоминал скачущего по пустыне бешеного верблюда, объевшегося белены. Мы сегодня фавориты, и нам не до шуток...
Впереди осыпающийся подъём с подветренной стороны. Градусов сорок, не меньше. Полный вперёд! Разгон с буксом, Мой «Росинант» приседает на задние «ноги» и устремляется вперёд! Нос всё выше и выше. Прощай земля, здравствуй небо. Пробуксовка. Вихри песка. По диагонали брюхом сношу гребень бархана. Ф-ф-ф-х-х-с-с-с-с... Это поднятое в заносе песчаное облако захлестнуло крышу. Ёлки-палки! Не видно же ничего! Сброс газа. Что там внизу? Чёрт его знает. Тормоз. Ещё мгновенье и машина обрушивается вниз. Почти секунда в почти невесомости. Устрашающей силы удар – Touareg, изрядно приложившись «мордой», разгребает перед собой песок и прорывается вперёд. Уже автоматом наметилась траектория к следующему «трамплину». Разгон, отрыв... И-и-и-и-и... Вот это я понимаю! Вот это кайф!
Не верится, что всё это происходит со мной. Ты сливаешься с автомобилем в одно целое. Ты ощущаешь каждый перегиб поверхности на удалении 50 метров. Ты позвоночником чувствуешь, как поведёт себя Туарег и через пять, и через 10 секунд ... Ты убеждён в своей вседозволенности и непоколебимости. Ты заодно – с этим креслом, с этими дюнами. С песком этим и колючками. Вприпрыжку. На мысочках.
– Эй, полегче! Тарахтит мне друг Василий по рации. – Тебя сейчас на метр подбросило! Смотри «уши» не сделай...
Я даже не заметил этого...
– Хватит! Хва-а-атит уже! – трещит рация.
Разгон! Тормоз. Поворот, газ... Туарег, немного поскользив передней осью, срывается в занос. Боком в заносе прохожу намеченную дугу...Ты смотри, каков, а! И это несмотря на симметричный привод. Браво!
Матчасть издевательства выдержала. 750 километров, большая доля которых приходилась на песчаные дюны и «лунный» полупустынный ландшафт, – не простое испытание. Ехать к конечному пункту назначения в колонне с большой скоростью после моих безбашенных прыжков поначалу было страшновато. Но нет, вроде всё нормально. Ничего не стучит, в сторону машину не тянет, а значит углы установки колёс не «уплыли». Конечно, скрипов в салоне к концу нашей поездки добавилось – интерьер растрясли основательно.
Из двенадцати машин, участвующих в пробеге, лишь у одной (у нашей, кстати) треснула пластиковая оправа противотуманной фары. А что вы хотели? Слишком низко они расположены. Неудачно, скажете? Да нет, напротив, «линзы»-то целы, они как раз заглублены таким образом, что «достать» их нужно ещё умудриться.
У двух Туарегов сорвали передний бампер с посадочных мест. Оба раза это происходило, когда застрявшую машину пытались вытолкнуть задним ходом «против чешуи» при помощи посторонней силы. Кстати, бамперы на место были установлены тут же в полевых условиях. Ремонтопригодность – пожалуй, одно из главных качеств для внедорожника.
Какой же вывод? Туарег – это Универсальный автомобиль с большой буквы. В «боевых» условиях это подтвердилось ещё раз. На асфальте, особенно если он обут в хорошую дорожную резину, немец радует прогнозируемым поведением. Но и на сложных ландшафтах он чувствует себя превосходно. Геометрическая проходимость великолепна. Трансмиссия – чудо как хороша. Сначала в преодоление песчаных вершин верилось с трудом, всё-таки не рамный Land Cruiser 200. Если бы мне показали за день до поездки
места, по которым мы играючи проскакали, не поверил бы, что Туарег на такое способен.
Ну что? Ждём «второй серии»? Интересно насколько более продвинутым в плане внедорожности станет второе поколение? Скоро узнаем – ездовые испытания уже вовсю идут. Кстати, по слухам предсерийный образец Туарега номер два покажут уже осенью во Франкфурте. Будем ждать.
Текст: Виталий Кабышев
Фото и видео: Виталий Кабышев и Василий Сергеев