После того, как каждый из нас выпил по 200 грамм коньяка (причем это было сделано быстро и почти без закуски) мой приятель посмотрел на меня блестящими глазами и между нами произошел следующий диалог:
- Слушай, ты скоро летишь в Португалию на тест новой Mazda3. Будь другом, напиши, что старая Mazda3 лучше новой.
- Зачем???
- Ну просто я свой жене неделю назад купил в салоне Mazda3. А она мне говорила, мол, давай подождем выхода новой модели, а еще лучше возьмем Mazda6 или CX-7. Но я решил тупо сэкономить и взять старую Mazda3, тем более что на нее давали приличную скидку. И если выяснится, что новая модель реально лучше старой, то мне всю плешь проедят. Вечно эти жены всем недовольны. Купишь машину, а им мало...
- Я понимаю трудности твоего бытия. Посмотрим, что можно сделать. По крайней мере, дизайн передней части «трешки» несколько спорный.
Дизайн новой Mazda3, действительно, получился не таким однозначно удачным, как раньше. Помнится, когда в продаже появилось первое поколение «трешки», я буквально влюбился в эту машину. А что же новое поколение? Оно тоже удалось. Автомобиль хорош, особенно если смотреть на него сзади или сбоку. В профиль Mazda3, особенно в кузове хэтчбек, вообще вызывает восхищение. Стиль работы японских дизайнеров под кодовым названием «поход в тренажерный зал» приносит свои плоды (это мы уже отмечали во время тестов Mazda6 и при презентации хэтчбека Mazda3 на автосалоне в Болонье). Ведь ничего кардинально нового в облике новых поколений Mazda3 и Mazda6 нет. Машины сохранили свои прежние черты, но словно обросли мускулами. Но вот передняя часть с большим бампером, признаться, смущает. Именно «смушает», не более того.
А ведь Mazda3 стала более «накачанной» не только внешне. Сам кузов тоже стал лучше. При создании автомобиля более активно применялись высокопрочные стали, появились усилители на полу и потолке. В итоге жесткость кузова на кручение выросла на 7%, а его общая масса уменьшались на 11 кг. А вообще новая «трешка» стала легче старой на 15 кг. Вроде бы мелочь, о которой даже можно не говорить, однако, на фоне современной тенденции к росту массы, это важно. К тому же не забывайте, что новая Mazda3 стала крупнее старой – длина хэтчбека увеличилась на 45 мм, а седан прибавил сразу 90 мм (интересно, что колесная база при этом осталась без изменений).
«Серьезными» стали и внутренности. И это можно сказать не только о дизайне, но и о материалах отделки. Теперь внутренности Mazda3 сделаны из мягкого и очень приличного пластика (европейские покупатели это так любят). Пожалуй, главным внешним отличием салона новой Mazda3 является наличие большого козырька наверху, под которым спрятаны два дисплея. На маленький монохромный красноватым цветом выводятся данные работы системы отопления, а на более крупном и цветном можно прочитать информацию навигационной системы (если навигации нет, то второй дисплей тоже монохромный, и на него выводятся данные бортового компьютера и музыкальной системы).
Понравились сиденья, которые стали немного удобнее старых (длина подушки передних кресел увеличилась на 20 мм, спинка стала больше, да и подогрев пятой точки теперь ступенчатый). Однако внимание я хотел бы заострить не на этом. В том, что с эргономикой Mazda3 все в порядке, я был уверен и раньше. А вот ситуация с самым слабым местом прежней машины оставалась неясной. И самым слабым местом Mazda3 предыдущего поколения всегда была шумоизоляция. Это знают все, и с этим никто не спорит – Mazda3 была одним из самых «громких» автомобилей в своем классе. Уменьшению количества шумов было уделено очень много внимания: появилась дополнительная изоляция моторного отсека, был усилен кузов, снижены вибрации двигателя и так далее. Согласно официальной информации шумоизоляция стала лучше на 6-11%.
Перед поездкой на тест новой «трешки» я несколько дней ездил на старом автомобиле с двигателем 1,6 л. Старался запомнить уровень шума в салоне. Не знаю, может быть это самоубеждение, а может дороги в Португалии сделаны из другого асфальта. Но мне показалось, что новая «трешка» стала даже тише, чем на заявленные 6-11%. По крайней мере, при движении по хорошему ровному асфальту шума от колес и двигателя вообще не слышно! И лишь при активном нажатии на педаль газа проявляется мотор, да и то его звук получается какой-то приглушенный. Отлично!
Про двигатели Mazda3 все было известно уже давно. Бензиновые агрегаты остались такими же, как и раньше, разве что они подверглись небольшой модернизации. Mazda3 по-прежнему будет оснащаться 1,6- или 2,0-литровыми бензиновыми моторами, которые выдают 105 л.с. и 150 л.с. соответственно. Именно такие агрегаты будут поставляться в Россию, причем у нас они станут отвечать экологическим нормам Евро-4, а не Евро-5. И это просто здорово! Почему? Поймете чуть позже.
Что касается Европы, то здесь будет доступен еще и новый 2,0-литровый мотор с системой непосредственного впрыска топлива, который выдает все те же 150 л.с. Правда, у «непосредственного» мотора чуть больше крутящий момент - 193 Нм, а не 187 Нм, как у старого агрегата. Но смысл двигателя с непосредственной системой в другом – он может оснащаться системой i-stop, которая автоматически глушит мотор при остановке на светофоре и вновь запускает его, как только водитель дотронется до педали сцепления (или при отпускании тормоза при наличии «автомата»). Причем, двигатель Mazda будет глушиться таким образом, что поршни начнут выстраиваться в ряд, а в одном из цилиндров сохранится рабочее давление. Это позволит при нажатии на сцепление включить мотор очень быстро - время реакции оставит всего 0,35 с. По словам японцев, Mazda3 i-stop будет экономичнее обычных «трешек» с 2,0-литровым двигателем сразу на 12%. Для Европы, где покупатели считают каждый грамм топлива, это очень важно.
К сожалению, у нас Mazda3 i-stop продавать не будут. Да и дизельных автомобилей мы не увидим. И если старый мотор объемом 1,6 л еще мог бы попасть в Россию (но не попадет), то новейший агрегат объемом 2,2 л стал уж слишком требовательным к качеству солярки. А ведь новый дизель хорош. Он выпускается в двух модификациях: 150 л.с. и 185 л.с. Причем, радует не столько количество «лошадок», сколько величина крутящего момента – во второй модификации аж 400 «ньютонов», которые выдаются в диапазоне от 1800 до 3000 об/мин. А расход топлива 185-сильной Mazda3 составляет лишь 5,6 л в так называемом смешанном цикле! Я покатался на машинке со 150-сильным агрегатом лишь минут десять, но и этого хватило на то, чтобы понять – новый дизель это чудо. Автомобиль с 2,2-литровым мотором просто «жжет», позволяя стремительно разгоняться (только успевай передачи переключать). К тому же в салоне мотор почти не слышно. Но дизель не для нас. А жаль.
В первую очередь меня интересовала машина с 1,6-литровым бензиновым двигателем и «автоматом». Ведь именно такие «трешки» наиболее популярны в нашей стране. Однако Mazda3 1,6 с «автоматом» в Португалии не было. Оказывается, в Западной Европе будут продавать 1,6-литровые машины только с 5-ступенчатой «механикой». А 1,6 с АКПП появится только в России и странах СНГ. Причем, с 1,6-литровым мотором будет идти старая трансмиссия с четырьмя ступенями. Гордиться «маздовцам» нечем. Эта 4-ступенчатая коробка уже довольно старая по своей конструкции. Да и вообще – 4 скорости по современным меркам, когда кое-кто переходит на 7 и даже 8 скоростей, это «не комильфо».
А вот машины с 1,6-литровым мотором и «механикой» были. Про «механику» могу сказать только одно – она работает просто здорово. Эта коробка и на старой машине отличалась отменной четкостью переключения, а сейчас она, кажется, стала еще лучше. Как позже выяснилось, ощущения того, что рычаг стало удобнее держать, основаны не на пустом месте. Оказывается, японские инженеры подняли рычаг коробки на 60 мм и слегка наклонили его к водителю. В результате этого руке при перекладывании с руля требуется преодолеть меньшее расстояние.
Но все достоинства «механики» были растоптаны экологическими нормами Евро-5, которые, похоже, могут скоро поставить крест на атмосферных моторах небольшого объема без турбонаддува. Протестированные нами новые Mazda3 с 1,6-литровым двигателем и «механикой» едут хуже, чем раньше! Двигатель раскручивается неохотно, при нажатии на педаль газа заметного подхвата, который был раньше, не происходит, машина стала очень требовательна к выбору скорости. Стоит только на подъеме в горку оставить третью вместо второй, как автомобиль тут же скисает. А ведь раньше этот холм можно было бы одолеть и на третьей! Мотор бы вытянул. В общем, сплошное разочарование – пока двигатель не набирал 3000 об/мин было такое чувство, что под капотом не 1,6 л, а 1,4 л или даже 1,2 л. И лишь когда стрелка тахометра доходила до 4000-5000 об/мин, то Mazda3 начинала ехать.
Подобные нарекания в полной мере относятся и к версии с 2,0-литровым мотором и 5-ступенчатой АКПП. Конечно, 150 «лошадей» это гораздо лучше, чем 105. «Трешка» уже резвее разгоняется, лучше реагирует на нажатие педали газа. Но такое ощущение, что под капотом стало больше не на 45 «лошадей», а на 20-30. Автомобиль едет, но весь былой задор куда-то ушел (хотя нам он сказал, когда вернется).
Сначала мы начали издеваться над новой машиной, кое-кто дошел даже до того, что пообещал не покупать Mazda3 (хотя планы такие были). Однако потом стало понятно – все проблемы моторов связаны с жесткими экологическими нормами. Двигатели получились слишком задушенными. Ведь неспроста же 1,6-литровый агрегат стал вдруг экономичнее сразу на 0,6 л. А в России к вопросам защиты окружающей среды относятся проще. Поэтому к нам будут поставлять старые моторы, которые станут «дышать» гораздо свободнее и обладать по-прежнему заводным характером (мы все в это искренне верим). То есть предыдущие абзацы про «овощной» характер новой «трешки» необходимо срочно забыть. И никогда не вспоминать.
Что касается подвески, то она, судя по всему, если и стала комфортабельнее и мягче, то лишь на чуть-чуть. И во многом ощущения улучшения комфорта возникает из-за щумоизоляции и более качественных материалов отделки, а не из-за самой ходовой. Кроме того, отныне чуть по иному настроен усилитель руля. Если раньше машина реагировала на каждое движение «баранки» (отсюда и возникала мысль о полном единении с машиной), то теперь руль стал не таким чутким.
Да, спортивного духа в новой «трешке» (по крайней мере, в модификациях, предназначенных для Европы) стало меньше. Кому-то это может не понравиться, ведь старая Mazda3 имела имидж одного из самых «драйверских» автомобилей в классе. Однако, как выясняется, большинство покупателей Mazda3 брали эту машину вовсе не из-за ее спортивного духа! Особенно в нашей стране – версию с 1,6 л и 4-ступенчатым «автоматом» сложно назвать спортивной. Например, жене моего приятеля нужна красивая и стильная машинка, на которой она будет каждый день ездить по пробкам в центр города, а не «горячий» хэтч для «отжига» по извилистым дорогам с запредельной скоростью. И, наверняка, ей больше понравится именно новая Mazda3, которая стала тише и чуть комфортнее. Двигатели только нужны под Евро-4.
Вы, наверное, хотите знать, в каких комплектациях автомобиль будет продаваться в России? И цены? На последний вопрос сейчас никто не ответит – окончательная стоимость новой «трешки» для российского рынка будет объявлена ближе к маю (тогда же начнут принимать заявки на автомобиль, а его поставки в Россию начнутся в августе).
А вот комплектации известны. Если раньше их было три (Base, Touring и Sport), то теперь четыре: Direct, Touring, Touring+ и Sport. Первая считается «антикризисной». Mazda3 Direct будут иметь АБС, систему распределения тормозных усилий EBD и систему помощи при экстренном торможении, противозаносную систему (она у японцев называется TCS), систему динамической стабилизации DSC и шесть подушек. То есть на безопасности японцы не сэкономили. А вот все возможные «комфортабельные навороты» из Direct убрали. Оставили только центральный замок, электроприводы передних стекол и многофункциональный дисплей (кстати, он будет «разговаривать» на русском языке). А вот кондиционер придется заказывать отдельно.
Поэтому в Mazda делают ставку на версии Touring и Touring +. В первом случае будет кондиционер, подогрев кресел, руль с кожаной отделкой, электропривод стекол и зеркал (последние с подогревом). А в Touring + появится уже двухзонный климат-контроль, парктроник, легкосплавные диски на 16 дюймов. Версия Sport по традиции станет самой богатой: спортивный обвес, 17-дюймовые колеса, тонированные задние стекла, поворотный биксенон, подогрев лобового стекла, датчик дождя.
Что касается опций, то самыми интересными можно назвать систему контроля за движущимися сзади автомобилями (борьба с «мертвыми» зонами), шикарную «музыку» от Bose и, внимание, навигационную систему. На русском языке!
Показанная нам в Португалии «трешка» произвела двоякое впечатление. Mazda3 оказалась заметно тише, а салон стал лучше – это плюс. Огромный плюс. Mazda3 с бензиновыми двигателями, заточенными под Евро-5, стала ехать хуже – это минус. Огромный минус. НО!!! Судя по всему, нас главный недостаток новой Mazda3 не затронет. Ведь Россия получит двигатели Евро-4, которые не так сильно задушены экологическими нормам.
Денис Смольянов